Между развитыми государствами существует сильная конкуренция за обладание мировым доходом. В этой борьбе США пока заметно впереди. Попытки других стран (и не только развитых) применить стратегию «догоняющего развития» пока не увенчались успехом. В частности, в 1950 г. объем ВВП на душу населения даже в Западной Европе составлял 50% от уровня США, а к 2004 г. возрос только до 80% (причем динамика этого приближения не является поступательной: аналогичный уровень уже достигался странами Западной Европы в 1990 г., но затем последовало снижение до 60—65% в 2000—2001 гг.).
Темпы роста американской экономики по-прежнему опережают показатели основных конкурентов (табл. 21.2). Впрочем, и другие развитые страны также не отстают от лидера, намного опережая остальной мир по совокупности основных макроэкономических показателей, по качеству жизни, степени конкурентоспособности, уровню потребления и т.п.
Таблица 2 Темпы прироста реального ВВП (%)
Страна | Годы | ||||||||||
ЕС | 2,4 | 1,7 | 2,5 | 3,0 | 2,9 | 3,6 | 1,7 | 1,0 | 0,9 | 2,4 | 1,6 |
США | 2,5 | 3,7 | 4,4 | 4,3 | 4,1 | 3,8 | 0,2 | 2,4 | 3,2 | 4,2 | 3,5 |
Япония | 2,0 | 3,6 | 1,8 | "1,1 | 0,1 | 2,5 | 0,3 | 0,1 | 1,8 | 2,3 | 2,8 |
Развитые страны, располагая столь значительными преимуществами в социальной и экономической сферах и, видимо, рассматривая их как естественное следствие их приоритета в развитии рыночных отношений, считают сохранение такого положения и в будущем вполне логичным и даже необходимым. В качестве основного инструмента поддержания доминирующей роли развитых стран в мировой экономике избрана линия на усиление либерализации внешнеэкономической политики развивающихся стран. Преимущества такой стратегии для развитых стран состоят примерно в следующем:
•облегчается перемещение товаров, которые отсутствуют или дефицитны в развитых странах (в основном это касается топливно-энергетических и минерально-сырьевых товаров);
•приток материальных ресурсов способствует поддержанию темпов экономического роста в развитых странах;
•снижаются барьеры для перетока западных капиталов из одних развивающихся стран в другие и из развитых стран в развивающиеся;
•упрощается проникновение ТНК на рынки развивающихся стран (к примеру, зарубежные активы компаний США составляют 2,5 трлн долл.).
Вместе с тем либерализация внешнеэкономической сферы таит в себе и определенные опасности для развивающихся государств:
•консервируется отсталое состояние национальной промышленности;
•не развивается внутренний рынок из-за экспортной ориентации размещенных на территории развивающихся стран ТНК;
•усиливается вероятность разбалансированности национальной экономики вследствие монокультурного экспорта.
Конечно, подобное разграничение плюсов и минусов либерализации относительно, тем более что развивающиеся страны пытаются противодействовать такой политике. В 1960—1970-е годы им удалось зафиксировать в специальной главе ГАТТ свое право на проведение протекционистской политики, удалось добиться введения системы преференций для товаров из третьего мира на рынках развитых государств.
Но силы все же остаются неравными. США и другие ведущие мировые державы, заинтересованные в дальнейшей либерализации внешнеэкономической политики всех стран, в качестве инструмента давления на оппонентов используют различные международные организации, и прежде всего наиболее влиятельные из них — МВФ и ВТО. К примеру, МВФ соглашается на оказание поддержки странам, оказавшимся в тяжелом экономическом положении, исключительно при условии проведения ими четко выраженной либералист-ской политики (предусматривающей монетарные рестрикции, приватизацию, сокращение социальных программ и т.д.); мировые экономические лидеры настойчиво пытаются включить экологические и трудовые стандарты в соглашения, заключаемые по линии ВТО. Так называемая «социальная оговорка», в частности, подразумевает свободу организации объединений, свободу заключения коллективных договоров, недопущение трудовой дискриминации, принудительного и детского труда, т.е. то, чем развивающиеся страны как раз похвастаться не могут. Именно поэтому не случайно в XXI в. заметно усилились антиамериканские настроения во всем мире (даже в самих США).