Ростовской области на 2003-2006 годы

Программа экономического и социального развития

Стратегическими целями Программы определены[19]:

– повышение конкурентоспособности продукции и на этой основе рост ВРП Ростовской области более чем в 1,5 раза (в сопоставимых ценах по отношению к 2000 году);

– экономический рост 6 % в год;

– повышение производительности труда в 1,7-1,9 раза;

– рост фондоотдачи в 1,5-1,6 раза;

– прирост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней в 1,4 раза;

– увеличение реальных доходов населения в 2,3 раза;

– снижение социальной напряженности за счет создания новых рабочих мест и повышения уровня занятости населения до 56,7 %;

– создание 21,2 тыс. и сохранение 129,3 тыс. рабочих мест.

Для достижения стратегических целей Программы необходимо решение следующих основных задач:

- создание благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата;

- совершенствование нормативной законодательной базы;

- повышение конкурентоспособности продукции в отраслях традиционной специализации Ростовской области;

- развитие малого предпринимательства;

- наращивание ресурсного потенциала в сельскохозяйственном производстве, развитие перерабатывающей промышленности, увеличение экспортного потенциала области;

- комплексное развитие транспортной инфраструктуры для обеспечения внутренних и внешнеэкономических связей;

- развитие сферы платных услуг, в первую очередь высокотехнологичных и инфокоммуникационных, доведение темпов роста до средне-российского уровня;

- устойчивое развитие социальной сферы, направленное на повышение качества социальных услуг, снижение социальной напряженности;

- улучшение экологической обстановки и повышение уровня экологической безопасности.

Система мероприятий, заложенных в Программе, соответствует целям и приоритетам, определенным Программой социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу, а также установленным Концепцией экономической политики Ростовской области. Отбор мероприятий, направленных на решение проблем социально-экономического развития, производился с учетом: значимости проблемы для Ростовской области, ее соответствия приоритетам, заложенным в Концепции экономической политики Ростовской области; эффективности и сроков решения проблемы; необходимости государственной поддержки; координации со стороны органов государственной власти Ростовской области действий организаций, предполагаемых к участию в программных мероприятиях.

Реализация системы программных мероприятий осуществляется с привлечением различных источников финансирования: федеральный, областной, местные бюджеты, внебюджетные источники. При этом обеспечивается концентрация финансовых ресурсов, включая средства, направляемые на реализацию проектов и мероприятий федеральных и региональных целевых программ, а также Федеральной целевой программы "Юг России".

Система программных мероприятий направлена на реализацию перспективных проектов и мероприятий, обеспечивающих решение проблем в экономике и социальной сфере области, создание высокотехнологичного, конкурентоспособного производства, расширение сферы услуг населению и повышение их качества, развитие социальной инфраструктуры с целью удовлетворения потребностей в товарах и услугах. Мероприятия Программы сгруппированы с учетом их однородности и взаимосвязанности в перспективные технологические цепочки. Программа включает в себя два раздела:

первый – социально-экономический. В него входят проекты и мероприятия, направленные на повышение:

- платежеспособного спроса – развитие основных направлений экономики;

- качества жизни – развитие социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства;

- занятости населения – создание дополнительных рабочих мест в отраслях экономики;

- второй – нормативно-законодательный и организационный. В него включаются мероприятия:

- нормативно-законодательного характера, обеспечивающие реализацию целей Программы;

- по повышению имиджа, инвестиционной привлекательности области (бизнес-центры, выставки, форумы, PR-кампании).

В основу Программы положены следующие основные принципы:

- максимальное использование географических, трудовых, ресурсных и экономических преимуществ Ростовской области;

- устойчивое развитие как результат воздействия в равной мере на экономическую, социальную и экологическую составляющие;

- переход к инновационному типу развития, особенно в сельском хозяйстве и строительстве;

- переход к экологически сбалансированной структуре землепользования, обеспечивающей условия воспроизводства плодородия почв;

- обеспечение охраны природы и рационального природопользования в бассейне Азовского моря, устья Дона, воспроизводства их уникальных биоресурсов.

Программа экономического и социального развития Ростовской области на 2003-2006 гг. в соответствии со своими целями и задачами включает следующие функциональные подпрограммы: "Промышленность", "Сельское хозяйство и пищевая промышленность", "Транспорт и портовое хозяйство", "Строительный комплекс", "Экология, воспроизводство биоресурсов", "Инфокоммуникационные технологии, связь, потребительский рынок и платные услуги", "Социальная сфера и жилищно-коммунальное хозяйство", "Повышение занятости населения".

Проведем анализ ресурсного обеспечения реализации Программы. Общая потребность в финансовых ресурсах на осуществление программных мероприятий и проектов оценивается в 108 млрд. рублей. Средства федерального бюджета в общем объеме финансирования Программы составляют 4,3 млрд. рублей, или 4 %; средства бюджетов муниципальных образований – 1,3 млрд., или 1,2 %. Для реализации мероприятий Программы привлекаются внебюджетные источники в сумме 98,4 млрд. рублей, или 90,8 %.

Средства федерального и областного бюджетов на реализацию программных мероприятий выделяются бюджетным учреждениям и организациям на безвозмездной основе; негосударственным коммерческим организациям – на условиях приобретения в собственность Российской Федерации акций (долей) этих организаций стоимостью, эквивалентной размеру бюджетных инвестиций (в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001 г. № 714).

Ресурсное обеспечение реализации Программы предусматривает использование принципиально новых подходов и форм финансовой и правовой поддержки:

- применение системы субсидирования из областного бюджета процентных ставок по кредитам банков, направляемым на инвестиционные цели;

- использование новых организационных форм привлечения инвестиций в виде проведения инвестиционных конкурсов для привлечения инвестиционных ресурсов с целью реализации социально-ориентированных проектов;

- разработку схем привлечения внебюджетных источников в виде негосударственных пенсионных фондов;

- расширение практики применения лизинговых операций, особенно в АПК;

- применение системы субсидирования процентных ставок под ипотечное жилищное кредитование;

- применение системы субсидирования из областного бюджета процентных ставок по кредитам банков, предоставляемых физическим лицам для решения жизненно важных социальных проблем, с целью увеличения платежеспособного спроса населения;

- формирование гарантийно-залоговых фондов;

- разработку организационно-финансовых схем реализации инвестиционных проектов и мероприятий, обеспечивающих их выполнение.

Распределение общего объема финансовых средств на реализацию мероприятий и проектов Программы по источникам финансирования отражено в табл. 2.1.[20]

Программа включает 371 проект и мероприятий, сгруппированных с учетом их функциональной однородности и взаимосвязанности в 8 подпрограмм. Распределение объема финансирования по подпрограммам приведено в табл. 2.2.

Таблица 2.1 - Источники финансирования мероприятий и проектов Программы экономического и социального развития Ростовской области на 2003-2006 годы

Показатели Сумма (млрд. руб.) Удельный вес (%)
Объем финансирования, всего в том числе: федеральный бюджет областной бюджет муниципальные бюджеты внебюджетные источники 108,067 4,334 4,320 1,269 98,111 100,0 4,0 4,0 1,2 90,8

Таблица 2.2 - Распределение объема финансирования по функциональным подпрограммам Программы экономического и социального развития Ростовской области на 2003-2006 годы

Показатели Подпрограммы
Промышленность Сельское хозяйство и пищевая промышленность Транспорт и портовое хозяйство Строительный комплекс Экология и воспроизводство биоресурсов Инфокоммуникационные технологии, связь, потребительский рынок и платные услуги Социальная сфера и ЖКХ Повышение занятости населения
Количество проектов Стоимость, млрд. руб. Объем федерального бюджета, млрд. руб. 45,457 0,197 8,510 - 15,412 0,857 20,548 0,017 1,584 0,456 4,748 0,305 10,209 1,151 1,598 1,352

Приведенные в Программе сводные данные по объемам и источникам финансирования программных мероприятий представлены в табл. 2.3.

Таблица 2.3 - Сводная таблица объемов и источников финансирования мероприятий Программы экономического и социального развития Ростовской области на 2003-2006 годы (млн. руб.)

Годы Всего финансовых средств Федеральный бюджет Областной бюджет Местные бюджеты Собственные средства предприятий Кредиты коммерческих организаций и банков Прочие источники
всего в том числе
капитальное вложение средства за счет программ, действующих на территории Юга России
Всего 108066,9 22282,4 27380,3 27393,5 31010,8 4334,0 848,6 1170,7 1139,4 1175,3 1465,2 223,3 427,8 390,0 424,2 2868,8 625,3 743,0 479,4 751,1 4319,6 1190,1 1057,7 1179,3 892,5 1269,1 163,7 400,0 390,7 314,6 47596,0 13092,8 13887,9 11646,9 8968,4 23134,2 5011,8 7496,3 6375,8 4430,3 27234,0 1975,4 3367,6 6661,4 15229,6

Позитивным фактором в ресурсном обеспечении реализации Программы экономического и социального развития Ростовской области на 2003-2006 гг. следует считать применение рычагов экономического (финансового) воздействия, включающего использование:

налогово-бюджетного и финансово-кредитного регулирования;

инструментов областной инвестиционной политики;

областных целевых программ, разрабатываемых и реализуемых в соответствии с приоритетами Программы и финансовыми возможностями бюджета области;

федеральных целевых программ в части разделов, которые реализуются на территории Ростовской области;

механизмов привлечения средств из внебюджетных источников.

Реализация программы предусматривает также сочетание целевого финансирования конкретных мероприятий и проектов через закупку и поставку продукции и услуг для государственных нужд, финансирование объектов капитального строительства, финансирование мероприятий региональных целевых программ, а также совокупность различных форм государственной поддержки инвестиционной и предпринимательской деятельности.

Прямая государственная поддержка эффективных проектов осуществляется в соответствии с действующим законодательством Ростовской области и включает следующие формы финансового обеспечения:

- представление налоговых льгот участникам инвестиционной деятельности;

- субсидирование за счет средств бюджета Ростовской области процентных ставок по кредитам коммерческих банков организациям, реализующим инвестиционные проекты, а также процентной ставки на пополнение оборотных средств;

- предоставление инвестиционных налоговых кредитов субъектам инвестиционной деятельности;

- предоставление государственных гарантий участникам инвестиционной деятельности.

Важнейшее значение для успешной реализации Программы имеют механизмы привлечения внебюджетных средств. В качестве каналов привлечения средств из внебюджетных источников предусмотрено использование как традиционных (кредитование, акционирование, создание совместных предприятий), так и современных способов (лизинг, ипотека, организация займов и др.). Особое внимание уделено целевому привлечению средств зарубежных инвесторов, поиску стратегических инвесторов, заинтересованных в долгосрочном сотрудничестве.

Распределение объемов и источников финансирования мероприятий Программы по направлениям развития экономики и социальной сферы представлено в Приложении 1.

Одним из решающих факторов повышения эффективности системы ресурсного обеспечения реализации программы социально-экономического развития территории является создание в регионе благоприятного инвестиционного климата. В этой связи важнейшим стратегическим приоритетом Программы экономического и социального развития Ростовской области на 2003-2006 гг. выступает инвестиционная стратегия. Программа нацелена на ускорение экономического роста на основе повышения инвестиционной привлекательности области, создания необходимых нормативно-правовых и инфраструктурных условий, активного привлечения в экономику Ростовской области капиталов отечественного и иностранных инвесторов.

Предусмотренная Программой инвестиционная политика направлена на создание благоприятного инвестиционного климата и преодоление административных барьеров для инвесторов, усиление социальной направленности инвестирования, противодействие возникающим угрозам дестабилизации хозяйственной жизни области в связи с физической изношенностью основных производственных фондов. Основные принципы инвестиционной политики:

- создание условий эффективного функционирования рынка товаров, услуг и капиталов на основе равного конкурсного режима для предпринимателей и инвесторов;

- минимизация вмешательства государства в осуществление хозяйственной деятельности инвесторов в законодательно очерченных рамках, максимальное обособление функций государства как участника и как организатора инвестиционно-финансового рынка;

- осуществление благоприятного нормативно-правового режима хозяйственной деятельности отечественных и зарубежных инвесторов, обеспечение стабильности хозяйственных условий для инвестирования;

- публичность проводимой инвестиционной политики; обеспечение ясности и прозрачности инвестиционного процесса, открытости и доступности для всех инвесторов информации, необходимой для осуществления инвестиционной деятельности;

- сбалансированность государственных, социальных, политических и экономических интересов всех участников инвестиционно-финансового рынка;

- взаимная ответственность и выполнение взятых на себя в соответствующем закону порядке обязательств со стороны исполнительных органов власти и других участников инвестиционного процесса.

Основным критерием оценки эффективности инвестиционной политики является величина прироста инвестиций. Инвестиции в основной капитал возрастут за период реализации Программы в 2,6 раза. Среднегодовой темп роста объема инвестиций составит 8%.

Программа экономического и социального развития Ростовской области на 2003-2006 гг. предусматривает организационное обеспечение реализации ее мероприятий. Ключевым принципом, определяющим построение механизма реализации Программы, является принцип баланса интересов, который подразумевает соблюдение интересов организаций различных форм собственности, субъектов управления разного иерархического уровня, участвующих в реализации Программы. Реализация Программы опирается на использование всех средств и методов государственного воздействия: нормативно-правового регулирования; административных мер; прямых и косвенных методов бюджетной поддержки; форм организационной, политической и информационной поддержки. Для достижения программных целей используются денежно-кредитные механизмы, федеральные и областные целевые программы, система государственного заказа, возможности налогового и инвестиционного законодательства, ипотека, лизинг, система стимулирования и поддержки инвестиционной деятельности и другие формы.

В рамках реализации Программы, в соответствии с основными направлениями социально-экономического развития РФ и приоритетами стратегического развития Ростовской области, осуществляется оценка текущего состояния экономики и прогнозирование темпов и пропорций развития хозяйственного комплекса в целом. На этой основе производится уточнение и корректировка мероприятий Программы.

Организационное обеспечение реализации Программы включает в себя:

· организационную структуру управления Программой;

· контроль над ходом реализации программных мероприятий;

· мониторинг и оценку результатов Программы.

Общее руководство Программой осуществляют Губернатор и вице-губернатор Ростовской области. Выполнение оперативных функций по реализации Программы возложено на министерство экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области.

Контроль исполнения Программы осуществляется Администрацией Ростовской области, Законодательным Собранием Ростовской области, Контрольно-счетной палатой области в соответствии с полномочиями, определенными федеральным и областным законодательством. Одновременно с отчетом об исполнении областного бюджета за соответствующий финансовый год Администрация Ростовской области ежегодно представляет в Законодательное собрание области и Контрольно-счетную палату отчет о реализации Программы в отчетном финансовом году. Данный отчет содержит:

- общий объем фактически произведенных расходов, в том числе по источникам финансирования;

- перечень завершенных в течение года мероприятий;

- перечень не завершенных в течение года мероприятий;

- анализ причин несвоевременного завершения программных мероприятий;

- предложения о привлечении дополнительных источников финансирования.

Итоговый отчет о реализации мероприятий Программы с заключением Контрольно-счетной палаты представляется Администрацией Ростовской области в Законодательное собрание области на утверждение не позднее 1 марта года, следующего за последним годом реализации Программы. Итоговый отчет содержит данные о финансировании Программы в целом и отдельных ее мероприятий с разбивкой по годам и источникам финансирования, процент реализации Программы, оценку результатов реализации, уровень достижения программных целей и запланированных показателей эффективности.

В целях оперативного контроля хода осуществления Программы, своевременной ее корректировки и уточнения основных целевых показателей министерство экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области организует систему мониторинга, обеспечивающую сравнительный анализ фактически достигнутых результатов и прогнозно-целевых показателей Программы, а также выявление влияния результатов реализации программы на уровень экономического и социального развития области.

Мониторинг и методическое руководство, координация работ и текущий контроль над реализацией Программы осуществляются по следующим основным направлениям:

- организация взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти по включению предложений Ростовской области в Федеральные целевые программы, Федеральную адресную инвестиционную программу;

- представление и согласование бюджетных заявок на выделение средств из федерального бюджета для реализации мероприятий Программы в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации;

- подготовка перечня областных целевых программ, предлагаемых к финансированию из областного бюджета на очередной финансовый год, который формируется в соответствии с приоритетами Программы, исходя из возможностей бюджета Ростовской области, а также из возможности привлечения средств федерального бюджета по проектам и мероприятиям, реализуемым на основе совместного финансирования;

- подготовка совместно с министерством финансов Ростовской области предложений по распределению объемов финансирования мероприятий Программы и областных целевых программ на очередной финансовый год;

- организация сбора и представление в установленном порядке информации о ходе реализации Программы на коллегию Администрации Ростовской области;

- подготовка соответствующих вопросов по реализации Программы для рассмотрения их на заседаниях коллегии администрации области, а также подготовка предложений, направленных на совершенствование организационной деятельности, связанной с выполнением мероприятий Программы;

- прием заявок предприятий и организаций, участвующих в Программе, на получение поддержки для реализации разработанных ими мероприятий и инвестиционных проектов;

- предварительное рассмотрение предложений и бизнес-планов, представленных участниками Программы для получения государственной поддержки, с целью определения предполагаемой эффективности использования бюджетных средств, а также экономической и социальной значимости каждого проекта;

- осуществление текущего контроля реализации мероприятий Программы, рационального и целевого использования централизованных капитальных вложений, финансовых и кредитных ресурсов, выделяемых на выполнение мероприятий Программы.

Для информационного сопровождения управления Программой предусмотрено создание централизованной базы данных, которая в соответствии с установленным регламентом должна пополняться и обновляться исполнителями программных мероприятий. Это позволяет исполнителям Программы быть в максимальной степени информированными о ходе работ по Программе, использовать единые методики, отчетные формы и документы.

По итогам года Министерство экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области проводит анализ выполнения прогнозно-целевых показателей развития Ростовской области, оценку соответствия достигнутых результатов прогнозно-целевым показателям. По результатам анализа производится корректировка программных мероприятий.

Правовой основой реализации Программы является совокупность нормативно-правовых актов федерального и областного уровня, оказывающих влияние на экономическое и социальное развитие Ростовской области. Нормативно-правовая база Программы призвана обеспечить рост деловой и инвестиционной активности, а также регулировать отношения федеральных, областных органов, хозяйствующих субъектов, заказчиков и исполнителей в процессе реализации мероприятий Программы. В состав Программы включены мероприятия по совершенствованию нормативно-правовой базы области, необходимые для успешной реализации Программы. Эти мероприятия направлены на:

- создание благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата;

- развитие финансовой инфраструктуры;

- формирование инвестиционнопроводящей системы;

- защиту прав инвесторов.

Большое значение для реализации Программы (особенно для решения задач развития инвестиционной и предпринимательской деятельности) имеет создание системы информационного обеспечения Программы. В рамках этой системы намечено осуществление комплекса мер, обеспечивающих:

опережающую подготовку инвестиционных проектов, бизнес-планов и проектно-сметной документации хозяйствующих субъектов в целях создания благоприятных деловых условий для инвесторов;

информированность потенциальных инвесторов об имеющихся в Ростовской области возможностях для вложения средств;

создание и ведение банка данных инвестиционных проектов, организацию рекламы, выставок и аукционов, в том числе через систему "Интернет";

помощь хозяйствующим субъектам (обучение, консультирование и др.) при разработке инвестиционной документации, развитие информационной инфраструктуры аудиторских, консалтинговых и рекламных компаний.

Итоги реализации Программы экономического и социального развития Ростовской области на 2003-2006 гг. отражены в Приложении 2.

Анализ итогов реализации Программы экономического и социального развития Ростовской области на 2003-2006 гг. показал, что программные цели и эффект достигнуты. Рост отмечен почти по всем ведущим показателям, характеризующим экономическое и социальное развитие области[21].

Так:

v среднегодовые темпы прироста валового регионального продукта (ВРП) возросли до 8,8% в год (плановый показатель – 6% в год);

v валовой региональный продукт увеличился в 1,75 раза (в сопоставимых ценах к 2000 г.) (плановый показатель – в 1,5 раза);

v производительность труда выросла в 1,5 раза к 2002 г. (плановый показатель – в 1,7-1,9 раза);

v реальные доходы населения в 2006 г. увеличились в 1,44 раза к 2002 г. (плановый показатель – в 2,3 раза);

v создано 27,3тыс. и сохранено 478,9 тыс. рабочих мест к 2002 г. (плановый показатель – создание 26,6 тыс. и сохранение 150,3 тыс. рабочих мест);

v рост инвестиций в основной капитал составил более 90,6 млрд. руб. и увеличился в 3,1 раза к 2002 г. (плановый показатель – в 1,3 раза).

За период осуществления Программы сформирована новая налогооблагаемая база. Фактические налоговые поступления в бюджеты всех уровней увеличатся по сравнению с плановым показателем Программы в 1,4 раза.

Следует отметить, что наряду с бюджетной эффективностью важнейшим результатом осуществления Программы является высокий социальный эффект. Вместе с тем, в развитии социальной сферы, в частности, по такому ее базовому показателю, как уровень реальных доходов населения, отмечается наиболее значительное отставание достигнутых результатов Программы от запланированных (фактический рост составил 1,44 раза при планируемом – в 2,3 раза). Это свидетельствует о том, что на последующий период в качестве стратегической задачи развития выдвигается проблема социального развития населения области.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: