Международная торговля услугами – это специфическая форма мирохозяйственных связей по обмену услугами между продавцами и покупателями разных стран. Услуга – разнообразные виды деятельности, не имеющие материального носителя в явном виде.
Выделяют два вида услуг:
1. услуги, которые опосредуются вещно, они связаны с потребительскими товарами (материальные);
2. услуги, не связанные с материальными продуктами. Их действие направлено на человека или на условия, в которых он находится, их производство неотделимо от потребления (нематериальные).
Специфической отраслью услуг является международный туризм (международные перемещения людей или путешествия), представляющие собой специфическую категорию МТ. Туристические услуги в международном товарообороте выступают неким «невидимым товаром», он становится важным, иногда и единственным, источником дохода для многих развитых и развивающихся стран.
По классификатору ООН выделяют 160 видов услуг, разделенных на 12 основных разделов:
|
|
1. Деловые услуги.
2. Услуги связи.
3. Строительные и инжиниринговые услуги.
4. Дистрибьюторские услуги.
5. Общеобразовательные услуги.
6. Услуги по защите окружающей среды.
7. Финансовые услуги и страхование.
8. Услуги по охране здоровья и соц. услуги.
9. Туризм и путешествия.
10. Услуги в области организации досуга, культуры и спорта.
11. Транспортные услуги.
12. Прочие услуги.
Особенности международной торговли услугами по сравнению с МТ товарами:
- регулируются не на границе, а внутри страны положениями внутреннего законодательства. Отсутствие или наличие факта пересечения услугой границы не может выступать критерием экспорта услуги;
- услуга не подлежат хранению. Экспорт (импорт) услуг часто требует непосредственной встречи продавца и покупателя;
- ассортимент услуг, предлагаемый на мировых рынках меньше ассортимента на внутреннем рынке и меньше номенклатуры товаров, вовлеченных в международный товарооборот;
- имеет специфическую нормативно-правовую базу своего регулирования. Производство и реализация услуги имеет большую государственную защиту;
- международная торговля услугами находится в тесной взаимосвязи с торговлей товарами и оказывает на нее сильное воздействие;
- не все виды услуг в отличие от товаров могут являться предметом торговли. Услуги, поступающие в личное потребление, не могут быть вовлечены в хозяйственный международный оборот.
Основные тенденции развития международной торговли услугами:
- снижение доли транспортных услуг;
- увеличение доли туризма в экспорте услуг;
- развитие сегмента «особые частные услуги», куда входят финансовые услуги (страхование, аудиторские и т.д.);
- сокращение доли официальных и правительств услуг.
Высокоперспективным и динамичным видом услуг становится обслуживание рынка по системе Интернет (электронная торговля, электронные деньги).
К основным видам услуг, предлагаемых для предпринимательства, можно отнести: менеджмент, аудит, лизинг, франчайзинг (система передачи или продажи лицензий на технологию и товарный знак), «ноу-хау» и др.