Наряду с товарами большой сектор мировой торговли занимает рынок услуг. Для многих стран сфера услуг является доминирующей сферой национальной экономики. Например, в Монако в сфере услуг занято до 40% экономически активного населения.
Услуги – изменение в положении институциональной единицы, которое произошло в результате действий и на основе взаимного соглашения с другой институциональной единицей. (Справочник «Либерализация международных операций с услугами», разработанный Мировым банком).
Во время переговоров о либерализации торговли используется классификация ГАТТ/ВТО, включающая более 600 разновидностей услуг. Классификация основана на Международной стандартизированной промышленной классификации, в соответствии с которой услугами считаются неторгуемые товары (6 групп товаров: коммунальные услуги и строительство; оптовая и розничная торговля и т.д., часть из которых производится и потребляется внутри страны).
По классификации ООН в число услуг входят 160 видов услуг, которые разделены на 12 основных разделов:
|
|
1. деловые услуги – 46 видов;
2. услуги связи – 25 видов;
3. строительные и инжиниринговые – 5 видов;
4. образовательные – 5 видов;
5. дистрибьюторские (посреднические) – 5 видов;
6. услуги по защите окружающей среды – 4 вида;
7. финансовые услуги, включая страхование – 17 видов;
8. услуги по охране здоровья и социальные услуги – 4 вида;
9. туризм и путешествия – 4 вида;
10. услуги в области культуры и спорта – 5 видов;
11. транспортные услуги – 33 вида;
12. прочие услуги.
Торговлю услугами называют «невидимым» экспортом и импортом, т.к. часто услуги невидимы, неосязаемы и не поддаются хранению.
Основные отличия товаров от услуг:
Товары: осязаемы, видимы, поддаются хранению, торговля товарами не связана с производством. Услуги: неосязаемы, невидимы (есть много исключений: компьютерные программы, театральные представления), торговля услугами связана с их производством.
Общее: торговля товарами и торговля услугами отражаются на счете текущих операций платежного баланса любой страны.
В соответствии с руководством по составлению платежного баланса МВФ в состав торгуемых услуг входят 11 видов услуг. Кроме этого, услуги делят на:
- факторные услуги – платежи, возникающие в связи с международным движением факторов производства, прежде всего капитала и рабочей силы (доходы на инвестиции, роялти, лицензионные платежи, заработная плата, выплаченная нерезидентам);
- нефакторные услуги – остальные услуги (транспорт, путешествия и т.д.).
Это деление важно, т.к. ГАТТ/ВТО регулирует, в основном, международную торговлю нефакторными услугами.
|
|
По способу доставки услуги делятся на:
- услуги, связанные с инвестициями (банковские, профессиональные и т.д.);
- услуги, связанные с торговлей (транспорт, страхование);
услуги, связанные одновременно с инвестициями и торговлей (связь, строительство, компьютерные и информационные услуги, культурные, рекреационные).
Как показывают данные МВФ, услуги растут более высокими темпами по сравнению с внешней торговлей. Причины такого роста весьма разнообразны: снижение транспортных издержек увеличило степень мобильности производителей и потребителей услуг; технологический прогресс позволил увеличить спрос на те услуги, которые раньше имели товарную форму.
Абсолютная величина суммы услуг, отраженная в статистике МВФ, является заниженной по сравнению с реальной величиной. Это связано с тем, что часто услуги предоставляются в комплекте с товарами, причем стоимость услуги составляет значительную долю цены товара. Часто услуги предоставляются во внутрифирменном обмене. В статистический учет не попадают доходы по банковским и страховым операциям, если они реинвестированы в той же стране, в которой были получены. В связи с этим, по мнению ряда ученых, официальная статистика платежного баланса, в которой указывается ежегодный оборот по статье «услуги» не может дать точного представления о масштабах международной торговли услугами.
Инструменты торговой политики, применяемые в области торговли услугами, могут быть разделены на меры регулирования доступа на рынок, ограничивающие или запрещающие иностранным фирмам-производителям услуг оперировать на местном рынке, ценовое стимулирование местных производителей и дискриминация иностранных.
Услуги обычно не имеют овеществленной формы, хотя ряд услуг приобретает ее в виде компьютерных программ на магнитных носителях, кинолент, различной документации и др.
Услуги, в отличие от товаров, производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. В связи с этим требуется присутствие за рубежом непосредственных производителей услуг или иностранных потребителей в стране производства услуг.
Не все виды услуг в отличие от товаров пригодны для широкого вовлечения в международный оборот, например коммунальные услуги.
Международная торговля товарами и международная торговля услугами тесно связаны между собой. При поставках за рубеж товаров оказывается все больше услуг, начиная с анализа рынков и кончая транспортировкой товаров. Многие виды услуг поступающих в международный оборот, или отражаются не полностью, или включаются в экспорт и импорт товаров.