Сбережение населения как стратегия социально-экономического развития России

Основы разработки стратегии территориального развития России

Сбережение населения как стратегия социально-экономического развития России

Тема 9.Разработка стратегии социально-экономического развития России

9.3. Опыт реализации национальных стратегий в развитых странах.

За годы проводимых реформ в России возник целый ряд проблем как экономического, так и социального характера. Как справедливо подчеркивает академик Д.С. Львов, "уход государства из экономики не был скомпенсирован развитием эффективных форм рыночных отношений на уровне предприятий и регионов. Сегодня главное внимание правительства сосредоточено на решении текущих проблем. Основное видится в расширении объемов приватизации, сокращении государственных расходов, удержании низкого уровня инфляции, накоплении золотовалютных резервов, получении профицитного бюджета, выплате внешних долгов и подержании финансовой стабилизации на основе жесткого регулирования денежной массы. Все эти вопросы важны и необходимы. Но надо иметь в виду, что их решение не может заслонять от нас решение куда более важных задач стратегического плана, от которых зависит не только наш завтрашний день, но и будущее России. К ним, прежде всего, относятся проблемы устранения фундаментальных диспропорций в экономике: между недопустимо низкой оплатой наемного труда и его эффективностью; между первичным распределением совокупного дохода и его вторичным распределением в действующей системе налогов; между финансовым сектором и реальным производством; между сырьевым и наукоемкими секторами экономики; между стартовыми возможностями регионов и их фактическим социально-экономическим состоянием, а отсюда и объективностью ресурсной базы бюджетов разного уровня".

Анализ, проведенный экономистами, свидетельствует о резком несоответствии ресурсных возможностей нашей страны и эффективности ее экономики.

Россия является одной из ведущих стран мира по запасам основных видов природных ресурсов. Она занимает первое место в мире по запасам нефти, газа и леса на душу населения, второе место – по запасам угля и железной руды, третье – по запасам пресной воды.

По относительной величине национального богатства Россия опережает такие ведущие страны Европы, как Германия, Великобритания, Франция и Норвегия. Канаду наша страна опережает на 1/3, а Китай – в 14 раз.

Россия занимает первое место среди сравниваемых стран по природной составляющей национального богатства. По природному капиталу Россия опережает Норвегию и Канаду в 5 раз; США – в 6 раз; Германию, Великобрит., Францию – в 20 раз; Японию – в 38 раз и Китай – в 80 раз.

При этом среднедушевой ВВП в России отстает от США в 5 раз, от Японии - в 4 раза, от Германии и ряда других западноевропейских стран – в 3,5 раза. Опережает Россия по этому показателю только Китай и Индию.

Приведенные данные позволяют сделать следующий вывод. Для обеспечения устойчивого экономического роста нашей страны необходимо выработать такую модель экономического развития, которая позволила бы существенно повысить эффективность использования национального богатства страны – ее природных ресурсов и интеллектуального потенциала народа. Важную роль здесь должны сыграть как разработка общей стратегии развития России, так и стратегическое планирование развития территорий, составляющих страну.

В современных условиях весьма актуален вопрос трансформации традиционного экономического подхода к решению проблем и разработки стратегии развития страны и регионов в социально-экономический. "Как представляется, социально-экономический подход более полно отражает требования, предъявляемые человеческим сообществом к решению организационных, управленческих и других проблем вариантного характера. Взгляд только с позиции экономичности, которая трактуется как одна из основных составляющих успеха хозяйственной деятельности, суть которой заключается в разумной и рациональной экономии ограниченных ресурсов с целью более полного удовлетворения потребностей, едва ли может быть адекватным. Кроме того, общепризнанной предпосылкой решения современных управленческих и технологических задач является системность, т.е. учет максимального числа факторов, взаимосвязей, взаимодействий, определяющих условия функционирования системы и ее структуру".

Если говорить о социально-экономическом подходе, необходимо изучить и уяснить роль двух его составляющих – социальной и экономической. Учет социальной составляющей базируется преимущественно на обобщениях качественного характера, включающих, наряду с оценкой уровня потребления материальных благ и услуг, морально-политическую ситуацию, удовлетворение духовных потребностей, условия окружающей среды, социальный комфорт и т.п. Экономическая же составляющая базируется, прежде всего, на обобщениях количественного характера, характеризующих состояние хозяйственной и непроизводственной сфер социально-экономической системы на основе, главным образом, стоимостной оценки возможных альтернатив использования ресурсов, определения экономической эффективности, соизмерением затрат и результатов, решения экономико-математических задач исходя из максимизации целевой функции и т.п. Социально-экономический подход в существенно большей мере соответствует принципу системности, чем отдельно взятые "социальный" или "экономический". При этом необходимо подчеркнуть следующее: широко распространенный тезис об их равноценности (равноправии и т.п.) нуждается в переосмыслении. В современных условиях соц. составляющая приобретает решающее значение.

Социально-экономический подход предполагает оценку социальных последствий тех или иных управленческих или технических решений. Поэтому нужно не только перестроить экономику, но и в полной мере учесть социально-психологические факторы. Необходимо формировать у людей восприятие социально-экономических реалий: создавать систему ценностей, адекватную совершающимся переменам. И, безусловно, объективной базой позитивной оценки людьми экономических реформ послужит их четко выраженная направленность на получение ощутимых благ для всех слоев населения, повышение уровня и качества жизни.

В настоящее время руководством России в качестве важнейшего приоритета стратегического развития выбрано сбережение народа, что в полной мере соответствует сложившейся обстановке и ожидаемой в ближайшие десятилетия демографической ситуации. Однако пути реализации данного приоритета системно не разработаны. В этой связи, по нашему мнению, весьма плодотворен подход акад. Д.С. Львова к разработке стратегии долгосрочного соц-эк развития России.[13]

В качестве главной цели развития Д.С. Львов выдвигает именно сбережение народа России. Реализация этой главной цели должна найти конкретное отражение в системе следующих целевых ориентиров:

– обеспечение условий для всеобщей занятости трудоспособного населения;

– сохранение и приумножение природно-ресурсного потенциала страны, обеспечение устойчивого экологического равновесия;

– обеспечение государственной поддержки фундаментальной науки, развития наукоемкого сектора экономики, технологической модернизации производственного аппарата страны как главных факторов роста производительности труда и эффективности производства, повышения конкурентоспособности российской экономики;

– обеспечение эффективной пространственной структуры экономики России, обеспечивающей соблюдение баланса интересов всех ее субъектов;

– развитие системы общественных (гражданских) институтов управления национальным имуществом, устраняющей отчужденность народа от реализации важнейших программ долгосрочного развития, резко снижающей криминогенность экономики, обеспечивающей рост экономического потенциала страны и благосостояния народа.

В предлагаемой стратегии переход России к долгосрочным стратегическим ориентирам делится на три этапа: выход из кризиса (2003-2012 гг.), модернизация (2013-2022 гг.), устойчивое развитие (после 2022 г.).

Главным содержанием первого этапа должно быть искоренение бедности; разрешение проблемы деприватизации природно-ресурсного капитала России; проведение реформы, обеспечивающей существенный рост доходов населения; активное использование незагруженных производственных мощностей; "развязывание" проблемы конечного спроса; оживление потребительского сектора экономики; институциональная реструктуризация естественных монополий; создание условий для активизации малого бизнеса. На этом этапе предполагается завершение налоговой реформы, перевода экономики на рентную систему формирования общественных доходов и формирования базовых общественных институтов их использования. Существенная роль в реализации первого этапа будет принадлежать реформам финансово-кредитной и банковской системы, бюджетной системы, правополномочий Центра и регионов, валютного регулирования и т.д.

Основное содержание второго этапа – модернизация производственного аппарата страны, позволяющая создать современное постиндустриальное общество с достаточно высоким уровнем благосостояния и социального обеспечения и надежно функционирующей инфраструктурой.

Главное содержание третьего этапа – непосредственный переход к устойчивому развитию в экологическом, социально-экономическом и внешнеэкономическом понимании этого понятия – крупномасштабные природовосстановительные мероприятия, программы приоритетного развития высоких технологий. Отличительная особенность третьего этапа – системный переход к ресурсосберегающим технологиям, проведение системных мер по значительному наращиванию национального ВВП и максимально возможное сокращение существующего разрыва по этому показателю по сравнению с промышленно развитыми странами, укрепление обороноспособности и безопасности страны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: