Организационная основа

Сравнение стратегий влияния

Стратегия влияния Когда использо­вать Возмож­ные пре­имущества Возможные недостатки Возможные обвинения
Возмездие Неравенство власти в пользу воздействующего Преданность и качество не важны Жесткие времен­ные рамки Серьезные нарушения Проблема не важна для зада­ния Если вопрос важен, возмездие маловероятно Конкретная, недвусмыслен­ная просьба Возможно сопро­тивление требо­ванию Быстрое, непосредственное действие Подавляет приверженность, творчество Небезопасно для начальника Порождает чув­ство обиды Надо усиливать серьезность угроз для под­держания давле­ния Нарушение прав
Взаимодействие Стороны взаимо­зависимы Каждая из сто­рон имеет нечто, важное для другой Достаточно времени для переговоров Существуют установленные нормы обмена Стороны доверя­ют друг другу Преданность общим целям и ценностям не критична Потребности специфичны и краткосрочны Редкие случаи обиды Нет необходимо­сти в доказа­тельстве пра­вомочности требования Возникает инст­рументальный взгляд на работу (конкретные вознаграждения за конкретные действия) Порождает у людей ощущение, что условия назначения открыты для переговоров Несправедли­вость, разбитые ожидания, мани­пуляция
Обоснование Достаточно времени для пространного обсуждения Общие цели/ ценности Стороны доверя­ют друг другу и уверены во взаимной надеж­ности Стороны удовлетворены существующими взаимоотношениями Потребность надзора увеличивается Необходимо определенное время для создание атмосферы доверия (время увеличивается, если увеличивается число участ­ников) Требуется наличие общих целей и ценностей Разница мнений, противоречия в представлениях о приоритетах

Источник: Заимствовано из книги Whetten D.A., Cameron К.S., Developing Management Skills. 3 rd ed. N.Y.: HarperCollins, 1995, pp. 319—320.

Необходимо отметить, что в организации властью обладают не толь­ко руководители. Они могут поделить власть между членами рабочей группы, тем самым предоставляя работникам возможность быть более не­зависимыми в своих суждениях и действиях.

В литературе описывается много разных подходов к классификации источников власти в организации. Мы приведем классификацию, в основе которой лежит деление на две группы: на личностной основе и на организационной основе (Виханский О.С, Наумов А.И., 2002).

1. Личностная основа:

- экспертная власть

- власть примера

- право на власть

- власть информации

- потребность во власти

- приятие решения

- вознаграждение

- принуждение

- власть над ресурсами

- власть связей

Экспертной власти руководители добиваются благодаря знаниям, навыкам и умениям, которыми они обладают, и которые отсутствуют у членов коллектива. Люди, выступающие в качестве советников или кон­сультантов, обладают экспертной властью благодаря специальным знаниям.

Экспертная власть обычно применима в ограниченной сфере профессиональ­ной компетентности.

Власть примера (эталонная власть) - это выражение уважения и восхищения личными качествами человека благодаря наличию у него ха­ризмы. Эталонная власть имеет отношение к популярности и престижу, ассоциируемых с данной личностью. Этой властью могут наделить кол­лег, а также руководителей. Часто в коллективе один или два человека признаются коллегами в качестве неформальных лидеров. Группа наделя­ет таких людей эталонной властью.

Право на власть или законная власть основана на признании членами группы того, что лидеры имеют право предъявлять требования в связи с занимаемой долж­ностью и теми полномочиями, которые были делегированы ему в соответ­ствии с характером должностных обязанностей. Власть, основанная на информации, базируется на тех людях, ко­торые имеют сведения о происходящем в организации, и на возможности доступа индивидуума к информации. Информация может распространять­ся по каналам формальной и неформальной связи. Человек, имеющий дос­туп к людям, которые получают информацию по формальным каналам, часто может получать сведения неофициальным путем, общаясь с этими людьми. Власть, основанная на вознаграждении, - это возможность награ­дить другого человека за выполнение приказов или соответствие ожида­ниям. Она может принимать форму стимулов, которые руководитель предлагает членам коллектива. Это может быть благодарность, продвиже­ние по службе, премии, дополнительные отпуска и т.д. Для того, чтобы вознаграждения или стимулы были эффективно использованы, подчинен­ные должны оценить вознаграждение. Кроме того, вознаграждение следу­ет рассматривать как положительное подкрепление для обеспечения же­лаемых действий; его нельзя использовать в качестве подкупа с целью за­ставить людей выполнить те или иные задачи. В значительной мере при­менительно к данному случаю сила власти определяется уровнем фор­мального права на власть. Например, главный врач больницы наделен властью повышать зарплату за счет внебюджетных средств персоналу.

Остальные источники власти в организации понятны и не нуждаются в пояснении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: