Политика в области качества

Основные составляющие системы качества

Политика в области качества

Основные составляющие системы качества

Система качества — совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходи­мых для реализации общего руководства качеством. Система качества может быть эффективной только в случае, если она функционирует одновременно и в тес­ном взаимодействии со всеми видами деятельности, ока­зывающими влияние на качество продукции. Система качества на предприятии создается с учетом специфи­ки его деятельности, его размеров, структуры и орга­низации производства. Система качества должна охва­тывать все стадии жизненного цикла товара.

Организационная структура — обязательства, пол­номочия и взаимоотношения, на основе которых орга­низация выполняет свои функции.

Методика — определенный способ осуществления деятельности.

Процесс — взаимосвязь ресурсов и деятельности, которая преобразует входящие элементы в выходящие. Основные требования, предъявляемые к системам качества:

• система качества должна определять порядок доку­ментального оформления всех процедур системы;

• система качества должна обеспечивать участие в уп­равлении качеством всех сотрудников организации;

• система качества должна обеспечивать взаимодей­ствие деятельности по качеству с деятельностью по снижению затрат;

• система качества должна обеспечивать управление качеством на всех этапах жизненного цикла товара;

• система качества должна определять порядок осу­ществления периодических проверок, анализа и со­вершенствования системы;

• система качества должна предусматривать осущест­вление профилактических проверок по предупреж­дению дефектов;

• система качества должна предотвращать поступ­ление дефектной продукции к потребителю;

• система качества должна адаптироваться к необ­ходимым изменениям.

Управленческий состав предприятий должен раз­рабатывать и воплощать систему качества в целях про­ведения сформулированной политики в области каче­ства и достижения поставленных целей.

Политика в области качества представляет собой основные направления и цели организации в области качества, официально сформулированные управлен­ческим составом организации.

Такая политика формируется так, чтобы охватить деятельность каждого работника и ориентировать весь коллектив предприятия на достижение поставленных целей. При отсутствии четкой и документально оформленной политики деятельность предприятия в области качества неопределенна и случайна. Документально оформленная политика в области качества дает возмож­ность работникам предприятия, а также его поставщи­кам и потребителям получить четкое представление об официальном отношении руководителей предприятия к качеству производимой продукции. В связи с этим, разработка и документальное оформление руководством предприятия политики в области качества является пер­вым условием при создании системы качества на пред­приятии.

При создании системы качества должны быть оп­ределены и документально зафиксированы те виды де­ятельности, которые прямо или косвенно воздейству­ют на качество. При этом, должны быть принятые следующие меры:

• необходимо однозначно определить общие и кон­кретные обязанности в отношении качества;

• требуется установить обязанности и полномочия по каждому виду деятельности, воздействующему на качество. Необходимо иметь достаточную степень организационной свободы, достаточно широкий круг ответственности и полномочий, обеспечиваю­щие достижение поставленных целей в области качества с необходимой эффективностью;

• необходимо определить меры по управлению и коор­динации различных смежных видов деятельности;

• необходимо периодически выявлять потенциальные или реальные проблемы качества и осуществлять предупредительные или корректирующие воздей­ствия.

В рамках общей организационной структуры необ­ходимо строго установить функции, относящиеся к си­стеме качества. Должны быть определены границы полномочий и каналы передачи информации.

Ресурсы и персонал. Руководство организации дол­жно определять требования к использованию ресур­сов и устанавливать необходимый объем, обеспечива­ющий проведение политики в области качества и до­стижение поставленных целей. Как правило, к таким ресурсам относятся:

• человеческие ресурсы;

• компьютерные программы;

• производственное оборудование;

• оборудование, необходимое для проектно-конструк-торских работ и разработок;

• контрольное, испытательное и проверочное обору­дование;

• контрольно-измерительная аппаратура.

Руководство организации должно установить не­обходимый уровень компетенции, квалификации и подготовки персонала. Необходимо также определить показатели качества, влияющие на положение на рын­ке, и цели, связанные с обеспечением качества про­дукции, процессов или сопутствующих услуг, для сво­евременного выделения ресурсов организации.

Для проведения эффективной политики в области качества необходимо разрабатывать, выпускать и под­держивать в рабочем состоянии документированные рабочие процедуры, координирующие различные виды деятельности, которые обеспечивают эффективное функционирование системы качества. Такие документированные процедуры должны определять цели и по­рядок выполнения различных бидон деятельности, ока­зывающих влияние на качество.

Система качества должна включать документиро­ванные процедуры общего руководства конфигураци­ей в необходимом объеме. Общее руководство конфи­гурацией охватывает весь жизненный цикл продук­ции, начиная с ранней стадии проектирования. Такое руководство способствует осуществлению и регулиро­ванию процессов проектирования, создания, производ­ства и эксплуатации продукции и дает руководству четкую картину о состоянии документации и продук­ции в течение ее срока службы. Общее руководство конфигурацией может включать определение конфи­гурации, управление конфигурацией, учет состояния конфигурации и проверку конфигурации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: