Как одна из систем управления маркетинг сформировался в начале XX века в США.
1. Массовое производство.
Внешняя среда: D (спрос) ˃ S (предложение)
Налаживается массовое производство, конкуренция слабо выражена, вмешательство со стороны государства и общества минимально.
Главная задача: совершенствование механизма массового производства, снижение затраты на единицу продукции.
Стратегия поведения на рынке: предложить стандартный продукт по согласованно низкой цене.
Концепция управления: концепция совершенствования производства:
§ совершенствование технологии производства
§ рост эффективности производственного, снижение себестоимости производства
§ ориентация на внутренний потенциал фирмы
2. Массовый сбыт.
К 50-60 гг. обострилась проблема сбыта: насыщение спроса на отдельных рынках (товары народного потребления).
S ˃ D – усиленная конкуренция за долю рынка, контроль со стороны государства и общества остается слабым.
Главная задача: завоевывание симпатий и доверия потребителей к своей продукции. Продвижение товаров на рынок, обеспечение рекламы, организация сбыта и стимулирование потребителей в осуществлении покупок.
|
|
Стратегия поведения на рынке: ориентация на запросы рынка, потребности и спрос + дифференциация продукции.
Философия управления: ориентация на маркетинг.
Концепция маркетинга:
§ концепция совершенствования товара – ориентация на улучшение качества товара. Обратная сторона этой концепции называется «маркетинговая близорукость». Даже усовершенствованный товар может не пойти на рынке, если он не будет привлекать с точки зрения цены и внешнего оформления, если о нем не будет известно или его не смогут найти.
§ концепция агрессивного сбыта – на преодоление этой проблемы направлена следующая концепция, которая подразумевает значительные усилия в сфере сбыта и стимулирования.
3. Постиндустриальный период.
Внешняя среда: нестабильна, в большинстве отраслей спрос насыщен, растут требования со стороны потребителей к качеству и разнообразию товаров, учащаются технические прорывы. Усиливается международная конкуренция, контроль и давление на предприятие со стороны государства и общества, которое связано с тем, что многие люди придают больше значения своим интересам, а не социальным значениям своих поступков. Производятся товары и условия, не соответствующие понятию общественное благо, таким образом, удовлетворение потребителя – получение прибыли, но не гарантия защиты благосостояния этих потребителей.
Главные задачи: создание благоприятного образа фирмы, установление контроля внешней среды, изменение структуры потребностей, изменение подхода к комплексу обслуживания.
|
|
Стратегия поведения на рынке: создание своего потребителя.
Философия управления: маркетинг + стратегическое управление (формирование конкурирующих преимуществ).
Концепции:
§ концепция маркетинга
§ социально-этический маркетинг
Концепция маркетинга – достижение корпоративных целей за счет лучшего, чем у конкурентов удовлетворения и предвосхищения потребностей клиентов.
Концепция агрессивного сбыта | Концепция маркетинга | |
Отправной пункт анализа | Производственные возможности | Рыночные возможности |
Объект исследования (центральный элемент маркетинга | Существующий товар | Нужды и потребности покупателей |
Объект воздействия | потребитель | Товар |
Конечная цель | Прибыль засчет больших объемов продаж | Прибыль засчет лучшего удовлетворения клиентов |
Социально-этнический маркетинг – «+» - с одновременным хранением или укреплением благополучия потребителей и общества в целом.
Событийно-приуроченный маркетинг – публичное финансирование социальных программ общества, реализация различными общественными организациями в периоды продвижения на рынок новой продукции компании.