СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………………………………. | ||
Раздел I. Исторические типы философии……………………………………………… | ||
Тема 1. Основные понятия и предмет философии ……………………………………. | ||
1.1 | Становление философии из мифологии. …………………………………………… | |
1.2 | Мировоззрение и его формы…………………………………………………………. | |
1.3 | Философия как особый вид знания …………………………………………………. | |
1.4 | Возникновение и развитие философии ……..………………………………………. | |
1.5 | Определение философии, её предмет, характерные черты и структура философского знания ………………………………………………………………… | |
1.6 | Основной вопрос философии ……………………………………………………….. | |
1.7 | Функции философии …………………………………………………………………. | |
1.8 | Основные исторические типы философии …………………………………………. | |
Тема 2. Философия Древнего мира и средневековая философия …………………... | ||
2.1 | Философия Древнего Востока (Индия и Китай) …………………………………... | |
2.2 | Периодизация и основные черты античной философии …………………………... | |
2.3 | Становление философии в Древней Греции. Философские школы.……………... | |
2.4 | Сократ, Платон, Аристотель…………………………………………………………. | |
2.5 | Эллинистически-римская философия ………………………………………………. | |
2.6 | Средневековая философия: патристика и схоластика …………………………….. | |
2.7 | Средневековая арабская философия ……………………………………………….. | |
Тема 3. Философия эпохи Возрождения и Нового времени …………………………. | ||
3.1 | Специфика и направления философии эпохи Возрождения ……………………… | |
3.2 | Специфика и направления философии XVII в. ……………………………………. | |
3.3 | Специфика философии французского просвещения XVIII в. ……………………. | |
3.4 | Уникальность немецкой классической философии………………………………… | |
Тема 4. Современная философия ………………………………………………………. | ||
4.1 | Специфика западной философии конца XIX-ХХ в. ………………………………. | |
4.2 | Основные направления и идеи западной философии……………………………… | |
4.3 | Общая характеристика, специфика и этапы развития русской философии …….. | |
4.4 | Начальный период развития русской философииIX-XVIII вв. ………………… | |
4.5 | Русская философия XIX в.…………………………………………………………. | |
4.6 | Русская философия XX в.…………………………………………………………… | |
Список учебной литературы для самостоятельной подготовки ………………………… |
Роль философии в обществе трудно переоценить. Философия является фундаментом культуры, пронизывая и одновременно синтезируя разнообразные отрасли познания и практики. Все проблемы философия черпает из самой жизни, все они - отражение реального бытия. Решение этих проблем помогает человеку осмыслить окружающий его мир, осознать своё собственное «Я», понять своё жизненное предназначение и осуществить полноценную самореализацию на всех этапах жизненного пути.
|
|
|
|
Изучать философию имеет смысл потому, что ее предмет, возможно, является самым главным из того, что нужно знать, чтобы быть настоящим Человеком.
Знание философии:
Во-первых, даёт возможность разобраться и найти наиболее приемлемые и адекватные ответы на вопросы о том, что есть мир, что такое человек, в чем смысл его жизни и каково его место в мире.
Во-вторых, философию следует знать потому, что она дает прочную основу для освоения всех других, особенно социально-гуманитарных дисциплин (психологии, социологии, истории, культурологи, естествознания и др.).
В-третьих, даже если большая часть информации курса философии в реальной деятельности будущего специалиста ему не пригодится, философские знания, тем не менее, чрезвычайно расширят эрудицию и сделают его мышление более гибким, разборчивым и критичным.
Таким образом, изучение философии способствует формированию:
- собственной мировоззренческой позиции;
- абстрактного (научного и философского) образа мышления;
- понимания фундаментальных проблем бытия человека;
- осознания места человека в мире;
- отношения к миру в рамках различных философских школ;
- отношения к общечеловеческим ценностям;
- исследовательской культуры и профессионализма;
- нравственных стимулов профессиональной деятельности;
- предпосылок осознанного самоопределения в жизни;
- ориентиров для поиска ответов на вечные вопросы бытия.
Данное учебно-методическое издание, написанное в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта для среднего профессионального образования, в краткой и доступной форме содержит все необходимые для изучения вопросы и проблемы, рассматриваемые в курсе «Основы философия». Курс лекций состоит из двух разделов: в первом разделе последовательно раскрываются вопросы историко-философского цикла, во втором — вечные и современные философские проблемы.
В предоставляемом первом разделе «Исторические типы философии» с кратким изложением наиболее важных проблем философии, построено таким образом, чтобы изучение философии могло быть адаптировано в соответствии с профилем учебного заведения и будущей специальностью студентов.
В учебно-методическом издании имеются структурно-логические схемы (1-120) и таблицы (1-36), способствующие пониманию и глубокому усвоению материала. В конце раздела даны контрольные задания, которые могут быть использованы как для самопроверки, так и для текущего контроля усвоения курса философии.
При составлении данного учебно-методического издания в основном использовались материалы учебного пособия Руденко А.М. Философия в схемах и таблицах (Ростов н/Д, 2012) и учебник Гриненко Г.В. История философии (М., 2009).
В силу краткости изложения данное учебно-методическое издание не может рассматриваться в качестве единственного источника изучения философии. Оно должно быть дополнено, прежде всего, изучением первоисточников, а также соответствующей учебной и научной литературы (список литературы размешен в конце раздела).