Психологическая структура группового мнения

Рис. 1. Структура психологии малой группы

Возникающие в процессе непосредственного взаимодействия

Социально-психологические явления в малой группе

Мотивационные Интеллектуальные Эмоциональные Волевые
Потребности Интересы Запросы Стремления Традиции Привычки Обычаи Мнения Взгляды Убеждения Предрассудки Иллюзии Настроения Социальные чувства (например, патриотизм, интернационализм) Установки Требования Решимость

Симпатии Антипатии Притязания Авторитет Лидерство

Взаимные оценки. Самоутверждение Самоутверждение

В приведенной схеме важными элементами структуры психологии малой группы являются: групповое мнение, групповое настроение, групповые традиции, нормы, интересы, цели, мотивы и т. п.

Групповое мнение представляет собой совокупное оценочное суждение, выражающее отношение членов группы к различным событиям и явлениям в жизни общества, к поведению и деятельности как всей группы, так и каждого ее члена в отдельности. Групповое мнение в определенной мере регулирует поведение всей группы, побуждает каждого члена группы к проявлению активности. Групповое мнение различается по направленности и форме проявления.

Классификация группового мнения

По направленности По форме проявления
Передовое Позитивное Отсталое Негативное Официальное Внешнее Неофициальное Внутреннее

По направленности групповое мнение может быть передовым, позитивным, и отсталым, негативным. Это можно понять на таком примере, когда со стороны руководства (администрации), вводятся новшества по организации деятельности структурных подразделений. Однако в силу сложившихся привычек, стереотипов деятельности в ряде подразделений, представляющих собой малую группу, формируется негативное мнение в отношении новшеств. В этом случае групповое мнение по направленности будет не только отсталым, но и неофициальным, внутренним по форме проявления. Чтобы понять сущность группового мнения, необходимо знать его психологическую структуру. Она представлена на рис. 1.

Структура группового мнения ориентирует нас на такие важные составляющие, как познание, эмоции и воля, и дает представление о том, как оно формируется и соответственно как на него влиять. В групповом мнении выделяется часть аспекта: рациональный (познание и воля) и иррациональный (эмоции). Следовательно, и формирование, и воздействие на групповое мнение опирается на две эти составляющие.

Таблица 2

Познавательный компонент Эмоциональный компонент Волевой компонент
Определенный уровень понимания и оценки Переживание своего отношения к происходящему Способность управлять своим поведением

Значит, для управления процессом развития группового мнения важно не только содержание информации, но и то, как она будет представлена для получения соответствующего эмоционального отклика. В вышеприведенном примере, когда возникло негативное групповое мнение относительно новшеств администрации, можно констатировать, что не было соблюдено ни одно из условий формирования позитивного мнения, т. е., по всей видимости, руководство (администрация) пренебрегло как содержанием информации, так и способом ее представления персоналу.

Поэтому для более эффективного воздействия на персонал надо не только знать структуру группового мнения, но и закономерности его развития, чтобы не пропустить момент формирования и иметь возможность на него влиять с целью преобразования негативного в позитивное.

Этапы развития группового мнения по времени проходит от оценочных высказываний нескольких членов группы до трансформации их в общее групповое мнение.

Групповое мнение обладает следующими свойствами:

1) является активным и действенным побудителем и регулятором поведения и деятельности членов группы;

2) служит источником информации для каждого члена группы;

3) выполняет роль оценки поступков и действий личности;

4) сочетает в себе все формы коммуникативного воздействия группы на личность — убеждение, внушение, подражание, заражение, подавление;

5) устоявшееся оценочное суждение в группе превращается в стереотип;

6) зависит от общественного мнения;

7) обладает динамизмом, т. е. развивается во времени от единичных высказываний до сформированного группового мнения.

8) неустойчиво на первом этапе (в период зарождения) и устойчиво на заключительном этапе.

Исходя из свойств группового мнения, можно сформулировать основные принципы, формы и методы управления им. Ведущая роль в формировании и развитии группового мнения должна принадлежать руководителю. В противном случае оно будет развиваться стихийно и не всегда соответствовать по своей направленности целям и задачам профессиональной деятельности.

Текущее групповое мнение должно постоянно анализироваться и своевременно корректироваться руководителем чтобы не допустить формирования негативного мнения. Дляэтого крайне важно не упустить время первого этапа, т. е. периода зарождения негативного мнения в виде отдельных негативных высказываний.

Требования и нормы профессиональной деятельности предъявляемые персоналу организации, должны разъясняться и обосновываться. В противном случае недопонимание отдельными работниками предъявляемых требований может послужить основой их искажения и даже выражения недовольства — как первоосновы негативного группового мнения.

Необходимо всегда знать тех, кто формирует мнение в группе, и опираться на них при управлении процессом группового мнения.

Нельзя оставлять без внимания отдельные заявления, жалобы и предложения работников, иначе их обсуждение переместится в группу. В последнем случае изменить групповое мнение будет гораздо сложнее.

Крайний случай влияния на негативное групповое мнение (когда оно уже сформировалось в виде стереотипа) — изменить его силой административного воздействия, например приказа или распоряжения руководителя, не терпящего возражения и обсуждения. Однако такая ситуация несовместима с современными принципами управления, поскольку разрушает систему корпоративности и устанавливает систему жесткого администрирования в авторитарном духе.

Таким образом, групповое мнение является важнейшей характеристикой внутригрупповых процессов, существенно влияющей на содержание профессиональной деятельности группы

Другой важной социально-психологической характеристикой группы является групповое настроение.

Групповое настроение — это совместное переживание событий, фактов из жизни группы, сходные эмоционально-психологические состояния, овладевающие каждым членом группы и влияющие на их индивидуальное и групповое настроение, а также на результаты деятельности.

Групповое настроение может усиливать или ослаблять активность членов группы, влиять на восприятие ими получаемой информации. Здоровое групповое настроение обладает большой побудительной силой, стимулирует дополнительные источники эмоционально-психологического подъема и активности каждого члена группы. Формы группового настроения по направленности могут быть:

А) положительно ориентированными: энтузиазм, порыв, увлеченность, ожидание успеха, радость и т. п.

Б) отрицательно ориентированными: скука, уныние, недовольство, озлобление, обреченность, неприязнь и т. п.

Основные свойства группового настроения:

1) сильная зависимость от сиюминутных обстоятельств, психологического склада членов группы;

2) возможность резкой смены положительно ориентированного настроения на отрицательное, и наоборот;

3) относительная непродолжительность существования во времени;

4) зависимость группового настроения от эмоционального состояния немногих, а иногда и одного человека в группе;

5) обладает большой побудительной силой для всей группы;

6) распространяется и действует на основе психического заражения.

В профессиональной деятельности следует не только учитывать характеристики и закономерности функционирования группового настроения, но и управлять этим процессом, для чего необходимо:

1) при изменении условий, обстоятельств профессиональной деятельности эмоционально воздействовать на членов группы, создавая положительный настрой;

2) опираться на членов группы, отличающихся оптимизмом, положительно влияющих на остальных;

3) соблюдать меры социальной защиты работников, следить за осуществлением социальной справедливости, чтобы не создавалось негативных настроений;

4) тщательно изучать и устранять недостатки и упущения как в деятельности руководящих работников, так и поп чиненного персонала;

5) задавать образцы оптимистичного, доброжелательно го отношения;

6) демонстрировать перспективу профессионального роста в зависимости от личного вклада.

Данным перечислением не ограничиваются возможности управления групповым настроением. Важно, чтобы такие возможности реально осуществлялись, причем не столько с целью исключения негативных настроений, сколько с целью формирования позитивных.

Сопоставляя групповое мнение и групповое настроение, следует ориентироваться на следующее:

• групповое мнение носит рациональный характер, т. е, связано с осознанным отношением членов группы к каким-либо событиям жизнедеятельности и детерминировано таким психическим процессом, как мышление;

• групповое настроение носит иррациональный характер, т. е. неосознаваемо, поскольку связано с психическими состояниями личности и в большей степени детерминировано такими психическими процессами, как эмоции и чувства.

Данное сопоставление ориентирует на принципиально различные подходы к управлению групповым мнением и на­строением. Если в формировании группового мнения ведущими средствами и способами выступают вербальные, т. е. речевые, воздействующие на сознание членов группы, то в формировании группового настроения ведущими средствами я способами будут выступать не только вербальные, но и невербальные, например улыбка и другие эмоциональные проявления.

Групповые нормы и традиции проявляются в сложившихся основе длительного опыта совместной деятельности, укоренившихся в повседневной жизни, а также в профессиональной сфере деятельности и передающихся от одних членов группы к другим правилах, нормах и стереотипах поведения, соблюдение которых стало социальной потребностью каждого или большинства членов группы. Иными словами, групповые традиции — это навыки и привычки членов группы при помощи которых решаются некоторые постоянно воспроизводимые внутригрупповые проблемы.

Для каждого члена и всей группы в целом нормы и правила играют весьма важную роль стереотипа поведения и деятельности. При этом правила и нормы групповой жизнедеятельности должны быть психологически приняты членами группы, по крайней мере большинством. В таком случае они служат ориентиром для всех остальных. Главное, на что следует ориентироваться в формировании групповых норм и правил в профессиональной сфере деятельности, — это возможность самоуправления группы без внешнего управленческого воздействия. Если групповые нормы и правила сложились и соответствуют профессиональным функциям работников, то в управлении группой снижается роль таких управленческих функций, как контроль, корректировка деятельности, постановка задач.

Традиции различаются по степени и широте допускаемой девиантности (отклонения) и соответствующему диапазону применяемых санкций со стороны группы в отношении своего члена.

В том, кто отклоняется от норм, начинают видеть источник социальной угрозы. Следовательно, большинство членов группы стремится оказать давление на него, чтобы он вернулся "на путь истинный" и стал "как все". Формы давления: насмешки, социальное осуждение, отторжение.

В зависимости от реакции на групповое давление, член группы может выступать как:

1) конформист — изменяет поведение в направлении группового давления, т. е. соглашается с требованиями группы

2) нонконформист — наоборот, способен усиленно сопротивляться давлению группы и думать по-своему. Как правило, это — интеллектуал, личность с творческой способностью. Он верит в себя и устойчив к стрессам;

3) коллективист — избирательно реагирует на воздействие группы, соглашаясь с групповым мнением, если оно соответствует истинному положению дел.

Таким образом, групповые традиции — это психологическая основа для установления и функционирования системы самоуправления группы в профессиональной сфере деятельности.

Групповые потребности и мотивы — это состояние членов группы, связанное с испытанием нужды в чем-либо и выступающее источником их активности. Побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей членов группы, называются групповыми мотивами.

Социальные потребности связаны с взаимодействием человека с другими людьми, а именно: отдельный человек не может в одиночку удовлетворить ряд своих социальных потребностей, поэтому он их реализует с помощью других людей. Конечно, это упрощенное представление, поскольку социальные потребности связаны и с чувством единения с другими людьми.

Как побудить, т. е. мотивировать членов малой группы в профессиональной сфере деятельности?

В качестве основных ориентиров можно придерживаться следующих рекомендаций:

1) создание благоприятной рабочей среды, т. е. оборудование удобного рабочего места, места отдыха, их эргономическое оформление и соответствующий дизайн, своевременное и качественное питание, чистота; введение компенсации за ограничения, вызванные необходимостью профессиональной деятельности;

3) установление вознаграждения в виде повышения заработной платы, премирования, бесплатного или льготного медицинского обеспечения, организации отдыха в нерабочее время, оплаченного администрацией питания;

4) формирование у работников ощущения своей нужности уважения к себе, администрации, признание профессии как социально значимой;

5) обеспечение личностно-профессионального роста членов группы по следующим направлениям: возможность дальнейшего обучения, повышения профессиональной квалификации, делегирование повышенного влияния и личной ответственности в рамках своей должности, создание возможности для самовыражения;

6) создание условий для развития у членов группы чувства сопричастности, ощущения своей полезности и значимости труда; положительная оценка труда, учет высказываемых работниками мнений руководителями, участие членов группы в принятии управленческих решений.

Итак, мотивы и потребности членов группы выступают жизненно необходимыми для них составляющими, пренебрегать которыми совершенно невозможно; их необходимо в обязательном порядке учитывать и на этой основе управлять деятельностью малой группы. В ходе группового взаимодействия с необходимостью возникает такое социально-психологическое явление, как лидерство.

Лидерство определяется иерархией позиций членов группы в зависимости от их ценностных потенциалов и вклада каждого в жизнедеятельность группы. По сути — это устойчивое доминирование отдельных членов группы, реализующих свой социально-ролевой статус. Лидерство возникает в процессе дифференциации межличностного взаимодействия, когда одни выдвигаются на доминирующие позиции, а другие выступают как ведомые.

Лидерство — это результат действия объективных факторов (цели и задачи группы в конкретных ситуациях), субъективных факторов (интересы, потребности, индивидуальны особенности личности), а также действия личности как инициатора и организатора групповых взаимодействий.

Различают два типа лидера:

1) эмоциональный, регулирующий отношения между членами группы;

2) инструментальный, обеспечивающий организацию взаимодействия группы для достижения цели.

По направленности своих действий лидер может быть положительным и отрицательным. Острота проявления отрицательного лидера выступает в роли показателя эффективности официального руководства, т. е. чем менее эффективна деятельность администрации, тем более ярко выражена деятельность лидера как отрицательного в отношении руководства. Необходимо иметь в виду, что лидер доминирует благодаря тому, что адекватно проявляются его личностные качества, которые более полно отражают групповые ценности.

Авторитет — социально-психологическое явление, характеризующее положение и роль личности в группе, а также отношение к ней на основе доверия, уважения и признания нравственных, профессиональных и других преимуществ, характеризующих качества личности. Можно также сказать, что это — своего рода имидж члена группы.

Основой авторитета выступает, с одной стороны, власть и должностное положение (должностной авторитет), а с другой — качества личности: интеллектуальные, профессиональные, социально-психологические.

Черты высокого авторитета:

1) по направленности и мотивации — высокая зрелость, стремление к достижению успеха;

2) по способностям — высокий уровень интеллекта, способность принимать правильные решения, умение выбирать оптимальные формы стимуляции, воздействия на других;

3) в профессиональной области — высокий уровень достигнутых знаний, умений, навыков;

4) в чертах характера — высокая ответственность, последовательность в действиях и поступках, инициативность, доброжелательность;

5) в темпераменте и волевых качествах — находчивость, напористость;

6) в коммуникативных характеристиках — умение решать конфликты.

Следующей составляющей жизнедеятельности малой группы выступают взаимоотношения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: