Что не является коммерческой тайной?

Контрольные вопросы

Контрольные вопросы

1. Что такое учетный документ и какие обязательные реквизиты он должен содержать?

2. Какова классификация бухгалтерских документов по назначению, по порядку составления, по способу охвата операций?

5. Какие требования предъявляются к оформлению бухгалтерских документов?

6. Как происходит обработка документов в бухгалтерии?

7. Как должен быть организован документооборот?

8. Что такое инвентаризация, виды инвентаризации, каковы порядок и сроки ее проведения?

Тестовые задания по теме №4

Выберите из списка должностных лиц тех, кто должен подписывать:

1. приходный кассовый ордер:

б)кассир и председатель Совета директоров;

в)кассир и главный бухгалтер;

г)кассир и руководитель организации.

2. платежное поручение на перечисление налогов в бюджет:

а)руководитель организации и главный бухгалтер;

б)руководитель организации и кассир;

в)главный бухгалтер.

3. расходный кассовый ордер:

руководитель организации и кассир;

руководитель организации, главный бухгалтер и кассир;

главный бухгалтер и кассир.

4. Кто должен подписывать документы на выдачу особо дорогостоящих и дефицитных материалов (выберите из предложенного списка):

а)руководитель предприятия;

б)главный бухгалтер;

в)кладовщик;

г)кассир;

д)начальник отдела материально-технического снабжения;

е)любой работник, которому эти материалы нужны для производственной деятельности;

ж)лица, утвержденные руководителем предприятия и имеющие право подписи документов.

5. В приходном кассовом ордере допущены ошибки: неправильно записана сумма прописью принимаемых денег. Как поступить в этом случае (выберите правильный ответ):

а)корректурным способом исправить ошибочную запись;

б)замазать белилами и написать правильно;

в)переписать документ;

г)подчистить запись бритвой и записать правильно.

6. В акте на списание малоценных и быстроизнашивающихся предметов была допущена ошибка: вместо «10 штук» было написано «100 штук». Что делать с таким документом (выберите правильный ответ):

а)исправить

б)переписать.

ТЕМА 5. Учетные регистры и формы бухгалтерского учета

Изучив тему, вы узнаете:

• что такое учетные регистры

• как и по каким признакам классифицируются учетные регистры

• какие существуют способы записей в учетные регистры

• какие способы исправления ошибок в учетных регистрах применяются в бухгалтерском учете

• что представляет собой форма бухгалтерского учета и виды форм бухгалтерского учета

• сущность упрощенной формы учета

• сущность мемориально-ордерной формы учета

• сущность журнально-ордерной формы учета

• сущность автоматизированной формы учета

5.1. Учетные регистры и их виды

Для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, и отражения на счетах фактов хозяйственной деятельности предназначены регистры бухгалтерского учета.

Регистры бухгалтерского учета могут вестись в зависимости от принятой в организации формы учета в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, в компьютерном виде.

Факты хозяйственной деятельности должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета.

Учетные регистры, применяемые в практике бухгалтерского учета, подразделяются по ряду признаков: по внешнему виду, степени обобщения производимых записей, их характеру.

По внешнему виду учетные регистры делятся на бухгалтерские книги, карточки, свободные листы (ведомости), компьютерные распечатки.

Бухгалтерские книги представляют собой сброшюрованные листы бумаги с соответствующим графлением. Все страницы книги нумеруются, указывается их общее количество, что подтверждается подписью бухгалтера. Бухгалтерские книги применяются в настоящее время для организации синтетического учета (Главная книга), учета кассовых операций (кассовая книга) и других операций.

Карточки - отдельные листы в виде таблиц определенных стандартных размеров, что позволяет хранить их вместе в картотеке. Карточки рационально применять на тех участках учетной работы, где ведется значительное количество аналитических счетов, например в учете материалов, готовой продукции, товаров.

Свободные листы - разновидность карточек. Они делаются из менее плотной бумаги и хранятся не в картотеке, а в специальных папках (регистраторах), откуда они могут изыматься для записей, подсчета. Эти учетные регистры используются для ведения журналов, ведомостей, особенно в условиях автоматизации учета.

По характеру записей, т. е. в зависимости от того, разносятся ли данные о фактах хозяйственной деятельности по бухгалтерским счетам или только регистрируются в хронологическом порядке без группировки по счетам, различаются учетные регистры хронологические, систематические и комбинированные.

В хронологические регистры данные о фактах хозяйственной деятельности заносятся по мере их совершения на основании первичных документов в хронологическом порядке, в последовательности их поступления без группировки и разноски по счетам. Примером хронологических учетных регистров является специальный регистрационный журнал, в котором фиксируются хозяйственные операции по мере оформления их бухгалтерскими записями: указываются порядковый номер записи, ее дата, сумма. Посредством хронологической записи обеспечивается контроль за сохранностью документов, правильностью записей в них. Так, общий итог операций, зарегистрированных в журнале, позволяет проверить полноту записей по счетам.

Систематические регистры предназначены для группировки однородных операций и записи их по определенной системе на бухгалтерских счетах, т. е. систематизировано. Такая группировка осуществляется как по аналитическим, так и по синтетическим счетам. К систематическим регистрам относятся ведомости учета производственных затрат по объектам калькуляции, Главная книга, в которой обобщаются итоговые данные по всем синтетическим счетам. Показатели систематических регистров характеризуют состояние и движение отдельных объектов бухгалтерского учета.

Фиксация фактов хозяйственной деятельности в учетных регистрах называется разноской. Она проводится на основе контировки документов (указания корреспондирующих счетов). Факты хозяйственной деятельности сначала могут быть записаны в обобщенном виде в регистры синтетического учета (номер операции и суммы), затем отражаются в регистрах аналитического учета.

По окончании месяца во всех учетных регистрах подводятся итоги записей всех операций. Затем сверяются результаты записей в синтетических и аналитических учетных регистрах. Для этого могут составляться оборотные ведомости по аналитическим счетам, итоги которых должны быть равны итогам по соответствующим синтетическим счетам. В комплексных регистрах совпадение итогов обеспечивается автоматически, так как одни и те же суммы операций записываются по аналитическим позициям и путем их постепенного суммирования и накапливания получают итоговую запись по синтетическому счету. При необходимости в регистрах выводится сальдо на 1-е число следующего месяца. В новом отчетном году учетные регистры открываются на основе данных бухгалтерского баланса на 1 января текущего года.

В процессе учетной регистрации иногда встречаются ошибки, которые необходимо исправить.

В зависимости от характера ошибок и времени их выявления применяются разные способы их исправления: корректурный, «красное сторно» (сторнировочные записи), дополнительные записи.

При корректурном способе неправильный текст или сумму зачеркивают тонкой чертой так, чтобы можно было прочитать зачеркнутое, а рядом записывают правильный текст или сумму. Необходимо зачеркивать всю сумму, даже если ошибка допущена в одной цифре. В документах, оформляющих денежные операции (кассовых ордерах, чеках, платежных поручениях), исправления, хотя бы и оговоренные, не допускаются. Эти документы при наличии в них ошибок подлежат замене.

Корректурный способ не применяется в случаях, когда необходимо исправить указанную корреспонденцию счетов (вместо одного дебетуемого или кредитуемого счета указан другой). Такие ошибки обнаруживаются иногда после выведения итогов в Главной книге и составления бухгалтерского баланса. Их исправляют способом «красное сторно».

Его сущность заключается в том, что неправильная бухгалтерская запись аннулируется путем исправительной записи, в которой корреспонденция счетов и сумма остаются такими же, что и в ошибочной. Однако исправительная запись делается в учетном регистре красным цветом. При подсчетах суммы, записанные красным, вычитаются из итогов. Таким образом, запись красным (сторнировочная запись) уничтожает ранее составленную ошибочную запись. Одновременно должна быть внесена правильная запись обычным цветом. Тем самым ошибочные записи (в основном неправильной корреспонденции счетов) способом «красное сторно» исправляются в два приема. Способ «красное сторно» используется также в случаях, когда ошибка заключается в преувеличении суммы. Тогда делается сторнировочная запись на разницу между ошибочно записанной и правильной суммой, т. е. на сумму преувеличения.

Дополнительную запись делают в случае, когда корреспонденция счетов указана правильно, но запись сделана в сумме меньшей, чем следовало. На разницу в сумме составляют дополнительную запись с той же корреспонденцией счетов.

5.2. Формы бухгалтерского учета

Под формой бухгалтерского учета (формой счетоводства) понимается сочетание различных учетных регистров, их взаимосвязь, последовательность и способы осуществления учетных записей.

В России наибольшее распространение получили мемориально-ордерная, журнально-ордерная и автоматизированная формы бухгалтерского учета. На малых предприятиях, совершающих незначительное количество хозяйственных операций, учет может осуществляться по упрощенной форме.

В мемориально-ордерной форме учета сочетаются книжные и карточные регистры. Синтетический учет ведется в книгах, а для аналитического учета используются главным образом карточки. Бухгалтерские записи оформляются составлением мемориальных ордеров, которые выписываются на каждую отдельную операцию либо на группу однородных операций, объединяемых одной накопительной или группировочной ведомостью. Например, вместо того чтобы каждую накладную на отпуск материалов со склада отражать в учете отдельной записью, несколько однородных накладных записывают в одну накопительную ведомость. На общий итог ведомости делают одну бухгалтерскую запись, т. е. составляют один мемориальный ордер.

На смену книгам пришли свободные листы, на основании ведомостей были разработаны новые регистры - журналы, что позволило создать более прогрессивную форму бухгалтерского учета - журнально-ордерную.

Основным принципом регистрации при журнально-ордерной форме учета является принцип аккумулирования данных первичных документов в накопительных ведомостях. Основные регистры этой формы - журналы-ордера. Учетная регистрация заключается в том, что однородные факты хозяйственной деятельности фиксируют в хронологическом порядке в накопительных ведомостях - журналах. Записи делают непосредственно на основании первичных документов без оформления их отдельными мемориальными ордерами. При наличии большого количества однородных документов их предварительно группируют во вспомогательных ведомостях, итоги которых переносят в конце месяца в соответствующий журнал. Сведения журналов являются месячными оборотами по соответствующим синтетическим счетам, сгруппированными по корреспондирующим счетам, и служат основанием для бухгалтерских записей оборотов данного счета в Главной книге.

Кредитовый принцип отражения оборотов по счетам в журналах-ордерах обеспечивает в большей степени, чем дебетовый принцип, контроль за рациональным и эффективным использованием материальных, трудовых и денежных ресурсов. Например, расходование денег из кассы или с расчетного счета, выбытие сырья, материалов и других материальных ценностей показывают по кредиту соответствующих счетов. Отражение кредитовых оборотов в одном учетном регистре позволяет осуществлять контроль за выбытием всех видов ресурсов. При дебетовом принципе построения журнала-ордера поступление денежных средств и материальных ценностей регистрируют в одном месте, а их расход - в разных учетных регистрах, что затрудняет наблюдение за направлениями использования ресурсов. В дополнение к журналам-ордерам по ряду синтетических счетов ведут дебетовые ведомости, в которых регистрируют дебетовые обороты с указанием корреспондирующих счетов по кредиту. Эти ведомости используют как вспомогательные учетные регистры для усиления контроля за совершаемыми хозяйственными операциями и совмещения синтетического и аналитического учета.

На малых предприятиях применяются Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства. Малым предприятиям с простым технологическим процессом производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, совершающим незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более 100 в месяц), рекомендуется применять упрощенную форму бухгалтерского учета.

Для организации учета по упрощенной форме малое предприятие на основе Плана счетов составляет рабочий план счетов, который позволяет отражать имущество, капитал и обязательства в регистрах бухгалтерского учета по счетам и тем самым обеспечивать контроль за наличием и сохранностью активов, выполнением обязательств и достоверностью данных бухгалтерского учета. При упрощенной форме можно как использовать, так и не использовать учетные регистры.

При автоматизированной форме бухгалтерского учета широко используются компьютеры, так как они обладают большой емкостью памяти, обеспечивают быструю обработку учетной информации и выполняют значительное количество различных операций. Применение компьютеров позволяет создавать автоматизированные рабочие места (АРМ) бухгалтера, что исключает ручной труд, повышает оперативность, достоверность и качество обработки учетной информации.

Программные продукты по первому направлению наиболее популярны. Как правило, они обеспечивают ведение Книги учета хозяйственных операций, Главной книги, составление бухгалтерского баланса, формирование различных выходных документов, заполнение первичных учетных документов.

1. Что такое регистры бухгалтерского учета и каково их назначение?

2. Приведите классификацию бухгалтерских регистров по степени обобщения производимых записей и по характеру записей.

3. Перечислите способы исправления ошибок в бухгалтерском учете.

4. Охарактеризуйте мемориально-ордерную форму бухгалтерского учета.

5. Охарактеризуйте журнально-ордерную форму бухгалтерского учета.

6. Охарактеризуйте упрощенную форму бухгалтерского учета.

7. Охарактеризуйте автоматизированную форму бухгалтерского учета.

Тестовые задания по теме №5

1. Первичный учетный документ должен быть составлен:

1) в момент совершения банковской операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания;

2) в момент составления бухгалтерского баланса;

3) непосредственно после представления бухгалтерской отчетности в территориальные органы статистики;

4) в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания.

2. Первичные учетные документы не могут быть изъяты:

1) органами дознания на основании их постановлений в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) предварительного следствия и прокуратуры, судами на основании их постановлений в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) органами внутренних дел на основании их постановлений в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4) налоговыми инспекциями без постановлений, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

3. Регистры бухгалтерского учета предназначены:

1) для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения только на счетах аналитического учета и в бухгалтерской отчетности;

2) для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности;

3) для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в налоговой отчетности;

4) для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на забалансовых счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.

1) содержание официальной бухгалтерской отчетности (бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета об изменениях капитала, отчета о движении денежных средств, приложения к бухгалтерскому балансу);

2) содержание регистров бухгалтерского учета;

3) содержание внутренней бухгалтерской отчетности;

4) содержание главной книги.

5. Какой вариант оценки имущества и обязательств не применяется в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности?

1) оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных расходов на его покупку;

2) оценка имущества, полученного безвозмездно, - по рыночной стоимости на дату оприходования;

3) имущества, произведенного в самой организации, - по стоимости его изготовления;

4) оценка имущества и обязательств - в натуральном выражении.

ТЕМА 6. Сущность и порядок учета денежных средств

Изучив тему, вы узнаете:

• что такое денежные средства

• порядок учета денежных средств в кассе

• порядок учета денежных средств на расчетных счетах в банках

• порядок учета денежных средств на валютных счетах в банке

• сущность и порядок учета курсовых разниц.

6.1. Учет кассовых операций

Для расчетов наличными деньгами каждая организация должна иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Получение и расходование наличных денег из кассы регламентируется Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным Центральным банком Российской Федерации.

Движение наличных денег в кассе организации оформляется приходными и расходными кассовыми ордерами.

В кассовых документах все реквизиты должны быть заполнены четко и ясно, подчистки, помарки или исправления не допускаются. Выдача приходных и расходных кассовых ордеров на руки лицам, вносящим или получающим деньги, не разрешается. Прием и выдача денег по кассовым ордерам могут проводиться только в день их составления.

Приходные и расходные кассовые ордера до передачи в кассу регистрируются бухгалтерией в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов.

Информация о поступлении и выдаче наличных денег организации на основании приходных и расходных кассовых ордеров обобщается в кассовой книге. Записи в кассовую книгу делаются по мере совершения кассовых операций, оформленных первичными документами. Каждая организация имеет только одну кассовую книгу, листы которой должны быть пронумерованы, прошнурованы, а сама книга опечатана сургучной или мастичной печатью. Количество листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера организации. Записи в кассовой книге ведутся в двух экземплярах, вторые экземпляры листов служат отчетом кассира, первые остаются в кассовой книге, поэтому и на первых, и на вторых экземплярах листов проставляются одинаковые номера. Подчистки и неоговоренные исправления в кассовой книге не допускаются, сделанные исправления заверяются подписями кассира, главного бухгалтера или лица, его заменяющего.

Организация может держать в своей кассе денежные средства только в пределах лимита, величина которого устанавливается по согласованию с обслуживающим его банком. Размер лимита зависит от среднедневной выручки, среднедневного расхода наличных денег, особенностей деятельности организации, режима работы. Лимит денежных средств организации может изменяться по согласованию с обслуживающим банком в случае увеличения наличного денежного оборота. Если организация не согласовала с обслуживающим ее банком лимит остатка наличных денежных средств в кассе, то любой остаток в кассе считается сверхлимитным. Вся денежная наличность сверх лимита сдается в банк.

Для учета наличия и движения денежных средств в кассе организации используется счет 50 «Касса», к которому могут быть открыты следующие субсчета: 50.1 «Касса организации»; 50.2 «Операционная касса»; 50.3 «Денежные документы».

Для учета иностранной валюты в кассе организации открываются дополнительные субсчета к счету 50 «Касса» с целью получения сведений о движении валюты по каждому ее виду.

Субсчет 50.1 «Касса организации» применяется для учета движения денежных средств в кассе организации.

Субсчет 50.2 «Операционная касса» используется организациями, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения (почтовые отделения, железнодорожные кассы, пристани, приемные пункты службы быта и др.).

Субсчет 50.3 «Денежные документы» используется для учета оплаченных денежных документов: авиабилетов, санаторных путевок, почтовых марок, вексельных марок и марок государственной пошлины.

Синтетический учет кассовых операций ведется в ведомостях по поступлению и расходованию денежных средств и денежных документов, которые составляются по окончании отчетного периода на основании первичных документов.

Для составления отчета о движении денежных средств информацию о денежном обороте средств в кассе обобщают по основной, инвестиционной и финансовой деятельности.

Бухгалтерские записи по счету касса оформляются следующим образом: приход наличных денег в кассу отражают по дебету счета 50 на основании приходного кассового ордера.

Деньги, снятые с расчетного счета, принимают к учету проводкой:

Дебет 50 Кредит 51 - поступили с расчетного счета денежные средства в кассу организации.

Если организация за получение наличных денег с расчетного счета уплачивает банку определенный процент, делается запись:

Дебет 91-2 Кредит 51- учтены расходы на оплату услуг банка.

Расход наличных из кассы отражают по кредиту счета 50 на основании расходного кассового ордера, например:

Дебет 70 (71,...) Кредит 50 - выдана работникам заработная плата (подотчетные суммы).

6.2. Учет операций на расчетных счетах

Организации имеют право открывать в любом банке расчетные счета для хранения свободных денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций. Расчетные счета в кредитных организациях открываются на основании документов, перечень которых установлен действующим законодательством. К таким документам относятся:

· свидетельство о регистрации, выданное регистрационным органом;

· копии устава и учредительного договора организации, заверенные нотариально;

· свидетельство о постановке организации на учет в налоговой инспекции, Пенсионном фонде и других внебюджетных фондах Российской Федерации;

· заявление на открытие расчетного счета;

· протокол собрания учредителей об избрании руководителя организации;

· приказ по организации о назначении главного бухгалтера;

· карточка с образцами подписей руководителя и главного бухгалтера;

· карточка с образцами подписей руководителя и его заместителя, главного бухгалтера и его заместителя;

· договор на банковское обслуживание, именуемый в ГК РФ договором банковского счета.

Все документы, представляемые в банк для открытия счета, в том числе карточки с образцами подписей руководителя организации и главного бухгалтера (и их заместителей), остаются в банке.

Расходы организации на расчетно-кассовое обслуживание согласно договору банковского счета в соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организации» включаются в состав прочих расходов.

Закрываются расчетные счета по решению учредителей организации, суда или арбитражного суда. Расчетные счета могут быть закрыты при признании организации банкротом, при принятии решения о запрете деятельности данного юридического лица и в других случаях, предусмотренных законодательством.

В настоящее время действующим законодательством организациям разрешается открывать расчетные счета в количестве, необходимом для осуществления расчетных операций. Сведения о расчетных счетах, открытых в различных кредитных организациях, сообщаются в налоговую инспекцию обслуживающими банками и самой организацией.

Операции по расчетным счетам оформляются согласно Положению о безналичных расчетах в Российской Федерации Центрального банка Российской Федерации (Банка России). Для оформления этих операций используются следующие расчетные документы: платежные поручения; платежные требования; инкассовые поручения; объявление на взнос наличными; чеки.

Сведения о движении денежных средств на расчетном счете содержатся в выписке с расчетного счета, которая представляет собой копию записей по расчетному счету конкретной организации.

Для бухгалтерского учета денежных средств в валюте Российской Федерации на расчетных счетах используется счет 51 «Расчетные счета».

Синтетический учет операций по расчетным счетам осуществляется на основании обработанных выписок с расчетных счетов и прилагаемых к ним первичных документов в ведомостях по поступлению и расходованию денежных средств.

Аналитический учет по счету 51 «Расчетные счета» организация ведет по каждому расчетному счету, сумма оборотов по которым должна соответствовать дебетовому и кредитовому оборотам синтетического счета.

По счету 51 «Расчетные счета» оформляются следующие бухгалтерские записи:

Деньги, поступающие на расчетный счет, отражают в дебет счета 51:

Дебет 51 Кредит 62 (76,...) - поступили на расчетный счет денежные средства.

Деньги, списанные с расчетного счета, необходимо учесть по кредиту счета 51:

Дебет 60 (76,...) Кредит 51 - списаны с расчетного счета денежные средства.

6.3. Учет операций на валютных счетах

Принципы осуществления валютных операций, полномочия и функции органов валютного регулирования и контроля определены законодательством Российской Федерации.

Иностранной валютой являются:

ü денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств);

ü средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных расчетных единицах.

В состав валютных ценностей включаются иностранная валюта и внешние ценные бумаги.

Операции с иностранной валютой и внешними ценными бумагами могут совершать резиденты и нерезиденты.

К валютным операциям относятся:

-приобретение резидентом валютных ценностей у резидентов и нерезидентов;

-приобретение нерезидентом у нерезидента валютных ценностей;

- ввоз на таможенную территорию и вывоз с таможенной территории Российской Федерации валютных ценностей;

-переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг;

-переводы нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг на счета открытые на территории Российской Федерации.

Методика бухгалтерского учета валютных операций регулируется Положением по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2006).

Учет валютных средств ведут на счете 52 «Валютные счета», которому Планом счетов бухгалтерского учета предусматривается открытие субсчетов: 52.1 «Валютные счета внутри страны», 52.2 «Валютные счета за рубежом».

Стоимость активов и обязательств, выраженная в иностранной валюте, для отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности подлежит пересчету в рубли по официальному курсу, устанавливаемому Банком России и действовавшему на дату совершения операции. Перечень дат совершения отдельных хозяйственных операций в иностранной валюте представлен в приложении к ПБУ 3/2006.

Колебания валютного курса обусловливают возникновение курсовых разниц, определение которых представлено в ПБУ 3/2006.

Курсовая разница - разница между рублевой оценкой актива или обязательства, стоимость которых выражена в иностранной валюте, на дату исполнения обязательств по оплате или отчетную дату данного отчетного периода и рублевой оценкой этого же актива или обязательства на дату приятия его к бухгалтерскому учету в отчетном периоде или отчетную дату предыдущего отчетного периода.

Датой совершения операции в иностранной валюте признается день возникновения у организации права в соответствии с законодательством Российской Федерации или договором принять к бухгалтерскому учету активы и обязательства, которые являются результатом этой операции.

Курсовая разница отражается в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в том отчетном периоде, к которому относится дата исполнения обязательств по оплате или за который составлена бухгалтерская отчетность.

Курсовая разница подлежит зачислению на прочие доходы или прочие расходы организации по мере ее принятия к бухгалтерскому учету.

Курсовая разница, связанная с расчетами с учредителями по вкладам в уставный капитал организации, подлежит зачислению в добавочный капитал организации.

Синтетический учет операций по валютным счетам осуществляется на основании обработанных выписок с валютных счетов и прилагаемых к ним первичных документов в ведомостях по поступлению и расходованию денежных средств.

По валютному счету наряду с регистрами синтетического учета ведется карточка аналитического учета по наименованиям валют.

Бухгалтерские записи по продаже иностранной валюты представлены в табл. 6.1.

Таблица 6.1.Корреспонденция счетов по учету продажи организациями иностранной валюты

В бухгалтерском учете организации покупка валюты оформляется с использованием счетов 57 «Переводы в пути» или 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»; в развитие этих субсчетов открывается субсчет «Средства, перечисленные для покупки валюты». Приобретенная валюта зачисляется на счет 52 «Валютные счета», субсчет «Специальный транзитный валютный счет» по курсу Банка России на день зачисления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: