Согласно конституции Россия с 1993 года является социальным государством в котором должны соблюдаться основные социальные стандарты обеспечивающие базовую социальную защищенность и благоприятные условия развития для населения. На протяжении периода реформ социальная политика формировалась на фоне решения двойной задачи:
1. Перестройки социальной экономической системы
2. Адаптации к конкурентным требованиям глобальной экономики
Стратегия решения этих задач формировалась под сильнейшим политическим влиянием международных финансовых институтов, и состояла в максимальном расширении поля рыночных отношений путем сужения сферы влияния государства и ускоренной приватизации экономики.
Негативные последствия просчетов социальной стратегии:
1. Деградация накопленного в советский период индустриального и научного потенциала
2. Отток квалифицированных кадров из национальных отраслей высоких технологий
3. Обострение проблем бедности и падение уровня экономического развития территорий
|
|
Выделяют следующие подходы к справедливому социальному распределению:
1. Утилитаристский - предполагает необходимость максимизации совокупной полезности для каждого члена общества, и он исходит из теории убывающей предельной полезности. Приверженцы данного подхода выступают против выравнивания доходов и за сохранение стимулов к экономической деятельности.
2. Роулистский - исходит из понимания что правительство должно стремиться к максимизации благосостояния наименее обеспеченных граждан. Сторонники данного подхода оправдывают политику большего равенства распределения доходов одновременно выступаю против уравнительного принципа.
3. Эгалитаристский - это уравнительный подход к распределению доходов, по мнению его сторонников таким образом максимизируется общее потребление благ при этом утрата экономических стимулов более производительной экономической деятельности игнорируется.
4. Марксистский - исходит из того что принцип распределения по трудовому вкладу является наиболее социально справедливым, согласно ему доля работников продукции должна соответствовать количеству и качеству затраченного труда. На практике данный подход приводил к уравнительному принципу.
Существует 2 основных способа оказания социальной помощи это:
1. Адресный подход - каждому человеку
2. Категориальный подход - категории людей
Адресный характер социальной помощи состоит в ее предоставлении только действительно нуждающимся конкретным лицам на основе достоверной информации.
Категориальный метод предполагает признание нуждающимися определенной группы населения (категории населения - инвалиды, ветераны...). В России доминирует категориальный метод, тем не менее в некоторых регионах существует адресная социальная помощь и программа социальной адаптации. Категориальный подход не решает проблем с абсолютной бедностью.
|
|
Концепция бедности
1. Абсолютная бедность - измеряется как количество людей либо домо-хозяйств чей уровень потребления или дохода ниже черты бедности (прожиточного минимума).
2. Относительная бедность - показывает на сколько доход конкретного индивида или семьи меньше по сравнению с другими людьми.
3. Субъективная бедности - это концепция бедности основывающаяся на мнении индивида о своем положении.
В 2009 года уровень абсолютной бедности в России составлял 13%. К бедным относилось население чей доход был ниже прожиточного минимума.
Прожиточный минимум это минимальный уровень дохода который считается необходимым для обеспечения определенного уровня жизни в определенной стране. Согласно росстату в РФ прожиточный минимум представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины включающую минимальный набор продуктов питания, не продовольственных товаров и услуг необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. По состоянию на 2011 год для трудоспособного населения он составлял примерно 7000р.
В Российских условиях адресная социальна помощь является наименее рациональной стратегией поскольку связанна с высокими издержками на идентификацию адресатов и контролем получения социальной помощи.
Наиболее перспективные направления - это социализация общей экономической политики направленная на постепенное укрепление социальной составляющей.
Ключевые компоненты стратегии социализации экономической политики:
1. Обязательное введение социальной экспертизы государственных программ и проектов на федеральном и региональном уровне
2. Обеспечение продуктивной занятости
3. Регулирование общих основ оплаты труда
4. Соблюдение принципа равенства стартовых возможностей за счет расширения доступа к бесплатному образованию и здравоохранению
5. Реализация программы регионального развития нацеленная на выравнивание социально экономического положения регионов
6. Дифференцированное налогообложение бизнеса в целях стимулирования прогрессивных сфер деятельности
7. Налоговые льготы стимулирующие внутри фирменные НИОКР
8. Кардинальный пересмотр бюджетных приоритетов в направлении и увеличение социальных инвестиций
В Европе можно выделить следующие типы государств по Уровню распределения:
1. Модель с высоким уровнем распределения (Швеция, Дания, Норвегия Финляндия) предполагает активную занятость населения в том числе и женщин
2. Модель социально рыночного хозяйства (Германия, Австрия, Бельгия) предполагает чуть меньшее распределение при активной поддержке семьи.
3. Модель с относительным уровнем распределения при слабой поддержке Семьи (Греция, Португалия, Испания).
В России существуют следующие национальные проекты:
1. Здоровье
2. Жилье
3. Образование
4. Развитие аграрно промышленного комплекса
Национальный проект в сфере образования предполагает создание новых университетов, бизнес школ, выделение грантов, поощрение лучших учителей а также талантливых студентов и аспирантов и меры по дополнительному образованию военнослужащих.
Национальный проект жилье предполагает увеличение объемов доли жилищного строительства, увеличение доли населения способного приобрести жилье, модернизация ЖКХ, выделение жилищных субсидий.