Основные составляющие системы качества
Политика в области качества
Основные составляющие системы качества
Система качества — совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для реализации общего руководства качеством. Система качества может быть эффективной только в случае, если она функционирует одновременно и в тесном взаимодействии со всеми видами деятельности, оказывающими влияние на качество продукции. Система качества на предприятии создается с учетом специфики его деятельности, его размеров, структуры и организации производства. Система качества должна охватывать все стадии жизненного цикла товара.
Организационная структура — обязательства, полномочия и взаимоотношения, на основе которых организация выполняет свои функции.
Методика — определенный способ осуществления деятельности.
Процесс — взаимосвязь ресурсов и деятельности, которая преобразует входящие элементы в выходящие. Основные требования, предъявляемые к системам качества:
|
|
• система качества должна определять порядок документального оформления всех процедур системы;
• система качества должна обеспечивать участие в управлении качеством всех сотрудников организации;
• система качества должна обеспечивать взаимодействие деятельности по качеству с деятельностью по снижению затрат;
• система качества должна обеспечивать управление качеством на всех этапах жизненного цикла товара;
• система качества должна определять порядок осуществления периодических проверок, анализа и совершенствования системы;
• система качества должна предусматривать осуществление профилактических проверок по предупреждению дефектов;
• система качества должна предотвращать поступление дефектной продукции к потребителю;
• система качества должна адаптироваться к необходимым изменениям.
Управленческий состав предприятий должен разрабатывать и воплощать систему качества в целях проведения сформулированной политики в области качества и достижения поставленных целей.
Политика в области качества представляет собой основные направления и цели организации в области качества, официально сформулированные управленческим составом организации.
Такая политика формируется так, чтобы охватить деятельность каждого работника и ориентировать весь коллектив предприятия на достижение поставленных целей. При отсутствии четкой и документально оформленной политики деятельность предприятия в области качества неопределенна и случайна. Документально оформленная политика в области качества дает возможность работникам предприятия, а также его поставщикам и потребителям получить четкое представление об официальном отношении руководителей предприятия к качеству производимой продукции. В связи с этим, разработка и документальное оформление руководством предприятия политики в области качества является первым условием при создании системы качества на предприятии.
|
|
При создании системы качества должны быть определены и документально зафиксированы те виды деятельности, которые прямо или косвенно воздействуют на качество. При этом, должны быть принятые следующие меры:
• необходимо однозначно определить общие и конкретные обязанности в отношении качества;
• требуется установить обязанности и полномочия по каждому виду деятельности, воздействующему на качество. Необходимо иметь достаточную степень организационной свободы, достаточно широкий круг ответственности и полномочий, обеспечивающие достижение поставленных целей в области качества с необходимой эффективностью;
• необходимо определить меры по управлению и координации различных смежных видов деятельности;
• необходимо периодически выявлять потенциальные или реальные проблемы качества и осуществлять предупредительные или корректирующие воздействия.
В рамках общей организационной структуры необходимо строго установить функции, относящиеся к системе качества. Должны быть определены границы полномочий и каналы передачи информации.
Ресурсы и персонал. Руководство организации должно определять требования к использованию ресурсов и устанавливать необходимый объем, обеспечивающий проведение политики в области качества и достижение поставленных целей. Как правило, к таким ресурсам относятся:
• человеческие ресурсы;
• компьютерные программы;
• производственное оборудование;
• оборудование, необходимое для проектно-конструк-торских работ и разработок;
• контрольное, испытательное и проверочное оборудование;
• контрольно-измерительная аппаратура.
Руководство организации должно установить необходимый уровень компетенции, квалификации и подготовки персонала. Необходимо также определить показатели качества, влияющие на положение на рынке, и цели, связанные с обеспечением качества продукции, процессов или сопутствующих услуг, для своевременного выделения ресурсов организации.
Для проведения эффективной политики в области качества необходимо разрабатывать, выпускать и поддерживать в рабочем состоянии документированные рабочие процедуры, координирующие различные виды деятельности, которые обеспечивают эффективное функционирование системы качества. Такие документированные процедуры должны определять цели и порядок выполнения различных бидон деятельности, оказывающих влияние на качество.
Система качества должна включать документированные процедуры общего руководства конфигурацией в необходимом объеме. Общее руководство конфигурацией охватывает весь жизненный цикл продукции, начиная с ранней стадии проектирования. Такое руководство способствует осуществлению и регулированию процессов проектирования, создания, производства и эксплуатации продукции и дает руководству четкую картину о состоянии документации и продукции в течение ее срока службы. Общее руководство конфигурацией может включать определение конфигурации, управление конфигурацией, учет состояния конфигурации и проверку конфигурации.