И площадь агломерации производств

Рис. 3.4. Транспортные пункты

Рис. 3.3. Транспортные и рабочие пункты и изодапаны

Если данный рабочий пункт лежит внутри своей критической-изодапаны, то перемещение произ­водства из транспортного пункта в рабочий пункт выгодно, если вне ее, то перемещение невыгодно. Например, если для рабочего пункта L1, критической изодапаной является А, то предприятие предпочтительнее разместить в транспортном пункте Р. Если же критической изодапаной является А, то предприятие целесообразно разместить в рабочем пункте L1.

Агломерационная ориентация. Анализ влияния агломерационных факторов на размещение промышленного предприятия А. Вебер строит на основе оценки изменений, вызываемых процессами агломерации, в оптимальной схеме размещения производства, полученной на основе транспортной и рабочей ориентации. Для этого он вводит дополнительное понятие — индекс сбережений. Смысл этого понятия поясним на следующем простом примере.

Пусть различным объемам агломерированной массы (например, годовым выпускам продукции) соответствуют различные удельные издержки:

1) 100т 10 руб.;

2) 400т 6 руб.;

3) 1600т 4 руб.;

4) 6400 т З руб.

Уменьшение удельных издержек при росте объема производства отражает эффект концентрации. Разница в издержках для этих агломерированных масс по сравнению с первым уровнем концентрации производства составит: для 2-го уровня 4(10— 6); для 3-го —6(10—4); для 4-го — 7 (10 - 3). Полученные величины (4; 6; 7) и представляют собой те сбережения, которые получаются для различных степеней агломерации и которые повышаются при укрупнении производства. Эти величины А. Вебер и называет индексами сбережений при агломерации.

Проводимый анализ влияния фактора агломерации на размещение производства предполагает отсутствие влияния всех других факторов, кроме транспортного. Исходя из транспортной ориентации отыскиваются отклонения производства от транспортных пунктов, обусловленные действием фактора агломерации. Такие отклонения целесообразны, если издержки отклонения перекрываются сбережениями в агломерационных пунктах.

Для определения места размещения агломерированного производства вокруг транспортных пунктов проводятся изодапаны, среди которых выделяется критическая изодапана, т.е. геометрическое место точек, в котором перерасход транспортных затрат равен экономии от агломерации производства. А. Вебер утверждает, что отклонение изолированных производств от их транспортных пунктов имеет смысл только тогда, когда все отклоняющиеся производства, не выходя за пределы своих критических изодапан, соединятся в каком-то одном месте. Таким местом является площадь общего сегмента, образованного пересекающимися критическими изодапанами, так как только внутри этого сегмента издержки отклонения для каждого производства не превышают той выгоды, которая получается от соединения, т.е. не превышает агломе­рационных сбережений. Иллюстрацией этого рассуждения является рис. 3.4.

Агломерируемые производства должны размещаться в заштрихованном сегменте. Выбор точки размещения внутри сегмента осуществляется с учетом транспортного фактора. В более общем случае несколько предприятий образуют не один, а несколько сегментов.

А. Вебер рассматривает раз­личные ситуации при осуществле­нии агломерации, конкретизируя методику нахождения штандорта. Он предлагает формулы агломерационных эффектов.

Пусть М — производствен­ная масса какого-либо крупного производства. Величина сбере­жений от агломерации в расчете на единицу продукта будет выра­жаться в виде функции сбере­жения — f(М). Тогда общая вели­чина сбережений на всю произ­водственную массу будет равна:

Допустим, что с крупным производством сливается мелкое производство с производственной массой т. Тогда общая сумма сбережения для двух производств составит: Э2= (М + т) * f(М + т) Определим приращение сбережения, получаемого в результате слияния двух производств: ∆ Э = Э2 - Э1 = (М + т) * f(М + т) - М* f(М).

Э1 == М* f(М).

Слияние мелкого производства с крупным происходит, согласно А. Веберу, в том случае, если величина сбережения от слияния предприятий больше (или по крайней мере не меньше) перерасхода транспортных затрат из-за переноса производства т в пункт производства М, т.е.:

∆ Э ≥ ARSm,

где A— штандортный вес, R — радиус отклонения, S—ставка транс­портного тарифа (т • км).

Отсюда можно определить величину наибольшего, экономически допустимого, радиуса отклонения:

ARS = ∆ Э/ т =(М + т) * f(М + т) - М* f(М)/ т

Определяем первую производную функции f:

F (М) = ARS= d[М* f(М)]/ d т

Функция f(M), называемая функцией агломерации, служит выражением притягательной силы крупного производства по отношению к рассеянным мелким производствам. Так как f(М = ARS, то R =f(M)/AS, т.е. максимально допустимый радиус отклонения прямо пропорционален функции агломерации и обратно пропорционален штандортному весу и тарифной ставке.

Выведенная формула агломерации f (М) = ARS включает три фактора, от которых зависит агломерация. Требуется учесть еще одно условие — произ­водственную плотность.

Обозначим через р производственную плотность, под которой здесь по­нимается объем продукции, приходящейся на единицу площади с радиусом R, при равномерном распределении производства на данной площади. Тогда вся производственная масса, притягиваемая к агломерационному центру, будет равна лR 2ρ = М.

Отсюда:

Сравнивая полученную формулу с ранее выведенной, получаем оконча­тельную формулу агломерации:

= f (М)/ AS

А. Веберу первому удалось выработать многофакторную теорию размещения промышленного предприятия, опирающуюся на методы коли­чественного анализа (математическое моделирование). Так же как и его предшественник В. Лаунхардт, А. Вебер не вышел за рамки проблемы размещения отдельного предприятия. Однако его исследования стали мощ­ным стимулом для создания общих теорий размещения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: