Экспорт коммерческих услуг по видам в 1990 и 2004 гг.
Виды услуг | Объеме 1990 г., млрд дом. | Объем в 2004 г., млрд долл. | Доля в 1990 г., % | Доля в 2004 г,, % | Среднегодовой Прирост 2000-2004, % |
Все услуги Транспортные Путешествия Другие услуги | 783,2 223,2 265,5 294,5 | 2125 500 625 1000 | 100,0 28,5 33,9 37,6 | 100,0 23,6 29,4 4 7,0 |
Самым крупным экспортером коммерческих услуг в мире является Евросоюз. В 2004 г. страны ЕС экспортировали услуг за пределы Союза на сумму 427,1 млрд долл. (на 16% больше, чем в 2003 г.). Далее следуют США— 318,3 млрд долл. — рост по отношению к предыдущему году 11%; Япония — 94,9 млрд долл. (рост 25%), КНР -* 62,1 млрд долл. (рост 34%).
Крупнейшим импортером услуг также являются страны Евросоюза, которые заплатили за услуги своим внешним партнерам в 2004 г. 381,7 млрд долл. (рост 16%.), США —- 260 млрд долл. (рост 14%.), Япония — 134 млрд долл. (рост, 22%),. КНР <~- 71,6 млрд
долл. (рост 31%).
Целесообразно сопоставить темпы роста торговли товарами и услугами на протяжении последних деся-йтяет (рис 13.1). В период 2000—2004 гг. мировой экспорт товаров в среднем рос на 9% в год, экспорт услуг — также на 9% в год. В 2003 г. экспорт товаров вырос на 17%, а экспорт услуг — на 14%. В 2004 г. соответственно на 21 и 18%. Отметим, что в 2001 г. отмечался спад экспорта товаров на 4 и 0% по экспорту услуг, в 2002 г. — товарный экспорт вырос на 4, экспорт услуг — на 6%. Таким образом, можно наблюдать определенную корреляцию в части торговли товарами и услугами в мире в целом, что, собственно, не противоречит сказанному.
|
|
Хозяйственная деятельность складывается из отдельных операций, в какой бы форме — коллективной или индивидуальной; про-юводственной, торговой или финансовой; коммерческой или некоммерческой; а также в какой бы области — в земледелии, нефте-обыче, производстве автомобилей, оказании банковских услуг и т.д. — она ни осуществлялась. Чтобы получить более сложный конечный продукт и дороже его продать, необходимо совершить больше отдельных, относительно простых операций в процессе производства и сбыта, добавив новые свойства и стоимость к изначальному предмету труда. При этом исключительно важным и являются -содержание, количество и последовательность действий экономического субъекта в процессе хозяйственной деятельности. Из этих трех элементов и складывается понятие технологии в узком значении этого термина.
Отметим, что не только производство, но и последующая реализация продукции и даже ее потребление состоят из ряда элементар-|ных шагов. Немалую роль играет также процесс управления, который заключается в решении задачи эффективной организации хозяйственной деятельности. Технологии сопровождают любое проявление экономической активности в обществе независимо от того, отдают ли в этом себе отчет субъекты экономики или нет. Вместе с тем технологическая составляющая современной хозяйственной «жизни все больше выделяется в самостоятельную и абсолютно конкретную область со своими институтами, разрабатывающими технологические продукты, регулирующими правовые отношения в области их обмена; здесь действуют свои правила ценообразования и виды платежей.
|
|
• Помимо хозяйственных технологий в обществе также функционируют политические технологии; в юриспруденции правовые действия осуществляются по своим процессуальным нормам и правилам; в искусстве, например в живописи, говорят о технике художника, что тоже можно считать технологией, но не экономического профиля. В курсе «Мировая экономика» внимание уделено хозяйственным технологиям, более того, технологиям, которыми обмениваются субъекты разных стран, и это в основном производственные технологии. Коммерческое обращение технологий управления, сбыта и тем более потребления, в мировом хозяйстве пока что мало развито и слабо изучено.
Так сложилось, что многие ученые-экономисты, специалисты международных организаций, национальных статистических ведомств в понятие «технология» часто включают любое изобретение, научно-исследовательскую деятельность, некоторые виды услуг, например, инжиниринговые, товарные знаки, промышленные образцы и пр. Такое широкое толкование технологии означает все виды знаний, навыки, опыт, которыми располагает общество и использует в экономической сфере в данный исторический отрезок времени. Это определение, конечно, существенно размывает понимание данной экономической категории, уводит в сторону от непосредственно хозяйственных процессов. Тем не менее эта точка зрения на сегодняшний день является господствующей в экономической науке.
В качестве носителей технологии в хозяйственной практике выступают: патенты на изобретения и лицензии; техническая документация; специализированная литература; любая готовая продукция и полуфабрикаты, в которых она воплощена; специалисты-профессионалы, обладающие знаниями, опытом, навыками для решения конкретных практических задач в различных областях.
Передача технологий, в том числе в международной сфере, осуществляется следующими способами: письменно (в момент подачи патентной заявки, покупки лицензии, заключения контракта, публикации ее описания в печати), по электронным сетям (Интернет, телевидение), вербально (на симпозиумах, конференциях, при любом устном контакте специалистов), визуально (на выставках), транспортными средствами (промышленные образцы, документация).
Информация как совокупность сведений или данных, логически упорядоченных и обладающих элементом новизны и оригинальности, функционирует в мировом хозяйстве по схожим с технологиями правилам. Больше того, будучи отчужденной от субъекта знаний, вплоть до момента непосредственного хозяйственного исполь-звания, технологии существуют в виде информации. Однако эти экономические категории принципиально отличаются друг от руга, если иметь в виду дальнейшее воплощение технологий в хозяйственные процессы и конечную продукцию. Эти различия в следующем:
1) по существу: технология — неотъемлемое, связующее звено и содержание самих хозяйственных операций; информация — символическое (цифровое, образное, звуковое) выражение или описание Хозяйственной деятельности;
2) по роли, которую они играют: прямая и непосредственная задача технологий — преобразование экономической среды; информация лишь умножает знания субъектов экономики об экономической среде;
|
|
3) с точки зрения самодостаточности: технология — законченный продукт, он не может, как информация, быть неполным, недостаточным для использования, осуществления хозяйственных операций.
Информация содержится в конкретных информационных продуктах, которые можно разделить на информационные товары и информационные услуги. К первым относятся периодические издания (газеты, журналы, бюллетени, отчеты), книги, иная издательская ^продукция (календари, открытки, карты и пр.), базы данных, программное обеспечение, рекламная продукция, рейтинги, музыкальная и художественная продукция, радио- и телевизионные программы. Информационные услуги включают в себя услуги по подготовке, созданию, доработке, распространению информационных 1Товаров: издательские и рекламные услуги, создание и ведение баз.данных, составление рейтингов, программирование, интернет-услуги и др.
В последнее время с развитием аутсорсинга появляется все больше бухгалтерских, консалтинговых, аудиторских, аналитических агентств, выполняющих внутренние операции фирм на заказ шли составляющих отчеты, заключения о недостатках организации управления компаний, их структур, бизнес-стратегий. Перечисленные информационные продукты являются наиболее ценными для 'отдельно взятой фирмы, позволяют повысить эффективность ее деятельности, конкурентоспособность на рынке.
Информационный бизнес, который заключается в оказании названных видов услуг, — передовая часть и двигатель развития миррового предпринимательства. Не случайно Статистическая комиссия ООН с 2002 г. включила Информационный сектор в качестве альтернативного агрегирования в Международную стандартную от раслевую классификацию (МСОК), а с 2007 г. раздел «Информационный сектор будет содержаться в регулярной структуре этой классификации.
Информационная продукция имеет особенности, отличающие ее от остальных видов продукции:
•информационное содержимое такой продукции позволяет осуществлять ее распространение и обмен в различных формах;
|
|
•стоимость этой продукции зависит от информационного, образовательного, культурного или развлекательного содержания, а не от формата материального носителя, в котором она распространяется. Большинство таких продуктов предполагают защиту от незаконного воспроизведения, модернизации, распространения.