Милетская школа

Имя фи­лософа, время жизни Краткие биографи­ческие данные и основные труды Данный философ считал, что: Вклад данного философа в том, что он:
       
Фалес (ок. 625-547 гг. до н. э.) Основатель милет­ской школы, один из самых первых вы­дающихся грече­ских ученых и философов. Был также купцом, математи­ком, физиком и ин­женером. Происхо­дил из знатного фи­никийского рода. Много путешество­вал. Основные тру­ды: «О началах», «О солнцестоянии», «О равнодействии», «Морская астроло­гия» (ни одна рабо­та не сохранилась) 1) мир возник и состоит из воды; 2) вода — это не то вещество, которое мы привыкли ви­деть, а определен­ная божественная материальная сти­хия, обладающая ра­зумом; 3) мир полон богов; 4) неживая природа и все вещи име­ют душу (был гило­зоистом, т.е. одушевлял всё сущее); 5) Земля имеет форму плоского диска, покоится на воде и является центром Вселенной; 6) солнце и другие небесные тела питаются испарениями воды 1) произвел пере­ворот в мировоззре­нии, выдвинув идею субстанции — первоосновы всего; 2) впервые пытался найти первооснову мира, не прибегая к мифам; 3) в положении «всё из воды» дал «отставку» мифологическому мышлению в пользу естествен­ного объяснения природы; 4) первым точно определил продолжительность года (365 дней) и сделал ряд математических открытий
Анаксимандр (610-540 гг. до н. э.) Еще один предста­витель милетской школы, ученик Фалеса. Был не толь­ко философом, но и математиком, физи­ком, астрономом, географом. Основ­ные труды: «О природе», «Карта зем­ли», «Глобус» (не сохранились) 1) первоначало ми­ра — в «айпероне» — беспредель­ном и неопределен­ном веществе, вечной, неизмеримой, бесконечной субстанции, из которой всё возникло, всё состоит и в которую всё превратится; 2) всё живое, все вещи состоят из микроскопических элементов; после гибели живых орга­низмов, разрушения веществ элементы остаются и в резуль­тате новых комбинаций образуют но­вые вещи и живые организмы; 3) человек произошел в результате эволюции от других животных; 4) мир бесконечен 1) достиг большо­го прогресса в обла­сти развития абст­рактного мышления в философии; 2) впервые вывел закон сохранения материи (фактиче­ски открыл атомар­ное строение веще­ства); 3) первым выдви­нул идею о проис­хождении человека в результате эволю­ции от других живот­ных (предвосхитил учение Ч.Дарвина); 4) первым выдви­нул идею бесконеч­ности мира; 5) изобрел солнеч­ные часы, соорудил модель небесной сферы, первым в Гре­ции составил географическую карту

Окончание таблицы 10

       
Анакси­мен (585-526 гг. до н. э.) Представитель ми­летской школы, уче­ник Анаксимандра. Занимался филосо­фией, физикой, астрономией и метеорологией. Основной труд «О природе» (не сохранился) 1) первоначало все­го сущего в воздухе (туманности); 2) все вещества на Земле — результат различной концентрации воздуха (воз­дух, сжимаясь, превращается снача­ла в воду, затем в ил, в почву, камень и т.д.); 3) не боги создали воздух, а они сами возникли из него 1) хотя и не смог принять такую абстрактную сущность, как «айперон» и вслед за Фалесом явился стихийным материалистом, Анаксимен так­ же положил начало собственно философскому подходу к вопросу о происхождении сущего из еди­ной субстанции; 2) разделил душу человека («психе») и «душу космоса» (воздух, «пневму»)

Таким образом, милетские философы (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр) обосновали первые гипотезы о первоначале (суб­станции) мира.

Следует отметить, что основателя милетской школы Фалеса относят к одному из семи мудрецов, которых также называют мыслителями, которые стояли у истоков зарождения античной философии (Фалес, Солон, Периандр, Клеобул, Хилон, Биант, Питтак). Но, вероятно, именно мудрость Фалеса «вышла за гра­ницы практических нужд и пошла дальше них в умозрении, а остальные снискали имя «мудрецов» за свои политические заслуги».[12]

Тем не менее, до нашего времени дошли многие изречения семи мудрецов. Например, очень поучительными являются сле­дующие:

«Не множество слов доказывает рассудительность мнения» (Фалес),

«Бери убеждением, а не силой» (Биант),

«Не­удачи скрывай, чтобы не радовать врагов» (Периандр),

«Пред­почитай убыток позорной прибыли: первое огорчает один раз, второе будет огорчать всегда» (Хилон),

«Трудно быть добрым» (Питтак),

«В достатке не заносись, в нужде не уничижайся» (Клеобул),

«Избегай удовольствия, рождающего страдание» (Со­лон),

«Не спеши приобретать друзей, а приобретенных не спе­ши отвергнуть» (Солон).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: