ТЕМА №4
1) Понятие кадровой политики предприятия.
2) Типы кадровой политики предприятия.
3) Этапы построения кадровой политики и критерии её оценки.
4) Кадровые стратегии организации.
5) Типы кадровых стратегий, соответствующих жизненному циклу организации.
Понятие кадровой политики предприятия
Кадровая политика – это стратегическая линия поведения в работе с персоналом.
Кадровая политика – это целенаправленная деятельность по созданию трудового коллектива, который наилучшим образом способствовал бы совмещению целей предприятия и его работников.
Главным объектом кадровой политики является персонал.
Кадры – это постоянный штат организации.
Целевая задача кадровой политики может быть решена по-разному:
1) увольнять или сохранять работников.
2) подготавливать работников самим или брать готового.
3) набирать сотрудников со стороны или найти внутри коллектива.
При выборе кадровой политики учитываются следующие факторы внешней и внутренней среды предприятия:
|
|
1) требования производства, стратегия развития предприятия.
2) финансовые возможности предприятия.
3) количественные и качественные характеристики, имеющегося персонала.
4) ситуация на рынке труда.
5) спрос на рабочую силу со стороны конкурентов.
6) влияние профсоюзов.
7) требования трудового кодекса.
Общие требования к кадровой политике:
1) кадровая политика должна быть тесно увязана со стратегией предприятия.
2) кадровая политика должна быть гибкой.
3) кадровая политика должна быть обоснованной.
4) кадровая политика должна обеспечивать индивидуальный подход к работникам.
Таким образом, кадровая политика направлена на формирование такой системы работы с кадрами, которая ориентировалась бы на получение не только экономического и социального эффекта, при соблюдении действующего законодательства. Содержание кадровой политики не ограничивается наймом на работу, а касается принципиальных позиций предприятия в отношении подготовки развития персонала, обеспечением взаимодействия работников и организации.
Кадровая политика – то выбор целей на дальнюю перспективу.
Кадровая работа – это оперативное решение кадровых вопросов.
Кадровая политика формирует:
1) требования к рабочей силе на стадии найма.
2) отношение к капиталовложениям в рабочую силу.
3) отношение к стабилизации коллектива.
4) отношение к характеру подготовки новых рабочих и переподготовки персонала.
5) отношение к внутрифирменному движению кадров.
Свойства кадровой политики:
1) связана со стратегией предприятия.
2) ориентация на долгосрочное планирование.
|
|
3) значимость роли кадров.
4) кадровая политика очерчивает круг функций и процедур по работе с кадрами.
Любая концепция развития предприятия состоит из трёх составляющих:
1) производственная.
2) финансово-экономическая.
3) социальная.
Базовые направления кадровой политики:
1) определение потребностей в персонале – планирование численности.
2) набор и отбор персонала.
3) профориентация и адаптация.
4) определение систем стимулирования труда.
5) развитие работников.
6) оценка эффективности трудовой деятельности работников.
Типы кадровой политики предприятия
Существует два основания для группировки кадровой политики:
1) уровень осознанности правил и норм, лежащих в основе кадровых мероприятий:
А) пассивная кадровая политика – руководство не имеет программы действий в отношении персонала, то есть руководство ликвидирует негативные последствия.
Б) реактивная кадровая политика – осуществляется контроль за симптомами негативного состояния в работе с персоналом. Руководство принимает меры по локализации кризиса, так как располагает средствами диагностики ситуации к оказанию помощи. В планах предприятия есть кадровые мероприятия.
В) превентивная кадровая политика – руководство имеет обоснованные прогнозы развития ситуации, но не имеет средств, для влияния на неё. Прогнозы составляются краткосрочные и среднесрочные, однако целевых программ нет.
Г) активная кадровая политика – руководство имеет не только прогнозы, но и средства воздействия на ситуацию. Разрабатываются антикризисные кадровые мероприятия. Анализ может быть рациональным и нерациональным, а механизм рациональным и нерациональным.
В соответствии с этим, выделяют два подхода активной кадровой политики:
Г1) рациональная кадровая политика – всё проводиться осознанно.
Г2) авантюристическая кадровая политика – нет качественного диагноза и нет качественного прогноза. Планы работы составляются на эмоциональном уровне.
2) ориентация на собственный персонал или внешний – степень открытости внешней среде.
Существует два типа кадровой политики:
А) открытая кадровая политика – любой работник может занять любую должность.
Б) закрытая кадровая политика – попасть можно только на низовую должность.
Этапы построения кадровой политики и критерии её оценки
В ходе формирования кадровой политики происходит согласование следующих аспектов:
1) разработка общих принципов кадровой политики и определение приоритетных целей.
2) организационно-штатная политика – планирование потребности, формирование структуры и штата, назначения, создание резерва и перемещение.
3) информационная политика.
4) финансовая политика.
5) политика развития персонала.
6) оценка результатов деятельности.
Этапы по проектированию кадровой политики:
1) нормирование – создание образов идеальных сотрудников для работы. Создаётся карта компетенций.
2) программирование – это разработка кадровых технологий и закрепление их в документах.
3) мониторинг персонала – это разработка процедур диагностики и прогнозирования кадровых ситуации – оценка и аттестация, планирование карьеры, планирование персонала и мотивация труда.
Критерии оценки кадровой политики:
1) количественный и качественный состав персонала.
2) уровень текучести кадров.
3) гибкость.
4) степень учёта интересов работников.