ЕС управляется пятью главными институциональными органами — Европейский Совет, Комиссия ЕС, Совет министров, Европейский парламент и Суд ЕС. В совокупности они представляют собой уникальную систему межгосударственного управления, осуществляющую в заданных пределах законодательные, исполнительные и судебные функции. Представляет определенный интерес характеристика каждого из этих органов.
Европейский парламент (European Parliament) — представительный и консультативный орган ЕС. С момента образования ЕС в 1957 г. до 1979 г. депутаты делегировались в состав Европейского парламента национальными парламентами. Начиная с 1979 г. депутаты избираются прямым голосованием от каждой страны ЕС сроком на пять лет. Количество депутатов от каждой страны зависит от удельного веса экономики каждой из стран. Во время работы парламента депутаты объединяются в политические, а не в страновые фракции. Секретариат парламента находится в г. Люксембурге, сессии проходят в Страсбурге, комитеты заседают в Брюсселе. Парламент принимает решения совместно с Европейским Советом по вопросам внутреннего рынка, бюджета ЕС, принятия новых членов, заключения соглашений об ассоциации с развивающимися странами и сотрудничестве со странами с переходной экономикой. Имеет право выносить вотум недоверия Комиссии ЕС, накладывать вето на постановления в определенных областях (охрана окружающей среды, культура, образование, молодежная политика).
|
|
Европейский Совет (European Council) — директивный орган ЕС, собирающийся на периодические заседания (не реже двух раз в год) в составе глав государств и правительств стран — членов ЕС и председателя Комиссии ЕС. Начал регулярно собираться с 1974 г., с принятием Единого европейского акта в 1986 г. получил официальный статус и в настоящее время выступает как руководящий политический орган ЕС. Принимает решения по ключевым вопросам интеграции — прямые выборы в Европейский парламент, принятие новых членов, создание европейской валютной системы, реформа единой сельскохозяйственной политики, отношения с третьими странами, — которые являются обязательными для исполнения всеми другими органами ЕС. Председателем Совета является глава государства или правительства страны ЕС, которые сменяются каждые шесть месяцев.
Совет ЕС (Council of the EC) — межправительственный орган ЕС. Заседания проводятся по мере необходимости и собираются, в зависимости от обсуждаемых вопросов, на уровне министров иностранных дел, финансов, экономики, сельского хозяйства, транспорта и т.д. Наибольшим количеством голосов в Совете ЕС обладают ФРГ, Франция, Италия и Великобритания. Решения принимаются квалифицированным большинством голосов (создание единого рынка, технологическая, региональная и социальная политика). Решения по отдельным политически чувствительным вопросам (налогообложение) требуют консенсуса.
|
|
Комиссия ЕС (Commission of the ЕС) — надгосударственный исполнительный орган ЕС. Состоит из членов, назначенных правительствами стран ЕС в личном качестве на пятилетний срок. Члены Комиссии не могут получать каких-либо инструкций от своих правительств и обязаны действовать в интересах сообщества в целом. Каждый из них отвечает за определенную сферу деятельности ЕС. Председатель Комиссии назначается по договоренности между правительствами стран ЕС и по согласованию с Европейским парламентом на пять лет. Комиссия управляет повседневной деятельностью ЕС, готовит предложения на рассмотрение Совета ЕС, осуществляет контроль за выполнением решений Совета национальными правительствами. Комиссия осуществляет все сношения от лица ЕС с третьими странами, следит за осуществлением единой политики ЕС в отдельных отраслях, прежде всего в сфере торговли с третьими странами. Местопребывание Комиссии — Брюссель.
Суд ЕС (Court of Justice) — верховная судебная инстанция ЕС, состоящая из 13 судей, назначенных на шесть лет по взаимному соглашению между правительствами стран ЕС. Суд наблюдает за единообразием применения правовых документов ЕС, определяет соответствие законодательству правовых актов Комиссии и Совета и выносит решения по вопросам применения законодательных норм ЕС, если такие вопросы передаются на его рассмотрение национальными судами стран ЕС. Любая страна ЕС и Комиссия ЕС имеют право возбудить дело в Суде, если они полагают, что какая-либо другая страна не выполняет условия договоров ЕС. Суд также рассматривает обращения физических и юридических лиц, которые полагают, что законодательные акты ЕС нанесли им ущерб.
Правовые документы, принимаемые этими органами ЕС, могут иметь одну из следующих форм: постановления (regulations) — обязательные к исполнению всеми странами-членами предписания органов ЕС; аналог национальным законам; директивы (directives) — обязательные к исполнению странами-членами предписания органов ЕС, однако формы и способы включения этих предписаний в национальное законодательство отдаются на усмотрение стран-членов; решения (decisions) — предписания органов ЕС, обязательные только для тех стран, предприятий или даже частных лиц, которым они адресованы; рекомендации (recommendations) — предписания органов ЕС, не носящие обязательного характера и служащие для ориентировки национальных правительств.
Поскольку сельскохозяйственная продукция стран ЕС вначале была недостаточно конкурентоспособна на мировом рынке, одной из главных целей интеграции стало создание благоприятных условий для национальных производителей. В результате осуществления согласованной единой аграрной политики все страны ЕС получили возможность продавать свою продукцию по ценам, значительно превышающим среднемировые, в отдельных случаях на 30% и более. Единая политика обеспечивает абсолютный приоритет закупок сельскохозяйственной продукции у фермеров стран ЕС перед импортом. В последние годы важнейшим направлением этой политики стали сдерживание перепроизводства сельхозпродукции и поддержка мелких фермеров.
Единая аграрная политика (common agriculture policy) — согласованные действия стран ЕС по обеспечению стабильности поставок сельхозпродукции по стабильным ценам, повышению производительности сельского хозяйства, поддержанию жизненного уровня фермеров и их семей и поддержанию разумного уровня розничных цен.
|
|
Основные элементы единой аграрной политики следующие:
Единые цены на сельскохозяйственную продукцию внутри ЕС и единый механизм их поддержания. Минимально допустимые цены на важнейшие сельскохозяйственные продукты определяются заранее. Если рыночные цены падают более чем на 10% ниже этого уровня, органы ЕС осуществляют гарантированные закупки данного продукта, обеспечивая поддержание уровня цен. В ЕС используется несколько основных видов цен. Ориентировочные (контрольные, справочные) — цены, которые страны ЕС считают необходимым поддерживать на национальных рынках во внутрирегиональном обороте. Цены вмешательства — цены, по которым скупаются или продаются излишки сельхозпродукции, когда колебания цен на них достигают установленных пределов от уровня ориентировочной цены. Внешнеторговые (пороговые, шлюзовые) — цены реализации сельхозтоваров на внешнем рынке, орудие аграрного протекционизма.
Свобода торговли сельхозпродукцией внутри ЕС, отсутствие тарифных и количественных ограничений. Единые правила внешней торговли сельскохозяйственной продукцией с третьими странами и единый таможенный тариф. При импорте действует система компенсационных сборов, защищающая производителей от конкуренции со стороны тех стран, где издержки производства сельхозтоваров ниже, чем в ЕС. При экспорте сельхозпродукции в третьи страны производители получают субсидии от органов ЕС, которые позволяют им продавать продукцию по более низким мировым ценам. По отдельным товарам ЕС заключило соглашения с внешними поставщиками, по которым они обязуются не экспортировать эти товары в страны ЕС по ценам ниже установленного уровня. За практическое осуществление единой политики в области сельского хозяйства ответственность несут межгосударственные органы ЕС (Совет и Комиссия).
Единое финансирование сельского хозяйства через Европейский фонд ориентации и гарантии сельского хозяйства (ФЕОГА), на поддержание которого идет более половины бюджета ЕС. Средства для ориентации предназначены для повышения продуктивности и модернизации сельскохозяйственного производства, а средства гарантии, которые составляют суммы фонда, направляются непосредственно на поддержание цен. ФЕОГА формируется за счет компенсационных сборов, взимаемых за импорт сельхозпродукции из третьих стран, отчислений от пошлин на ввозимые промышленные товары, прямых взносов из бюджета ЕС, поступлений от налога на добавленную стоимость.
|
|
Таким образом, отметим, что наиболее развитой интеграционной группировкой в мире считается Европейский союз (ЕС). С момента своего образования, ЕС прошел, все основные этапы интеграционного процесса и в настоящее время находится на этапе развития и совершенствования экономического союза. В рамках 15 стран ЕС обеспечена свобода передвижения товаров и всех факторов производства, проводится единая внешнеторговая политика на базе общего таможенного тарифа, единая политика в области сельского хозяйства, энергетики, транспорта и некоторых других областях. По мере развития валютной интеграции страны ЕС с 1999 г. перешли к единой валюте, а с 2002 г. в качестве единого денежного знака в обращение выпущено денежный знак «евро». Вкратце приведем хронологию событий для анализа периодичности их осуществления.