В кадровое ядро входят квалифицированные работники, доказавшие свою лояльность фирме. Они имеют прочный трудовой договор, полноценное материальное вознаграждение и систему льгот.
В периферийную группу входят работники, нанятые на специальных условиях, начиная от найма работника с улицы на несколько дней и кончая наймом работника на испытательный срок.
Таким образом, складывается иерархия кадровой структуры по условиям найма. Условия найма разделенные на типы с разной степенью выгодности для работников.
К периферийным формам относятся:
1) краткосрочные контракты.
2) разделение работ или должностей.
3) частичная занятость.
4) временная работа.
5) трудовое соглашение.
6) подряд.
7) надомный труд.
8) услуги посреднической фирмы.
Система управления персоналом, её подсистема и функции
Система управления персоналом образует кадровую политику организации в совокупности с функциями её руководителей и работников структурных подразделений.
Таким образом, система управление персоналом это кадровая политика, которая реализуется через руководство организации и ряд функциональных подсистем.
|
|
Система управления персоналом предполагает формирование целей, функций, организационной структуры управления персоналом, процедуры принятия и реализации решений. Система управления персоналом включает в себя службу управления персоналом, выполняющую определённую задачу и линейных руководителей. Такая организационная структура является линейно-штабной.
Служба управления персоналом – это комплекс специализированных структурных подразделений управленческого аппарата организации.
Функции службы управления персоналом реализуются через следующие подсистемы управления персоналом:
1) подсистема общего и линейного руководства – не входит в службу управления персоналом, но касается системы управления персоналом.
2) подсистема планирования маркетинга персонала – разработка кадровой политики и стратегии, анализ кадрового потенциала, рынок труда, планирование и прогнозирование, организация рекламы.
3) подсистема найма и учёта персонала – наём персонала, оценка, отбор и приём, учёт приёма, перемещения и увольнения, делопроизводственное обеспечение системы.
4) подсистема трудовых отношений – это подсистемный анализ и регулирование групповых и личностных взаимоотношений, конфликты, стрессы, занимается социально-психологической диагностикой, взаимодействие с профсоюзами.
5) подсистема условий труда – соблюдение требований психофизиологической эргономики, технической эстетики, охрана труда и окружающей среды.
|
|
6) подсистема развития персонала – проводит переподготовку, повышение, обучение, адаптацию новых работников, оценку кандидатов на вакантные должности, аттестация персонала, планирование карьеры, работа с резервами.
7) подсистема мотивации – управление мотивацией трудового поведения, нормирования и тарификации труда, разработка систем оплаты труда.
8) подсистема социального развития – организация общественного питания, развитие культуры и общественного внимания, организация социального страхования.
9) подсистема организационной структуры управления – разработка структуры управления, составления штатного расписания.
10) подсистема правового обеспечения – решение правовых вопросов.
11) подсистема информационного обеспечения – учёт и статистика персонала, научно-технической информации, организация патентно-лицензионной деятельности, связь со СМИ.
Функции подсистем выполняют различные подразделения, в зависимости от размеров организации, состав функций систем может меняться.
Направления деятельности службы управления персоналом:
1) планирование потребности в кадрах.
2) управление расстановкой и движением кадров.
3) управление использованием персонала.
4) управление мотивацией труда.
5) управление социально-психологическими процессами.
Организационная структура системы управления персоналом и основные направления её деятельности
Организационная структура системы управления персоналом – совокупность взаимосвязанных подразделений системы управления персоналом и должностных лиц.
Ряд функций по управлению персоналом может входить в другие подразделения, структурно не входящие в службу управления персоналом. Часть работ по управлению персоналом осуществляется руководителями производственных подразделений, поэтому подразделения могут рассматриваться в широком смысле как службы управления персоналом. В этом случае, служба управления персоналом является штабным органом и должен быть подчинён первому руководителю. Каждое предприятие формирует систему управления персоналом, исходя из своих возможностей, специфики деятельности, исторического опыта и воздействия факторов внешней среды.
Признаки оптимальной структуры управления персоналом:
1) наличие чётко сформулированных целей.
2) простота построения.
3) высокая коммуникационная эффективность.
4) единство подчинения.
5) количество структурных подразделений в составе службы управления персоналом не должно быть большим.
6) функции этих структурных подразделений должны быть чётко очерчены, разграничены и скоординированы.
Организационная структура службы управления персоналом должна изменяться в соответствии с изменениями, происходящими на фирме.
В настоящее время, сложились следующие типовые варианты размещения кадровых подразделений в организационных структурах:
1) подчинение системы управления персоналом руководителю по администрированию.
2) подчинение системы управления персоналом все функциональным руководителям организации.
3) подчинение системы управления персоналом высшему руководству.
4) включение службы управлением персоналом в руководство организацией.
Нормативно-методическое, правовое и делопроизводственное обеспечение системы управления персоналом
Нормативно-методическое обеспечение – это совокупность документов организационного, методического, распорядительного, технического, нормативного, и экономического характера, а также нормативно-справочные материалы, устанавливающие нормы, правила и требования, которые используются при решении задач организации труда и управления персоналом и утверждённые руководством организации.
Нормативно-методическое обеспечение необходимо для эффективного процесса подготовки, принятия и реализации решений по вопросам управления персоналом. Работники службы управления персоналом разрабатывают документы для внутреннего пользования.
|
|
Важнейшими организационно-распорядительными документами являются:
1) правила внутреннего трудового распорядка – разрабатываются на основе трудового кодекса. Сюда включают различные положения. Задачей является правовое регулирование трудовых отношений между работодателем и работником.
Правовое обеспечение включает:
1) соблюдение и исполнение норм действующего законодательства.
2) разработка и утверждение локальных нормативов и ненормативных актов различного характера.
3) подготовка предложение об изменении действующих или отмене устаревших и утративших силу нормативных актов, изданных в организации.
Делопроизводственное обеспечение – это полный цикл обработки и движения документов с момента их создания и до завершения.
Функции:
1) своевременная обработка.
2) доведение документов до работников.
3) набор документов по 00000.
4) регистрация, учёт и хранение документов.
5) формирование дел по номенклатуре.
6) копирование и размножение документов.
7) контроль и размещение.