Оценка эффективности бизнес-плана предполагает анализ наиболее вероятных рисков, которые могут возникнуть в ходе его реализации. Риски классифицируют и оценивают по месту их возникновения, намечаются меры по снижению или предотвращению рисков. Для инвестиционных проектов в обязательном порядке проводят многофакторный анализ рисков, например, путем анализа чувствительности целевых и наиболее важных показателей эффективности к изменениям входных показателей (цены, объема производства, элементов затрат, условий финансирования, инфляционных процессов и иных факторов).
По характеру проявления риски подразделяются на две основные категории: политические, или региональные, и коммерческие. К первой группе рисков относят:
· экспроприацию или бойкот проекта правительством;
· военные действия или гражданские беспорядки, влекущие за собой остановку проекта;
· изменения текущего законодательства или системы налогообложения;
· резкий рост инфляции или обменного курса валют и др.
|
|
К коммерческим рискам можно отнести все иные риски, которые условно подразделяются на следующие группы:
· технические, связанные со строительством, вводом в действие и эксплуатацией проекта (замораживание незавершенного строительства, задержка ввода в строй, технические неполадки при пуске и эксплуатации и др.);
· риски изменения рынка, связанные с непрогнозируемыми факторами его колебаний, которые могут привести к остановке проекта (изменения в условиях продажи производимой после начала реализации проекта продукции);
· риски снижения спроса или резкого колебания цен;
· риски существенных изменений условий поставки необходимых материалов и оборудования, связанных с ростом цен или трансформацией спроса на используемые сырье и материалы.
На практике грань между политическими и коммерческими рисками - трудно различима.
С целью выработки программы их минимизации анализируют следующие риски:
1. Рыночный риск:
· Будет ли в будущем существовать рынок?
· Будет ли рынок расти способствующими бизнесу темпами?
· Является ли норма валовой прибыли достаточной, чтобы выдержать ценовую войну?
2. Риск конкурирующих технологий:
· Сможет ли конкурент разработать опережающую технологию?
· Может ли какая-либо новая технология помешать проекту?
3. Риск завершения, или технический риск:
· Достаточно ли надежны проект, технология или предмет деятельности, чтобы все сработало, как намечается?
4. Внешний риск:
· Какова вероятность того, что кто-то или что-то (правительство, профсоюзы, субподрядчики, транспорт и т.п.) остановит или замедлит работу предприятия?
|
|
· Есть ли предложения по решению подобных проблем?
5. Внутренний риск:
· Достаточно ли персонала для нормального функционирования?
· Если нет, то есть ли возможность его получить своевременно и на выгодных условиях?
6. Политический риск:
· Может ли какое-либо правительственное постановление помешать успеху?
· Будут ли получены обязательные разрешения специальных органов?
7. Ресурсный риск:
· Будет ли достаточное количество клиентов, материалов или продукции в течение периода, превышающего сроки погашения затрат финансовых ресурсов?
· Достаточно ли у партнеров финансовых, людских и интеллектуальных ресурсов для полного завершения проекта?
8. Риск капитальных вложений:
· Смогут ли инфляция, изменение валютных курсов или политики правительства повлиять на объем инвестиций?
· Какова вероятность при таких изменениях потерять свой капитал полностью или частично?
При разработке программы «управления рисками», которая позволяет защитить бизнес от потерь, обычно акцентируют внимание на трех областях:
1. Риск потери имущества – подверженность имущества, включающего реальные и «невидимые» активы, риску полной потери или повреждения (пожар, кража).
2. Риск потери времени – возникает в связи с возможностью сбоев и перерывов в функционировании бизнеса или задержками при получении платежей по произведенным инвестициям.
3. Риск неисполнения обязательств – включает ответственность перед покупателями, людьми, причастными к бизнесу, перед теми, кто получает или полагается на выпускаемую продукцию или услуги, а также перед обществом в целом.
Одним из методов снижения риска является страхование – возмездное приобретение финансовых гарантий возмещения потерь в специфических случаях.
В основе страхования лежит страховой полис. Страховой полис – это контракт, по которому страховая компания (страховщик) берет на себя обязанность выплатить компенсацию (страховую премию) в случае, если произойдет какое-либо нежелательное случайное событие, принесшее убытки. В обмен за эту услугу предприниматель обязуется платить страховщику определенные суммы (страховые взносы). В страховом полисе указывается, какой вид риска он покрывает, в какие сроки и на какую сумму.
Страхование рисков предполагает последовательность следующих действий:
1) определение объема и структуры материальных активов, которым грозит риск потери или повреждения;
2) выделение тех рисков, которых можно избежать, принимая определенные меры предосторожности, подсчитать затраты на осуществление этих мер;
3) определение вида страхования (общий или специальный), который может лучше защитить при меньших затратах по сравнению с затратами на меры предосторожности;
Если затраты на страхование рисков немногим меньше, чем затраты по их предупреждению, следует подумать, стоит ли тратить время и деньги на страхование, а не лучше ли принять меры по предупреждению рисков.
Предотвращение возможности потерь является центральным звеном в программе уменьшения рисков, и реализация этой программы не должна ограничиваться собственно страхованием.