Лекция №10. Смазочные работы

Цель смазочных работ-снижение интенсивности изнашивания трущихся деталей и увеличение их ресурса. Важнейшее условие проведения смазочных работ-чистота смазочных материалов и оборудования. Также большое значение имеет правильное применение смазочных материалов по сортности. При проведении работ необходимо исключать контакт смазочных матетиалов с окрашенными поверхностями и резиновыми деталями. Количество масел должно быть до установленного уровня, который определяется измерительным стержнем или контрольной пробкой. При избытке масла наблюдается течь через сальники, повышенное нагарообразование, а при недостатке ухудшается его качество, нарушается циркуляция.

Пластичные смазки нагнетают до полного заполнения зазора между трущимися поверхностями. Для этого поверхности разгружают или смещают одну относительно другой покачиванием.

Техническое обслуживание системы смазывания двигателей имеет свои особенности. Масло в двигателе ухудшает свои показатели из-за химической нестабильности, изменеия физико-химических свойств, а также загрязнения. Под действием температуры в присутствии металлов масло окисляется. При накоплении в масле твёрдых и мягких продуктов окисления вязкость масла увеличивается. Смолоподобные продукты окисления откладываются на внутренних поверхностях двигателя.Липкие отложения (в картере, клапанной коробке, маслопроводах) ухудшают условия подачи масла. Отложения на горячих деталях ведут к пригоранию поршневых колец, увеличению расхода масла на угар. Отложения в камере сгорания способствуют появлению детонации и неуправляемого сгорания.

При попадании топлива масло разжижается, что ослабляет масляную плёнку на трущихся деталях двигателя. Образовавшиеся при окислении кислоты корродируют рабочие поверхности, в особенности, свинцовые компоненты подшипников скольжения. При работе снижается производительность и давление топливного насоса, засоряются фильтры, увеличивается сопротивление проходу масла.

Техническое обслуживание системы смазки включает следующие операции: систематическая проверка уровня масла, замена масла, промывка системы смазки, смена масляных фильтров, устранение подтекания масла, проверка и поддержание необходимого рабочего давления.

Уровень масла в картере проверяют щупом на ровной площадке через 3…5 мин после остановки двигателя. При падении уровня ниже нижней метки доливают свежее масло той же сортности.

Замену масла производят при нагретом двигателе. Перед заливкой свежего масла систему смазки промывают. Используется промывочная жидкость, например, ВНИИНП-ФД, либо смесь 45% уайт-спирита, 45% машинного масла и 10% ацетона. Масло сливают, заменяют фильтр, заливают жидкость и работают на ней около 5 мин. Затем жидкость сливают и снова заменяют фильтры. По окончании заливают свежее масло до метки указателя уровня. В последнее время, при применении высококачественных масел с высокими моющими свойствами, промывку не производят. С другой стороны, в некоторых случаях (например, работа в условиях большой запылённости), при значительном загрязнении двигатель частично разбирают, а детали и узлы моют в СМС МС-8, Лабомид 101 или дизтопливе. Одновременно со сменой масла проверяют систему вентиляции картера. Её засорение вызывает избыточное давление и масло течёт через сальники. Детали системы вентиляции картера (корпусы, набивку) промывают керосином.

Давление масла в масляной магистрали контролируется манометром. Нормальное давление на прогретом двигателе при средней частоте вращения вала для двигателей с воспламенением от искры лежит в пределах 0,2…0,25 МПа, для дизелей соответственно 0,4…0,7 МПа. При снижении давления двигатель необходимо остановить и выяснить причину, иначе будут выплавлены коренные и шатунные вкладыши. Основные причины снижения давления следующие: перегрев двигателя, разжижение масла, недостаточный уровень масла, большие зазоры в кривошипно-шатунном механизме, проворачивание шатунного вкладыша, износ шестерен масляного насоса, заедание редукционного клапана.

Смазочные работы по механизмам трансмиссии, органам управления и ходовой части проводятся аналогично двигателю и в соответствии с картой смазки на автомобиль.

При ТО-1 на автомобиле смазываются узлы трения и проверяется уровень масла в картерах агрегатов и в бачках гидроприводов,промываются и заменяются воздушные фильтры двигателя и вентиляции картера; в условиях большой запыленности меняется масло в двигателе, сливается отстой из корпусов фильтров очистки масла, очищается от отложений внутренняя поверхность крышки корпуса фильтра центробежной очистки масла.

При ТО-2 очищается и промывается клапан вентиляции картера, заменяется фильтр тонкой очистки масла, прочищаются сапуны, заменяется масло в картерах агрегатов и бачках гидропривода автомобиля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: