Как называется баланс, в котором нет регулирующих статей?

Какой бухгалтерский баланс составляется по итогам года?

В чем состоит назначение бухгалтерского баланса?

Контрольные вопросы

1. В чем сущность балансового обобщения?

2. Каковы строение и содержание актива и пассива бухгалтерского баланса?

3. Назовите типы балансовых изменений.

4. Приведите классификацию бухгалтерских балансов по времени составления.

5. Приведите классификацию бухгалтерских балансов по объему информации.

6. Приведите классификацию бухгалтерских балансов по источникам составления.

Тестовые задания к теме №2

а) подтвердить наличие активов организации на отчетную дату;

б) подтвердить наличие источников формирования активов организации;

в) охарактеризовать финансовое положение организации на отчетную дату.

2 Сколько разделов включает бухгалтерский баланс?

а) четыре;

б) пять;

в) шесть.

3 Кем утверждается форма бухгалтерского баланса?

а) приказом Минфина России;

б) приказом МНС России;

в) постановлением Правительства РФ.

а) сводный;

б) вступительный;

в) заключительный.

5 Что отражает вступительный баланс:

а) имущество ликвидированной организации;

б) активы организации и ее обязательства в начале ее деятельности;

в) имущество организации в отчетном периоде.

а) ликвидационный баланс;

б) баланс-нетто;

в) баланс-брутто.

тема 3. Счета и двойная запись

Изучив тему, вы узнаете:

• что представляют собой счета бухгалтерского учета, их строение

• какие счета являются активными и пассивными

• что означает дебет и кредит в активно-пассивных счетах

• что такое двойная запись и в чем ее сущность

• что такое бухгалтерская проводка

• что такое корреспонденция счетов

• какие счета являются аналитическими и синтетическими

• какое значение имеют оборотные ведомости по синтетическим и аналитическим счетам

3.1. Счета бухгалтерского учета и их строение

Для получения обобщенных сведений об объектах бухгалтерского учета используют счета, на которых отражаются хозяйственные операции организации, а также фиксируется наличие активов, капитала и обязательств организации, которых эти операции касаются.

Счета бухгалтерского учета - это способ отражения, экономической группировки и оперативного контроля активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций организации.

Счета имеют форму двусторонней таблицы. Увеличение объектов бухгалтерского учета на счетах показывают отдельно от их уменьшения, поэтому счета делятся на две части: левую и правую. Левая часть счета называется дебетом, правая кредитом.

Для каждого вида активов, капитала и обязательств открываются отдельные счета. В зависимости от вида учитываемых объектов счета делятся на активные и пассивные. Активными называются счета, отражающие внеоборотные и оборотные активы, пассивными - счета для учета капитала и обязательств.

Строение активного счета показано в табл. 3.2.

Таблица 3.2.Схема активного счета

Остаток (сальдо) на конец месяца на активном счете рассчитывают следующим образом: к начальному остатку (сальдо) на начало месяца прибавляют оборот по дебету счета и вычитают оборот по кредиту.

Строение пассивного счета представлено табл. 3.3.

Таблица 3.3.Схема пассивного счета

Для определения остатка (сальдо) на конец месяца по пассивному счету к начальному остатку (сальдо) по кредиту счета прибавляют оборот по кредиту и вычитают оборот по дебету.

В бухгалтерском учете также используются счета, имеющие признаки активных и пассивных счетов, называемые активно-пассивными. По дебету активно-пассивных счетов отражают дебиторскую задолженность, по кредиту - кредиторскую задолженность. Остатки (сальдо) таких счетов одновременно могут быть дебетовыми и кредитовыми, поэтому их показывают развернуто.

Строение активно-пассивного счета показано в табл. 3.4.

Таблица 3.4.Схема активно-пассивного счета

На основании табл. 3.4 можно сделать вывод, что активно-пассивный счет включает в себя два счета: активный и пассивный. В практике бухгалтерского учета активно-пассивные счета обычно разделяются.

3.2. Двойная запись. Сущность и значение

Двойная запись представляет собой способ взаимосвязанного отражения явлений, вызываемых хозяйственной операцией, на двух счетах бухгалтерского учета, в одинаковых суммах  на дебете одного счета и кредите другого.

Рассмотрим примеры двойной записи на счетах бухгалтерского учета, используя операции, показанные в главе 2.

Операция 1. В кассу организации поступили наличные денежные средства с расчетного счета организации в банке. Хозяйственная операция отражается на двух активных счетах «Касса» и «Расчетные счета». В кассе денежные средства увеличились, на расчетном счете уменьшились.

Запись будет выглядеть так: Дебет счета «Касса» - Кредит счета «Расчетные счета» - 100 000 руб.

На счетах запись отражается следующим образом (табл. 3.5 и 3.6).

Таблица 3.5.Счет «Касса»

Таблица 3.6.Счет «Расчетные счета»

Операция 2. Нераспределенная прибыль направлена на формирование резервного капитала в размере 40 000 руб. Хозяйственная операция отражается на двух пассивных счетах - «Резервный капитал» и «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». Резервный капитал увеличился, а нераспределенная прибыль уменьшилась на одну и ту же сумму. Запись выглядит следующим образом: Дебет счета «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» -Кредит счета «Резервный капитал» - 40 000 руб.

На счетах запись делается следующим образом (табл. 3.7 и 3.8).

Таблица 3.7.Счет «Резервный капитал»

Таблица 3.8.Счет «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»

Операция 3. Поступили материалы от поставщиков на склад организации на сумму 150 000 руб. Расчет с поставщиками не произведен. Хозяйственная операция отражается на активном счете «Материалы» и пассивном счете «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». В результате хозяйственной операции на складе увеличились запасы материалов и возросла кредиторская задолженность поставщикам. Запись на счетах выглядит следующим образом: Дебет счета «Материалы» - Кредит счета «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» -150 000 руб.

На счетах запись отражается следующим образом (табл. 3.9 и 3.10).

Таблица 3.9.Счет «Материалы»

Таблица 3.10.Счет «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Операция 4. Выплачена из кассы заработная плата персоналу организации на сумму 100 000 руб. Хозяйственная операция отражается на пассивном счете «Расчеты с персоналом по оплате труда» и активном счете «Касса». В результате операции уменьшатся кредиторская задолженность персоналу и денежные средства в кассе. Запись выглядит так: Дебет счета «Расчеты с персоналом по оплате труда» - Кредит счета «Касса» - 100000 руб. На счетах запись отражается следующим образом (табл. 3.11 и 3.12).

Таблица 3.11.Счет «Касса»

Таблица 3.12.Счет «Расчеты с персоналом по оплате труда»

Указание дебетуемого и кредитуемого счетов и суммы отражаемой хозяйственной операции называется бухгалтерской записью, или проводкой.

Двойная запись приводит к взаимосвязи счетов, которая называется корреспонденцией счетов.

Бухгалтерские записи могут быть простыми и сложными.

При простой записи сумма хозяйственной операции отражается по дебету одного и кредиту другого счета, т. е. один счет дебетуется и один кредитуется.

В случае сложной записи дебетуются два или более счетов, а кредитуется один или наоборот, дебетуется один счет, а кредитуются два счета и более. При сложной записи общая сумма на одной стороне нескольких счетов должна быть равна сумме, записанной на противоположной стороне корреспондирующего с ними счета.

Двойная запись имеет контрольное значение, так как итог записей по дебету всех счетов (дебетовый оборот) должен быть равен итогу записей по кредиту всех счетов (кредитовый оборот). Отсутствие равенства свидетельствует об ошибках, допущенных при отражении операций на счетах.

В бухгалтерском учете хозяйственные операции показывают в календарной последовательности их совершения. Отражение хозяйственных операций по мере их совершения называется хронологической записью и выполняется в регистрах бухгалтерского учета.

Для осуществления контроля за хозяйственными процессами, обобщения сведений об объектах учета все хозяйственные операции группируют на счетах по экономически однородным признакам. Такая группировка и называется систематической записью.

Систематическая запись позволяет получать со счетов бухгалтерского учета необходимые сведения об учитываемых объектах, хронологическая запись служит для контроля за полнотой регистрации операций и правильностью систематической записи. Хронологическая запись часто предшествует систематической записи на счетах бухгалтерского учета, т. е. операции отражаются в регистрационном журнале, а затем систематизируются на соответствующих счетах.

3.3. Счета синтетического и аналитического учета

Для получения разных по степени детализации показателей в бухгалтерском учете используются синтетические и аналитические счета.

Синтетические счета содержат обобщенные данные о хозяйственных операциях и ведутся в денежном выражении. Для подробной характеристики объектов учета используются аналитические счета.

Отражение объектов бухгалтерского учета в денежном выражении на синтетических счетах называется синтетическим учетом, их детализированное отражение на аналитических счетах называется аналитическим учетом.

Между счетами аналитического и синтетического учета существует следующая взаимосвязь:

1) начальный и конечный остатки синтетического счета должны быть равны общим суммам соответствующих остатков аналитических счетов и одинаковы с ними по характеру;

2) обороты по дебету и кредиту синтетического счета должны быть равны соответствующим итогам оборотов по аналитическим счетам.

Эта взаимосвязь объясняется тем, что данные аналитических счетов представляют собой детализированную информацию синтетического счета, показывают составляющие и движение объектов, отражаемых в синтетическом учете.

В бухгалтерском учете также применяются субсчета - промежуточное звено между синтетическим и аналитическим учетом. При их помощи осуществляется дополнительная группировка данных аналитического учета. Синтетические счета также называют главными, или счетами первого порядка, субсчета - счетами второго порядка. Синтетические счета первого и второго порядка для учета хозяйственной деятельности организации предусмотрены Планом счетов бухгалтерского учета.

3.4. Обобщение данных бухгалтерского учета. Взаимосвязь между счетами и бухгалтерским балансом

Между счетами бухгалтерского учета и бухгалтерским балансом существует тесная взаимосвязь. В активе бухгалтерского баланса отражаются внеоборотные и оборотные активы организации, для учета наличия и движения которых открываются активные счета. В пассиве бухгалтерского баланса отражаются капитал и обязательства организации, учет которых осуществляется на пассивных счетах.

Взаимосвязь между счетами и бухгалтерским балансом заключается в следующем. В начале отчетного периода по данным бухгалтерского баланса открывают счета. На каждый объект бухгалтерского учета (активы, капитал, обязательства) открывают синтетический счет, на котором записывают остаток. В развитие счетов первого порядка открывают счета второго порядка - субсчета, а также аналитические счета. На протяжении отчетного периода на счетах отражают хозяйственные операции с указанием корреспондирующих счетов, подсчитывают обороты и остатки. На основе данных об остатках на синтетических счетах составляют бухгалтерский баланс организации на конец отчетного периода.

Последовательность выполнения действий по наблюдению, регистрации, группировке и обобщению фактов хозяйственной деятельности организации называется бухгалтерской процедурой. В основе бухгалтерской процедуры лежит непрерывная регистрация фактов хозяйственной деятельности с момента создания организации в качестве юридического лица до ее реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством.

Бухгалтерская процедура осуществляется поэтапно.

1. Составление инвентаря, содержащего перечень активов и обязательств организации.

2. Составление по данным инвентаря вступительного бухгалтерского баланса.

3. Заполнение Главной книги по данным вступительного бухгалтерского баланса.

4. Регистрация в хронологическом порядке фактов хозяйственной деятельности отчетного периода в Журнале.

5. Систематизация на счетах Главной книги данных журнала.

6. Обобщение данных Главной книги в оборотной ведомости.

7. Составление на основе данных оборотной ведомости заключительного бухгалтерского баланса.

8. Использование данных Главной книги для интерпретации (анализа) хозяйственной деятельности.

9. Принятие управленческих решений по результатам анализа заключительного бухгалтерского баланса.

Бухгалтерская процедура включает обработку информации о фактах хозяйственной деятельности организации и обеспечивает внутренний контроль данных бухгалтерского учета.

При составлении бухгалтерской отчетности бухгалтер исходя из существенности информации самостоятельно определяет способы раскрытия информации об объектах бухгалтерского учета в пояснениях к отчетности.

3.5. План счетов бухгалтерского учета

Планом счетов называют систематизированный по установленным принципам перечень синтетических счетов бухгалтерского учета. В настоящее время используется План счетов, утвержденный приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н. Действующий План счетов является единым и обязательным к применению в организациях всех отраслей и видов деятельности (кроме банков и бюджетных учреждений) независимо от организационно-правовой формы, ведущих учет методом двойной записи. Синтетические счета имеют номера от 01 до 99 и разбиты на 8 разделов, в каждом из которых имеются свободные номера на случай дополнительного введения синтетических счетов.

Раздел I. Внеоборотные активы (01-09).

Раздел II. Производственные запасы (10-19).

Раздел III. Затраты на производство (20-39).

Раздел IV. Готовая продукция и товары (40-49).

Раздел V. Денежные средства (50-59).

Раздел VI. Расчеты (60-79).

Раздел VII. Капитал (80-89).

Раздел VIII. Финансовые результаты (90-99).

В самостоятельном разделе Плана счетов представлены забалансовые счета (001-011), предназначенные для обобщения информации о наличии и движении ценностей, временно находящихся в пользовании или распоряжении организации (арендованных основных средств, материальных ценностей на ответственном хранении, в переработке и др.), а также для контроля за отдельными хозяйственными операциями. Бухгалтерский учет этих объектов ведется по простой системе.

В Инструкции по применению Плана счетов дана характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов, а также типовая корреспонденция счетов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: