Имя философа, время жизни | Краткие биографические данные и основные труды | Данный философ считал, что: | Вклад данного философа в том, что он: |
Фалес (ок. 625-547 гг. до н. э.) | Основатель милетской школы, один из самых первых выдающихся греческих ученых и философов. Был также купцом, математиком, физиком и инженером. Происходил из знатного финикийского рода. Много путешествовал. Основные труды: «О началах», «О солнцестоянии», «О равнодействии», «Морская астрология» (ни одна работа не сохранилась) | 1) мир возник и состоит из воды; 2) вода — это не то вещество, которое мы привыкли видеть, а определенная божественная материальная стихия, обладающая разумом; 3) мир полон богов; 4) неживая природа и все вещи имеют душу (был гилозоистом, т.е. одушевлял всё сущее); 5) Земля имеет форму плоского диска, покоится на воде и является центром Вселенной; 6) солнце и другие небесные тела питаются испарениями воды | 1) произвел переворот в мировоззрении, выдвинув идею субстанции — первоосновы всего; 2) впервые пытался найти первооснову мира, не прибегая к мифам; 3) в положении «всё из воды» дал «отставку» мифологическому мышлению в пользу естественного объяснения природы; 4) первым точно определил продолжительность года (365 дней) и сделал ряд математических открытий |
Анаксимандр (610-540 гг. до н. э.) | Еще один представитель милетской школы, ученик Фалеса. Был не только философом, но и математиком, физиком, астрономом, географом. Основные труды: «О природе», «Карта земли», «Глобус» (не сохранились) | 1) первоначало мира — в «айпероне» — беспредельном и неопределенном веществе, вечной, неизмеримой, бесконечной субстанции, из которой всё возникло, всё состоит и в которую всё превратится; 2) всё живое, все вещи состоят из микроскопических элементов; после гибели живых организмов, разрушения веществ элементы остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и живые организмы; 3) человек произошел в результате эволюции от других животных; 4) мир бесконечен | 1) достиг большого прогресса в области развития абстрактного мышления в философии; 2) впервые вывел закон сохранения материи (фактически открыл атомарное строение вещества); 3) первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных (предвосхитил учение Ч.Дарвина); 4) первым выдвинул идею бесконечности мира; 5) изобрел солнечные часы, соорудил модель небесной сферы, первым в Греции составил географическую карту |
Окончание таблицы 10
|
|
Анаксимен (585-526 гг. до н. э.) | Представитель милетской школы, ученик Анаксимандра. Занимался философией, физикой, астрономией и метеорологией. Основной труд «О природе» (не сохранился) | 1) первоначало всего сущего в воздухе (туманности); 2) все вещества на Земле — результат различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, превращается сначала в воду, затем в ил, в почву, камень и т.д.); 3) не боги создали воздух, а они сами возникли из него | 1) хотя и не смог принять такую абстрактную сущность, как «айперон» и вслед за Фалесом явился стихийным материалистом, Анаксимен так же положил начало собственно философскому подходу к вопросу о происхождении сущего из единой субстанции; 2) разделил душу человека («психе») и «душу космоса» (воздух, «пневму») |
Таким образом, милетские философы (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр) обосновали первые гипотезы о первоначале (субстанции) мира.
|
|
Следует отметить, что основателя милетской школы Фалеса относят к одному из семи мудрецов, которых также называют мыслителями, которые стояли у истоков зарождения античной философии (Фалес, Солон, Периандр, Клеобул, Хилон, Биант, Питтак). Но, вероятно, именно мудрость Фалеса «вышла за границы практических нужд и пошла дальше них в умозрении, а остальные снискали имя «мудрецов» за свои политические заслуги».[12]
Тем не менее, до нашего времени дошли многие изречения семи мудрецов. Например, очень поучительными являются следующие:
«Не множество слов доказывает рассудительность мнения» (Фалес),
«Бери убеждением, а не силой» (Биант),
«Неудачи скрывай, чтобы не радовать врагов» (Периандр),
«Предпочитай убыток позорной прибыли: первое огорчает один раз, второе будет огорчать всегда» (Хилон),
«Трудно быть добрым» (Питтак),
«В достатке не заносись, в нужде не уничижайся» (Клеобул),
«Избегай удовольствия, рождающего страдание» (Солон),
«Не спеши приобретать друзей, а приобретенных не спеши отвергнуть» (Солон).