Картина мира в философии Нового Времени. Взаимосвязь философии и естественно – научного знания

Контрольные вопросы

1. Что относится к важнейшим принципам средневековой христианской философии?

2. Теоцентризм и антропоцентризм. В чем, по вашему мнению, состоит смена акцентов в рассмотрении философской пробле­матики средневековья и Возрождения?

3. Основные проблемы и своеобразие средневековой философии.

4. Тема бога и человека в философии А. Августина.

5. Обоснование идеи бога у А. Августина и доказательства существования бога у Ф. Аквинского.

6. Схоластический спор об универсалиях: реализм и номинализм.

7. Каковы разновидности и смысл теодицеи?

8. Специфика средневековой онтологии и гносеологии.

9. Смысл человеческой жизни и смысл истории в средневековом мировоззрении.

10. В чем проявился гуманизм философии Возрождения?

11. Платонизм в философии Возрождения.

12. Что такое пантеизм? У каких мыслителей Возрождения он встречается?

13. Вселенная глазами мыслителей Возрождения. Н. Кузанский, Н. Коперник, Дж. Бруно.

14. Возрождение античной диалектики: совпадение противопо­ложностей /Зенон - Н. Кузанский/.

15. Социально-философские взгляды Н. Макиавелли.

16. Утопии Т. Мора, Т. Кампанеллы.

17. В чём суть философских достижений эпохи Ренессанса, ока­завших влияние на философию Нового времени.

18. Какие проблемы выделяются в качестве наиболее спорных для философии христианского средневековья?

19. В чем состоит различие в понимании человека в философии средневековья, Возрождения и Просвещения?

20. Какое влияние оказал труд Н. Коперника «Об вращении не­бесных сфер» на развитие философии и науки?

Вопросы для самостоятельного изучения (СРС)

1. Что относится к важнейшим принципам средневековой христианской философии?

2. Полемика о свободе воли в средневековой философии. Эсхатологический смысл истории.

3. Проблема соотношения веры и разума в философии средневековья.

4. Проблема универсалий: спор реалистов и номиналистов.

5. Философия неоплатоников и христианство. Истоки западного монашества. Св. Франциск Ассизский и францисканство.

6. Мальтийский орден. Рыцари мальтийского ордена в России.

7. Пантеизм Дж. Бруно.

8. Т. Мор и Т. Кампанелла как представители утопического социализма.

9. Антропоцентризм и гуманизм философии Возрождения.

10. Этика М. Монтеля и Э Роттердамского.

11. Ценность духовности в христианской философии средних ве­ков.

12. Дух, душа и тело в понимании философов средневековья.

13. Особенности понимания природы и человека как творений бо­га. Дух новой эпохи в искусстве Возрождения.

Учебная, учебно-методическая и дополнительная литература

1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого Нового Завета. – М., 1992.

2. Августин А. Исповедь. — М., 1991.

3. Фома Аквинский. «Сумма теологии». Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир — эпоха просвещения / Ред. колл. И.Т. Фролов и др. - М., 1991.

4. ГриненкоГ.В. История философии. – М., Юрайт, 2003.

5. История философии. Учебник для ВУЗов. – Ростов н/Д., 2001.

6. История средних веков. В 2-х т.Т1. – М., 1990.

7. Каутский К. Происхождение христианства.- М., 1990.

8. Майоров Т.Т. Формирование средневековой философии. - М., 2006.

9. Печникова Р.Ю. Мальтийский орден в прошлом и настоящем. — М., 1990.

10. Соколов В.В. Средневековая философия. — М., 1979.

11. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М., 1991

12. Мир философии. Книга для чтения. В 2 ч.Ч 1. – М., 1991.

13. Пико делла Мирандолла Дж. Речь о достоинствах человека. Эстетика Ренессанса. Т. 1. — М., 1989.

14. Фичино М. Комментарии на «Пир» Платона — Эстетика Ренессанса. Т. 1. — М., 1989.

15. Хрестоматия по философии. – Ростов н/Д., 1997.

16. Баткин Л.М. Философия Возрождения в поисках индивидуальности. — М., 1989.

17. Горфункелъ А.Х. Философия эпохи Возрождения. — М.,1980.

18. Гуттенберг В.И. Титаны Возрождения. – М., 1988.

19. Исторические типы философствования. — М.: Изд-во МАИ, 1994. С. 33-37.

20. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. — М., 1978.

21. Ойзерман Т.И. Философия как история философии. – СПб., 1999.

22. Фирсов А.В. История философии. – Ростов н/Д., 2004.

Лекция 2.3 Философия Нового времени и эпохи Просвещения.

Дидактические единицы:

2.2.3 Философия Нового времени и эпохи Просвещения

1. Картина мира в философии Нового Времени. Взаимосвязь философии и естественно научного знания.

2. Эмпиризм. Проблема познания в философии Ф. Бекона.

3. Рационалистическая концепция Р. Декарта. Рационализм как тип философствования.

4. Философские учения об общественной жизни. Просветительская трактовка человека

5. Сущность просветительства.

6. Ш. Монтескье - идеи «географического» детерминизма и закономерного развития.

7. Вольтер – идеи свободомыслия и атеизма в философии.

8. Ж. Ж. Руссо о природе человека и его воспитании.

9. Д. Дидро и П. Гольбах о природе. Просветительская деятельность Дидро.

10. Общественно – правовой идеал Просвещения.

Новое время принято называть период, начавшийся в 17в. и длящийся до настоящего времени.

Развитие капитализма и рыночных отношений в недрах феодального общества и связанный с этим бурный рост наук и техники в Европе явились той основой, на которой сформировалось новое философское мировоззрение, которое было ориентировано, прежде всего, на исследование природы научного (теоретического) знания и осмысления его способов получения.

Характерными особенностями философии 17в. были:

- тесная связь с естествознанием;

- борьба против засилия схоластики и обоснование идеологии формирующейся буржуазии.

Философии Нового времени свойственно утверждение о принципиальной недоказуемости догм христианства, т.е. разделение знания и веры. Если в период средневековья философия была органически связана с религией, в эпоху Возрождения с гуманизмом и гуманитарными науками, то в Новое время с естествознанием. Это проявляется в том, что даже философия подчас приобретает математическую форму изложения. Быстро развивающиеся точные науки (математика, механика, физика) и лидерство среди них механики привели к формированию механицизма как специфического типа мировоззрения. Механицизм полагает, что и мир, и человек – все это как сложные машины, существующие по законам механики.

Философия 17в. развивается в тесной связи с естествознанием, по этому, главной становится природа и источники знания, методы его получения и формы существования. Поэтому, философия Нового времени выдвигает гносеологию как философское учение о методах, способах и формах познания человеком окружающего мира.

Проблемы гносеологии пронизывают большинство философских систем того времени, а само знание рассматривается прежде всего с точки зрения его практического прикладного значения, как условие обретения человеком власти над окружающим миром. Однако философское естествознание Нового времени все еще находилось под влиянием могущественной теологии. Поэтому, в философской системе все еще присутствовал идеал Бога, более того, в некоторых научных учениях Бог рассматривался как перводвигатель, источник движения и развития мира, который якобы запустил всемирный механизм. Полагалось, что далее мир развивался по собственным законам (деизм), однако в новое время неуклонно развиваются те элементы научных представлений, которые уже были заложены в эпоху Античности и Возрождения. Под влиянием молодого капитализма наука становится производственной силой общества.

И в обществе все более возрастает спрос на точное знание, полученный экспериментальным путем. Т.е. наука Нового времени утрачивает присущее ей ранее созерцательный характер.

Научные теории начали строиться на базе экспериментальных методов, основы которых были заложены Галилеем, а не на высказывание авторитетов прежних эпох. Теперь научные открытия все чаще стали получать практическое применение для разработки на их базе технических устройств, облегчающих человеческую жизнь. В Новое время на смену прежней аристотельско-птолемейская картине мира приходит новая ньютоновско-картезанская, которая господствовала на протяжении 18-20 веков. В 20в. благодаря развитию естественных наук и, прежде всего физике, астрономии, космологии и т.д. начался процесс формирования научной картины мира, связанный с деятельностью (Бора, Эйнштейна, Планка и др.), которые нашли свое отражение в философских учениях 20в. Характерной чертой философии Нового времени являлась борьба эмпиризма и рационализма философии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: