1. Научные ресурсы в мире
2. Образовательные ресурсы
3. Информационные ресурсы
Вопрос 1. Научные ресурсы в мире
|
Научные ресурсы мирового хозяйства – это накопленный научный потенциал мировой экономики, совокупность ее научно-технических возможностей
|
Научный
потенциал включает
| · научные кадры;
· объем выделяемых на науку финансовых ресурсов;
· систему организации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ
|
Показатели,
характеризу-
ющие
научные
ресурсы
| · доля расходов на НИОКР в ВВП страны (3–5 %);
· доля бюджетных ассигнований на НИОКР в общих расходах государственного бюджета;
· расходы на НИОКР на душу населения;
· материально-техническое обеспечение НИОКР;
· доля бюджетных расходов на НИОКР (20–50 % национальных научных расходов);
· численность специалистов, занятых в науке и научном обслуживании (в том числе и относительно численности населения данной страны);
· количество международных премий (прежде всего Нобелевских) за выдающиеся научные достижения;
· индекс цитирования (частота ссылок в научных трудах на работы исследователей из данной страны);
· доля наукоемкой продукции в ВВП (по определению национального научного фонда США, к наукоемким относятся отрасли, в которых доля расходов на НИОКР составляет более 3,5%, а доля научного персонала – не менее 2,5 %; в число наукоемких отраслей входят авиакосмическая, приборостроительная, электротехническая, электронная и др.);
· объем торговли лицензиями (в 2010 г. составил 245 млрд. $, данные ВТО);
· доля данной страны на мировом рынке высоких технологий (к числу высоких технологий чаще всего относят пять важнейших направлений технологического развития: информационные технологии; технологии, основанные на использовании новых материалов, космические технологии, ядерные технологии);
· количество и размер грантов, полученных из различных источников.
|
Способы
накопления
научных
ресурсов
| · прямое участие государства в производстве знаний на основе бюджетного финансирования образования и науки;
· предоставление безвозмездных субсидий на проведение фундаментальных научных исследований ученым (грантов) при условии полной отчетности о ходе исследований и публикации результатов;
· обеспечение благоприятных условий для частного производства научных знаний и технологий – предоставлением налоговых льгот или субсидий частному бизнесу, вкладывающему средства в научные исследования.
|
Доля государственного финансирования
| · государство в развитых странах берет на себя от 1/5 до 1/2 научных расходов;
· для фундаментальных исследований этот показатель значительно выше – от половины до 2/3;
· фундаментальная наука в университетах финансируется почти полностью.
|
Источник
технологических нововведений
| Основной источник - крупные корпорации, ТНК, международные стратегические альянсы.
|
Внутренние затраты
в 2008 г. на
исследования и разработки
в России
и странах
ОЭС
|
| Всего, млн. $ США
| В % к ВВП
| На душу населения,
$ США
| Доля финансирования из средств государственного бюджета (%)
|
Россия
| 23659,3
| 1,04
| 166,7
|
|
США
| 398194,0
| 2,77
| 1307,6
|
|
Германия
| 76796,9
| 2,64
| 935,2
|
|
Корея
| 45293,6
| 3,37
| 931,8
|
|
Чехия
| 3767,9
| 1,47
| 361,3
|
|
| | | | | | |
Инновационный бизнес
| Соединяет науку и предпринимательство. Его центрами становятся научно-производственные комплексы (технопарки, технополисы). В технополисах осуществляются разработка принципиально новых изделий и технологий, материалов и товаров, а также экспериментальное, мелкосерийное производство наукоемкой продукции.
|
Научный
аутсорсинг
| Выполнение НИОКР по контрактам иностранными лицами, фирмами и университетами (распространено в программировании, исполнители - Индия, Ирландия, Китай, Россия, Украина).
|
Наукоемкие
и приоритетные отрасли
| В начале ХХI века были наиболее наукоемкими фармацевтика и информационный комплекс. Приоритетными являются биотехнологии, связанные с генетической природой живых организмов, улучшением качества и продлением жизни человека.
|
Миграция
научно-технических кадров
| Недостаток специалистов в развитых странах привел к увеличению их миграции. Перемещение квалифицированных кадров между развитыми странами связано с процессами глобализации и носит краткосрочный характер. Однако миграция из развивающихся стран в развитые по большей части является «утечкой мозгов». Основной поток мигрантов из развивающихся стран идет в США, Канаду, Австралию, Великобританию, Германию, Францию.
|
Важнейшие научно-технические центры мира
|
Научные ресурсы мировой экономики сосредоточены в странах ОЭСР, Японии Китае, России и Индии
|
Малые развитые страны (Швеция, Швейцария, Нидерланды и др.) входят в число лидеров лишь на отдельных, сравнительно узких направлениях научно-технического прогресса, при этом нередко в кооперации с фирмами других стран. Некоторые новые развитые страны (Южная Корея) и ключевые развивающиеся страны (Индия) прорываются на отдельных направлениях в число лидирующих
|
Научно-
технический
потенциал США
| Выделяемые ежегодно ассигнования на НИОКР превышают аналогичные расходы остальных ведущих в научно- техническом отношении стран, вместе взятых
|
Общая численность занятых в науке и научном обслуживании в США 7 млн., в том числе высококлассных научных работников — 1 млн. человек
|
Фундаментальные исследования как часть НИОКР на 60 % сосредоточены в высших учебных заведениях
|
В отличие от фундаментальных прикладные исследования (опытно-конструкторские работы как часть НИОКР) осуществляются в основном в промышленности и частными фирмами в специальных исследовательских институтах и лабораториях
|
Соединенные Штаты Америки лидируют в мире по таким направлениям научно-технического прогресса, как выпуск суперкомпьютеров военного и производственного назначения и их программное обеспечение, производство авиационной и космической техники, лазеров и биотехнологии. Сюда входит и разработка новых технологий по охране окружающей среды. Они остаются крупнейшим в мире производителем наукоемкой продукции: их доля в мировом производстве этой продукции около 40 %
|
Научно-технический
потенциал
Западной
Европы
| сравнительно большое количество военных и космических исследований, ориентация на фундаментальные исследования. Страны региона занимают передовые рубежи в строительстве АЭС, производстве фармацевтических препаратов, технике связи, ряде отраслей транспортного машиностроения. В то же время Западная Европа отстает в таких областях, как производство интегральных схем и полупроводников, изготовление микропроцессоров, биоматериалов
|
Научно-технический
потенциал
Японии
| До начала 80-х гг. Япония заметно отставала от США и отчасти Западной Европы по научно-техническому потенциалу, особенно в области фундаментальных исследований. Но затем Япония перешла к опережающему росту наукоемких отраслей. С этой целью государство и частные компаний сосредоточили усилия на развитии собственных исследований вместо преимущественного использования зарубежных научно-технических достижений, как это было в 50-60-е гг. Расходы Японии на НИОКР возросли. Приоритетными отраслями японской экономики стали такие наукоемкие производства, как выпуск промышленных роботов, медицинской электроники, информационных систем, интегральных схем, новых металлов и керамики, оптических волокон, биотехнологий. Япония занимает ведущие позиции по экспорту микроэлектронных компонентов и электронной потребительской техники
|
Научно-технический
потенциал
России
| К началу 90-х гг. СССР занимал второе место в мире после США по научно-техническому потенциалу. Затраты на НИОКР в 1990г. составляли 3,5 % ВВП. Общее число научных работников на начало 1991г. составляло 1985 тыс. человек, в том числе 542 тыс. докторов и кандидатов наук. Научно-технический потенциал СССР ориентирован прежде всего на оборонные НИОКР, доля которых составляла около 75 % общего объема затрат на научно-технические работы. В период перехода к рыночной экономике в России значительно снизились ассигнования на науку (менее 1 % ВВП в 1996-1997 гг.), примерно вдвое уменьшилась численность специалистов, занятых в науке и научном обслуживании. Полностью или частично сохраняются позиции в мире по таким направлениям, как авиационная и космическая техника, атомная энергетика, биотехнология на основе биоинженерии, керамические и сверхтвердые материалы, белковые препараты и компоненты, системы искусственного интеллекта и виртуальной реальности. В связи с длительной нехваткой финансовых ресурсов России пришлось перейти к тактике точечных прорывов. Из 100 главных направлений НИОКР (по отечественной классификации) Россия лидирует по 17 из них
|
Вопрос 2. Образовательные ресурсы
|
Образовательные ресурсы – накопленные поколениями объем и качество знаний и профессионального опыта, которые усвоены населением и воспроизводятся через систему образования
|
Основные
тенденции
развития
сферы
образования
| · повышение расходов на образование в целом;
· непрерывность цепочки этапов образования;
· фундаментализация и профессионализация (сочетание базовых знаний со специальными); междисциплинарность;
· ускоренное развитие новых дисциплин;
· диверсификация (конкуренция между школами, формами обучения);
· демократизация, интернационализация;
· наличие ступеней образования
|
Две концепции участия
государства в финансировании высшего образования:
| · неолиберальная концепция «дохода от образования» (на первое место ставит прямые и косвенные выгоды, получаемые частным лицом);
· концепция «социальной пользы» (на первое место ставит косвенные выгоды, полученные всем обществом от образования);
· основная доля финансирования высшего образования в развитых странах приходится на государственные средства (78% в среднем по ОЭСР), однако растет доля частного финансирования (средств компаний и физических лиц), колеблется по странам от 4% (в Скандинавии) до 84% (в Ю. Корее);
· вместе с тем, дефицит государственных бюджетов вынуждает правительства переходить к платному образованию
|
Показатели развития
сферы
образования
| · доля расходов на образование в ВВП;
· расходы на образование на душу населения;
· доля молодых людей, окончивших полную среднюю школу;
· доля студентов в возрастной группе 18-29 лет;
· численность студентов на 10 тыс. населения;
· рост численности студентов (особенно в Исландии, Ю. Корее, Чехии, Венгрии, Польше, Великобритании, Финляндии, Ирландии, Австралии, Швеции, Испании, Португалии, Мексике);
· доля лиц с высшим образованием;
· доля иностранцев в общей численности студентов (Австралия – 17%, Швейцария – 17%, Великобритания – 11%, Германия – 10%, США – 3%, РФ– 1%)
|
Качество
образования
| · проявляется в его востребованности и современности;
· составляют не столько объем усвоенных знаний (они быстро стареют, кроме фундаментальных), а умение учиться, навыки самостоятельного поиска информации и самообучения
|
Лидеры
по подготовке кадров
| · США и ЕС, а до последнего времени и Россия;
· большой рывок в деле подготовки национальных кадров за последние двадцать лет сделали страны Азии, наиболее серьезные достижения достигнуты в послевузовском образовании;
· в США в общей сложности насчитывается примерно 4 тыс. университетов. Особую роль среди вузов США играют 156 университетов; в большинстве своем они обладают современной технической базой и высококвалифицированными кадрами. Выделяются 20 ведущих университетов с наибольшим объемом научных исследований (Массачусетский технологический институт, Стэндфордский, Гарвардский, Принстонский университеты и др.)
|
Болонская
Декларация
| В июне 1999г в итальянском городе Болонье министры образования 29 европейских стран приняли «Декларацию о европейском пространстве высшего образования», предусматривающую гармонизацию национальных систем высшего образования («Болонский процесс»). Декларацию подписали 40 стран, Россия присоединилась к «Болонскому процессу» в 2003 г.
|
Академическая миграция
(перемещение преподавателей и студентов)
| отражает конкурентоспособность и качество национальной системы образования. Лидерами в этой области являются США, Великобритания, Франция, Германия, Канада и Австралия
|
Вопрос 3. Информационные ресурсы мира
|
Информационные ресурсы - совокупность информации, предназначенной для распространения, приобретения и использования, находящейся как в государственной, так и негосударственных формах собственности
|
Значение
ресурсов
| уровень развития информационной инфраструктуры - важнейшее условие конкурентоспособности страны в мировой экономике
|
Развитие
Интернета
обеспечивает:
| либерализацию рынков связи;
снижение стоимости коммуникационных услуг;
развитие информационного рынка, формирование глобального информационного общества
|
Показатели
уровня
развития
информационных ресурсов
| · число ежедневных газет, телевизоров, телефонов, ПК, Интернетсерверов, пользователей Интернета на 100 чел.;
· доступность Интернета (отношение стоимости к доходам);
· доля расходов отраслей информационно – коммуникационных технологий (ИКТ) в ВВП
|
Основные
центры ИКТ
| В странах ОЭСР занято в сфере ИКТ около 20 млн. чел., на неё пришлись 1/4 затрат на НИОКР частного сектора, 1/5 патентов. Мировые продажи информационно-технологических услуг составили около 570 млрд. $
|
Наращивают ресурсы знаний Китай, Ю. Корея, Индия. США обладают крупнейшим в мире научно-техническим и образовательным потенциалом.
|
На мировом рынке информационных технологий лидируют компании США, на их долю приходится 59% глобальных затрат. Ведущей компанией в 2002-2003гг являлась “IBM”, ее доля составила 7,5% мирового рынка информационно-технологических услуг. Лидерами в распространении Интернета являются страны Северной Европы.
|
Доля
информационных
технологий (ИТ)
в ВВП, %
(Источник: Eurostat, 2007)
| США
Великобритания
Япония
Франция
Германия
Чехия
Португалия
Индия
Испания
Россия
| 4,6
4,2
3,6
3,3
3,1
2,8
1,7
1,4
|