История становления ПО «Лингвистика текста»

Из самого названия данной дисциплины становится ясно, что Лингвистика текста (ЛТ) – направление лингвистических исследований, в рамках которых формулируются и решаются проблемы текста. Истоками Л. т. можно считать:

- античную риторику и поэтику (изучавшие тексты, фигуры речи)

- герменевтику (предполагающую истолкование текстов),

- семиотику (науку о знаках и знаковых системах),

-литературоведение (наука, изучающая художественную литературу как явление человеческой культуры)

- текстологию (изучающую приемы анализа литературных произведений в целях восстановления истории, критической проверки для последующего литературоведческого исследования, публикации и интерпретации) и др.

Однако, текст в данных науках рассматривался лишь как один из "побочных продуктов" коммуникации, представляющегося в виде статической структуры элементов и типов их связей. Долгое время в качестве объекта исследования выступали словосочетание и предложение. Однако, многие предпринимаемые попытки, направленные на объяснение некоторых языковых явлений при опоре на традиционный категориальный аппарат, ориентированный исключительно на анализ предложения, потерпели неудачу, что дало толчок в 60-х гг 20 века к выделению новой ПО с новым объектом исследования, а именно лингвистики текста в центре внимания которой находится текст.

Предлагаю рассмотреть этапы становления и развития ПО «Лингвистика текста».

(Слайд 4)

1 этап(структурно-семантический) - 60-70гг. XX века и был связан преимущественно с организацией поверхностной структуры тексов, а именно с анализом правил соединения цепочки предложений/высказываний в более крупные единицы: над- (сверх) фразовые единства, представляющие из себя сложные синтаксические целые, абзацы и т.д. Таким образом, иерархия традиционных языковых единиц (фонема-морфема-слово-предложение) расширяется еще на одну величину - текст. Вместе с тем, развитие лингвистики текста на 1 этапе тормозилось тем, что само понятие текст, как сложное синтаксическое целое не было достаточно полно разработано с точки зрения внутренней структуры и не выделялось в качестве особой единицы языка и речи; исследователи интересовались лишь поиском средств формальной связности текста.

2 этап (коммуникативно-прагматический) – признание текста как некоего сложного единства, объединенного коммуникативной целостностью, смысловой завершенностью, логической, грамматической и семантическими связями. Здесь, текст уже не рассматривается как независимая высшая коммуникативная единица, текст – один из элементов коммуникативной системы, существующий вокруг- и надтекстового экстралингвистического пространства. Исследователя интересует прежде всего изучение того, как создаются отправителем и воссоздаются реципиентом качественные показатели текста как коммуникативного единства.

3 этап (когнитивно-ориентированный анализ) – этот анализ является важной составляющей теории дискурса и обращен к ментальным структурам и механизмам. Он ставит в центр внимания процессы производства и восприятия текста, который рассматривается как результат ментальных процедур по получению, обработке, репрезентации и хранения человеческого знания. Текст означает, как известно, соединение, сплетение, связь. Лингвисты задаются вопросом какую именно связь/связь каких элементов или процессов можно назвать текстом? Будут ли это внутритекстовые связи или связи, возникающие за пределами текстового пространства (у реципиента, встретившегося с текстом)? Означает ли это, что текста нет пока он не встретится с воспринимающим его сознанием?

Когнитивный подход к исследованию текста предполагает изучение текста с выходом в экстралингвисти­ческие сферы и поиск когнитивных, культурных и социальных объяснений этому феномену, тк невозможно остаться в рамках внутриязыковых координат.

В связи с этим анализом активно разрабатывается теория фреймов, в которой исследователи стали фокусировать внимание на изучении концептуальной подосновы человеческого понимания и порождения значения.

(Слайд 5)

В отечественной науке акцент в этом направлении ставится на изучение связности и цельности текста как его базовых свойств.

Понятие цельности относится к смысловой (содержательной) стороне текста. Цельность предполагает внутреннюю законченность, смысловое единство текста (т.е. единство информационного и тематического полей текста). Но цельность не может быть единственным и достаточным свойством текста, т.к. понятие цельности предполагает наличие частей и связей между ними, т.е. связность.

Понятие связности основывается на структурных особенностях текста. Связность заключается в сцеплении/сочетании отдельных языковых единиц в тексте. Она выражается в синтаксическом характере соединения предложений, фрагментов.

В зарубежной лингвистике связность и цельность иногда объединяется под одним названием «когерентность текста» (например в концепции Роберта дэ Богранда и Вольфганга Дреслера). Под этим термином понимается взаимосвязь составляющих текста на разных уровнях (м/у предложениями, речевыми действиями, пропозициями), их интеграция и композиция.

(Слайд 6)

Итак, если на первом этапе развития ЛТ основным объектом изучения считалось сверхфразовое единство, то в настоящее время внимание исследователей все больше занимает целое речевое произведение. Решающую роль в этом расширении объекта играет общее изменение ориентации языкознания – непрерывно возрастающий интерес к проблемам функциональной и когнитивной лингвистики, теории коммуникации, социолингвистике, прагматике. Так, если для теории синтаксиса главным объектом изучения остается текст в узком смысле слова, т.е. сверхфразовое единство (сложное синтаксическое целое) или «микротекст», то для названных выше наук основной интерес представляет целое речевое произведение, т.е. «макротекст» (текст в широком смысле слова).

Таким образом, следует различать 2 объекта ЛТ, часто недифференцированно именуемых «текст»:

- целое речевое произведение – текст (макротекст)

- сверхфразовое единство (сложное синтаксическое целое), те микротекст


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: