Рыночная

Что производить:

производитель стремится производить ту продукцию, которая приносит ему прибыль. Движущим мотивом поведения производителя является эгоистическое стремление к максимизации собств благосостояния.

Адам смит подчеркнул что каждый человек является эгоистм то есть заботится о собственных доходах, вместе с тем "невидимая рука рынка" направляет действия людей к цели которая не входила в их намерения.=>

Производитель способствует росту общественного продукта

Как производить:

В условиях конкуренции производитель производит продукцию та чтобы у него затраты были ниже чем у его конкурентов =>

Цены ниже =>

Обьем продаж выше =>

Прибыль больше

\/

производитель заинтересован в использовании современных технологий, модернизации производства для снижения затрат.

Для кого производить:

Вопрос решается в пользу потребителя с наибольшим доходом.

Достоинства:

1. Рынок ориентирует производство на удовлетворение потребностей потребителя тк экономика получает сигнал через цены для производителя.

Цена растет => повышается прибыль от вложения в данную сферу => туда направляются ресурсы

Цена падает => сигнал о сокращении потребностей в товаре => производитель сокращает производство

2. Предприниматели вынуждены сокращать издержки производства изза конкуренции => снижаются цена => выигрыш в конкуренции => рост прибыли =>

Недостатки:

1. Достоинства срабатывают только в условиях свободной конкуренции и на ранних стадиях развития. когда не было необходимости планирования рынок и производители могли быстро перестраиваться в соответствии с изменением спроса и предложения.

Отсутствуют монополии, гос вмешательства.

2. Наличие отрицательных явлений в экономике.

Обьективные причины возникновения рын орг хозва:

Общественное разделение труда и специализации(процесс обособления отдельных видов деятельности

Специализация - ориентация производителей на изготовление отдельных продуктов и их элементов

Экономическая обособленность прлизводителей которая возникла на базе частной собственности и распространилась на коллективную

Рынок - система экономических отношений стрлящихся на основе рыночных законов и принциповтип хоз связей между субьектами

хозяйствования.

Функции рынка:

1. Интегрирующая

2. Регулирующая -обесп баланс спроса и предлож

3. Стимулирующая - побужд производителей к созданию нов прод и исп дост НТП.

4. Ценообразующая

Роль:

1.выдавать сигнвл производству что и в каком обьеме производить

2. Обесп сбалансир экономики

3. Дифференцировать товаропроизводителей в соотв с эфф их работы

4. Санитарная - устранение неконкурентоспособных

Рыночный механизм и его элементы.

Рыночный механизм - ' взаимосвязь и взаимодействие основных элементов рынка:

Спрос, предложение, цена, конкуренция

1. Спрос - колво товаров которое будет куплено за приемлемую цену. Потребитель формирует спрос. Спрос отражает платежеспособные потребности. Зависимость спроса от цен - кривая спроса(D).

Факторы влияющие на спрос:

1. Изменение цен(изм величины спроса)

2. Неценовые факторы - изменение характера спроса (доход населения, изм числ и структуры населения)

3. Цены на другие товары(существует прямая зависимость)

Взаимодоп - комплименты

Взаимозам - субституты

4. Мода

5. Ожидание повышения цен на товары

6. Сезонное изменение спроса

2. Предложение(S) - колво товаров которые производитель готов произвести и продать по данной цене. Производ форм спрос.

Факторы влияющие на предложение:

1. Цены на товары(изм велич предложения)

изменение характера предложения

Уровент технологии использования досттжений НТП

2. Деятельность государства:

а) Политика поддержи субсидиями, льготно-кредитная политика, ценообразование, налоговая политика

3. Степень монополизации

4. Ожидание изменения цен

5. Цены на ресурсы

6. Цены на другие товары

(субституты - обратная зав сть(взаимозаменяемые)

3. Конкуренция

Порядок в рыночной экономике устанавливается через механизм конкуренции.

Спрос^=>цена^=> V производства^ => конкур^ => издержки\/ =>цена \/

Классификация:

1. По субьектам конкуренции

а)среди покупателей

б)среди продавцов

в) между продавцами и покупателями

2. По целям конкуренции

а)ценовая

3. По методам

а)Добросовестная

б)Недобросовестная

4. Масштаб

а) индивидуальная

б) местная

в) отраслевая

Д) меж

г) национальная меж

5. По характеру

а) соверешенная

б) несовершенная (монополия, олигополия, монополистическая конкуренция)

4. Цена

В условиях свободной конкуренции регулятором производства выступает цена. Она регулирует обьем производства, распределение ресурсов, распределение раб силы.

S>D => S=D

Взаимодествие спроса и предложения формирует рыночную цену

На рынок действует закон ценообразования согласно которому цены на рынке стремятся к такому уровню при котором спрос равен предложению.

3.3 Несоверешенство рынка и экономическая роль государства в условиях рынка.

Недостатки рынка и необх экон функции государства.

1. Рыночная система не имеет внутренних механизмов противодействующих тенденции к монополизации. Необходима антимонопольная политика государства.

2. Неполнота информации. Инфа распределена неравномерно

Государство должно контролировать

3. Неспособность рынка производить общественные блага - товары и услуги которые потребляются всеми членами общества, незавиимо от того, в какой степени пользователь оплатил пользование этими товарами и услугами.

4. Госво должно выполнять функцию производства общественных благ'

Государство устраняет отриц внешние эффекты и поощряет положительные эффекты.

5. Неспособность рынка обеспечить социально приемлимые границы неравенства в р.э.

Государство реализует разные программы для решениЯ проблемы безработицы и справедливого распределения доходов между всеми гражданами страны

6. Рынок не способен обеспечить экономику оптимальным количеством денег, поэтому задача госва - регулирование денежной массы.

7. Борьба с инфляцией.

Госво решает проблему НТП

Смешанная эконлмика

' - экон система использующая рыночные и централизованные регуляторы

Все развитые страны имеют смешаную экономику при которой ведущая роль у рыночных отношений, государство направляет

$схема$.

Неспособность рынка устранить внешние эффекты(доп выгоды или издержки возникающие как побочный эффект от деятельности других лиц или организаций. Эти издержки или выгоды не отражены в ценах и не оплачены производителем.

В экономической системе в целом взаимодействуют три самостоятельные хозяйственные подсистемы:

Рынок

нат хозво

Госво


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: