Общая характеристика затруднений в социально-педагогическом взаимодействии. Барьеры общения и основные области затруднений

Тема: 5. Нарушения и затруднения в социально-педагогическом взаимодействии

1.Общая характеристика затруднений в социально-педагогическом взаимодействии. Барьеры общения и основные области затруднений.

2.Трудности социально-педагогического взаимодействия с детьми, подростками, нуждающимися в социально-педагогической помощи.

3.Техника безопасного социально-педагогического взаимодействия.

Литература

1.Василькова, Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для студент. высш. пед. учеб. заведений / Ю.В. Василькова. – М., 2001.

2. Кабаченко, Т.С. Методы психологического воздействия: Учебное пособие / Т.С. Кабаченко. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 544с.

3.Медведева, Г.П. Этика социальной работы / Г.П. Медведева. – М., 2002.

4. Шейнов, В.П. Искусство управлять людьми / В.П. Шейнов. – Мн.: Харвест, 2005. – 512с.

5. Шелихова, Н.И.Техника педагогического общения / Н.И. Шелихова. – М., 1998. – С. 22-25; 33-34.

6. Шептенко, П.А., Воронина, Г.А. Методика и технология работы социального педагога / П.А. Шептенко, Г.А. Воронина. – М., 2002.

1. Коммуникация – процесс двустороннего обмена информацией, ведущей к взаимному пониманию. Коммуникация – в переводе с латыни обозначает «общее, разделяемое со всеми». Если не достигается взаимопонимания, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме.

Для эффективной коммуникации характерно: достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения (достижение большей определенности в понимании ситуации способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов).

Причинами неэффективной («плохой»)коммуникации могут быть:

а) стереотипы – упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуации, в результате нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем;

б) предвзятые представления» – склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно («Мы верим тому, чему хотим верить»). Мы редко осознаем, что толкование событий другим, человеком столь же законно, как и наше собственное;

в) плохие отношения между людьми, поскольку если отношение человека враждебное, то трудно его убедить в справедливости вашего взгляда;

г) отсутствие внимания и интереса, собеседника, а интерес возникает, когда человек осознает значение информации для себя: с помощью этой информации можно получить желаемое или предупредить нежелательное развитие событий;

д) пренебрежение фактами, т.е. привычка делать выводы – заключения при отсутствии достаточного числа фактов;

е) ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т.п.

ж) неверный выбор стратегии и тактики общения.

(Стратегии общения: 1) открытое – закрытое общение; 2) монологическое-диалогическое; 3) ролевое (исходя из социальной роли) – личностное (общение «по душам»). Открытое общение – желание и умение выразить полно свою точку зрения и готовность учесть позиции других. Закрытое общение – нежелание либо неумение выразить понятно свою точку зрения, свое отношение, имеющуюся информацию. Использование закрытых коммуникаций оправдано в случаях: 1) если есть значительная разница в степени предметной компетентности и бессмысленно тратить время и силы на поднятие компетентности «низкой стороны»; 2) в конфликтных ситуациях открытие своих чувств, планов противнику нецелесообразно. Открытые коммуникации эффективны, если есть сопоставимость, но не тождественность предметных позиций (обмен мнениями, замыслами). «Одностороннее выспрашивание» – полузакрытая коммуникация, в которой человек пытается выяснить позиции другого человека, и в то же время не раскрывает своей позиции. «Истерическое предъявление проблемы» – человек открыто выражает свои чувства, проблемы, обстоятельства, не интересуясь тем, желает ли другой человек «войти в чужие, обстоятельства», слушать «излияния»).

Проблема затруднений в общении, барьеров общения активно исследуется в психолого-педагогической теории. На практике с этой проблемой сталкивается каждый человек. Коммуникативный барьер – абсолютное или относительное препятствие эффективному общению, субъективно переживаемое в ситуациях общения. Затруднение в общении, барьер общения – субъективное образование, переживание субъектом некоторой сложности, необычности, противоречивости ситуации. Затруднение в общении – это субъективно переживаемое состояние «сбоя» в реализации планируемого общения. По мнению А.К. Марковой, оно проявляется в форме остановки, перерыва деятельности или общения, невозможности их продолжения. Затруднения могут иметь как позитивную, так и негативную функции. (Позитивная имеет два значения – индикаторное и мобилизующее; негативная – сдерживающее и деструктивное).

Выделяют следующие области затруднений в педагогическом, социально-педагогическом взаимодействии:

1) Этно-социокультурная.

Каждый человек (субъект общения) – носитель определенного менталитета, взаимодействует с другими людьми в соответствии с нормами, традициями, присущими народу, представителем которого он является. Эти особенности вызывают целый ряд затруднений в соблюдении этикета общения.

2) Статусно -позиционно-ролевая область затруднений.

Обусловлена целым рядом глубинных причин: семейным воспитанием, позицией в общности, атрибутом роли, статусом учреждения и т.д. Такие затруднения в общении часто возникают в условиях ассиметрии статусов, позиций. Например, в школе право учителя спрашивать, предполагает обязанность ученика отвечать. Если же ученик задает вопрос, на который учитель не хочет отвечать, он может переадресовать вопрос другому ученику, или не отвечать на него.

Формируемый с первого школьного дня авторитет учителя как носителя ценностей нового, необходимого для дальнейшей жизни, ценностей учения является общепризнанным. Однако он часто приобретает черты непререкаемости, абсолютности, что исключает у ученика даже попытку высказать, а тем более отстоять свое мнение. В этих случаях общение затруднено. В то же время роль педагога, а тем более, социального педагога предполагает такие личностные качества как компетентность, объективность, такт и желание помочь.

3) Возрастная область затруднений.

Возрастные особенности партнеров общения также могут вызвать затруднения. Преодоление таких трудностей возможно при условии постоянного личностного и профессионального саморазвития педагога, его интереса к жизни, к миру молодежи.

4) Индивидуально-психологические затруднения.

Индивидуально-психологические особенности партнеров по общению чаще всего служат причиной коммуникативных затруднений (эмоциональная неустойчивость, импульсивность, недостаточность социальной перцепции и др.).

5) Деятельностная область затруднений.

В.А. Кан-Калик выделяет следующие типичные барьеры педагогического общения:

а) боязнь класса и педагогической ошибки;

б) барьер установки, сформированной в результате прошлого негативного опыта работы;

в) барьер несоответствия педагогической деятельности той коммуникативной ситуации, которая складывается в процессе взаимодействия.

На эффективность взаимодействия влияют: виды общения (формально-ролевое, духовно-межличностное, манипулятивное и т.д.); средства общения (язык, интонация, жесты и т.д.); позиция и компетентность педагога.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: