Как уже было сказано выше, цель предприятия – _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
В связи с данными целями предприятию приходится решать большой комплекс да ч, основными из которых являются:
· выбор товаров или услуг, которые производятся или оказываются;
· выбор используемых ресурсов;
· выбор технологий, с помощью которых будут производиться товары или оказываться услуги;
· выбор персонала, который будет производить товары или оказывать услуги;
· организация процесса производства товара или услуги;
· выбор рынков, на которых будут реализовываться товары или услуги;
· поиск информации, которая может быть использована при производстве товаров и услуг;
· формирование потока товаров или услуг, которые поступают на рынки;
· формирование потока информации, которая должна сопровождать производимые товары или услуги;
|
|
· формирование правил социального поведения, которые требуются при использовании производимых товаров или услуг.
Как уже говорилось в предыдущей лекции, при рассмотрении организационных структур было определено, что внутренняя структура предприятия является достаточно сложной. Наибольший интерес для менеджера представляют элементы общей структуры, называемые системами управленияпредприятия. К ним относятся:
· системы управления выбором производимого товара или услуги;
· системы управления ресурсами;
· системы управления производством;
· системы управления персоналом;
· системы управления информацией;
· системы управления сбытом и маркетигом.
Могут быть и другие системы управления отдельными сферами и направлениями, которые все вместе во взаимосвязи формируют единую систему управления предприятием.
Управление предприятием подразумевает использование определённых методов или технологий управления. В принципе технологии могут быть разными, но в любом случае они прямо связаны с выполнением общих и специальных функций менеджмента (см. выше).
Целеполагание как технология управления связано с выработкой:
· миссии предприятия, то есть с поиском ответа на вопросы «Для чего данное предприятие существует?» и «Каково предназначение данного предприятия?»;
· философии предприятия, то есть с поиском ответа на вопрос «Как данное предприятие будет выполнять принятую миссию?»;
· главной цели предприятия, к которой оно стремится;
· совокупности задач, которые придётся решать предприятию по пути движения к своей цели.
|
|
Также целеполагание как современная технология управления предполагает открытость миссии, философии, цели и задач конкретного предприятия, то есть обязательное знание их своими работниками и свободное ознакомление с ними любых иных людей.
Прогнозирование и планирование как технологии управления.
Прогноз –
_____________________________________________________________________________
В процессе прогнозирования необходимо с заданной точностью определить, что ждёт конкретного человека или предприятие при развитии ситуации по определённому сценарию. Источником прогноза и для человека и для предприятия выступают как собственный опыт и собственные проработки в этом направлении, так и официальные прогнозы, публикуемые государственными и муниципальными органами власти, так и прогнозные разработки, выполняемые специализированными организациями по заказам. Прогнозы, составляемые гадалками и астрологами, вообще говоря, менеджерами не рассматриваются.
На основе прогноза ведётся планирование, то есть составляется последовательность действий человека или предприятия по достижению поставленной цели. План должен содержать развёрнутые ответы на следующие вопросы:
· что нужно делать? (то есть содержание мероприятий, действий);
· когда нужно делать? (то есть даты, периоды, последовательность);
· кому нужно делать? (то есть персонификация исполнителей и ответственных за конкретные действия);
· где нужно делать? (то есть привязка к месту исполнения).
Если план дополнительно содержит развёрнутые ответы на вопросы:
· как нужно делать? (то есть привлекаемые технологии);
· на основе чего нужно делать? (то есть привлекаемые ресурсы);
то такой план принято называть программой действий по достижению поставленной цели.
Если прогноз обычно представляет собой словесное описание будущего состояния человека или предприятия, то план и программа должны обязательно предусматривать значительную конкретизацию действий (суммы, числа, даты, конкретные наименования, имена исполнителей и руководителей и т.д.), позволяющую осуществлять контроль над исполнением этапов по мере их завершения.
Современной формой плановой работы является программно-целевое планирование (программно-целевой подход), при котором план выстраивается в форме иерархии целей – «дерева целей»: исходя из главной цели предприятия, определяются последовательности целей его подразделений, затем определяется последовательность задач вплоть до конкретных заданий, стоящих перед низовыми исполнителями.
Организация или организовывание как технология управления – это работа менеджера по формированию и обеспечению деятельности подразделений предприятия в соответствии с её целями и планами. Оно обычно включает:
· разработку организационной структуры, обеспечивающей достижение целей и решение поставленных задач;
· установление производственных отношений между работниками, исходя из анализа процессов разделения и кооперации труда;
· формирование организационной системы управления (ОСУ);
· составление штатного расписания и определение функциональных обязанностей работников (должностные инструкции);
· отработка построенных организационных схем в динамике и их корректировка.
Мотивация и стимулирование как технологии управления
Мотивация работников предприятия связана с созданием возможностей по удовлетворению их разнообразных потребностей. Наиболее удачная теория человеческих потребностей создана А. Маслоу (см. схему на рис. 3.2) в виде пирамиды. Первый уровень этой пирамиды составляют физиологические и сексуальные потребности, то есть потребности в пище, воде и продолжении рода. Второй уровень – потребности существования, то есть потребности в защищённости и уверенности в завтрашнем дне. Третий уровень – социальные потребности, то есть потребности в принадлежности к какой-либо группе, во внимании и заботе окружающих. Четвёртый уровень – потребности престижа, то есть потребности в уважении, статусе, в служебном росте. Пятый уровень – духовные потребности, то есть потребности в творчестве и самовыражении.
|
|
Рис. 3.2. Пирамида базисных потребностей по А. Маслоу
Особенности этой пирамиды потребностей состоят в том, что актуальность и ценность потребностей более высокого уровня проявляется только тогда, когда удовлетворены потребности более низких уровней.
Кроме базисных потребностей существуют ещё производные потребности: благополучие, справедливость, порядок и единство социальной жизни, которые прямо не вписываются в пирамиду А. Маслоу, но, в общем-то, определяют степень цивилизованности жизни.
Стимулирование в отличие от мотивации является проявлением чисто внешним: хороший коллектив и достойная зарплата, поощрение инициативы, справедливое вознаграждение и наказание, единые нормы и ценности для всех и т.п., что обычно приводит людей к пониманию ситуации и соответствующим действиям.
Мотивация и стимулирование являются мощными взаимодополняющими технологиями управления, способными в руках менеджера значительно усилить потенциал предприятия.
Координация и регулирование как технологии управления являются не чем иным, как деятельностью менеджера по поддержанию движения предприятия к заданной цели. При этом:
· координация – это согласование деятельности предприятия и всех его подразделений с намеченным планом и осуществляется, как правило, мягкими методами (экономическими и морально-психологическими);
· регулирование – это принудительная коррекция деятельности предприятия и осуществляется, как правило, жёсткими административными методами в тех случаях, когда координация исчерпывает свои возможности.
Учёт, анализ и контроль – важнейшие технологии управления, так как позволяют менеджеру собрать и обработать информацию, связанную с деятельностью предприятия, снимая этим самым неопределённости, предупреждая кризисные ситуации и поддерживая деятельность предприятия в заданных пределах. Процедура контроля обычно включает следующее:
|
|
· выработка и принятие критериев оценки;
· оценка реальных показателей по принятым критериям;
· выполнение координирующих и регулирующих действий.