Инвестиционный процесс – последовательность этапов, действий и операций по осуществлению инвестиционной деятельности.
Протекание инвестиционного процесса зависит от объекта инвестирования. В первую очередь речь идет о реальных и финансовых инвестициях. На рис.1 – диаграмма, отражающая инвестиционный процесс.
Финансовые рынки Денежные (краткосрочные) Рынки капиталов (долгосрочные) |
Прямые сделки |
Финансовые учреждения Банки Ссудо-сберегательные ассоциации Сберегательные банки Кредитные союзы Пенсионные фонды Страховые компании ПИФы |
Потребители капитала |
Поставщики капитала |
Рис. 1. Процесс инвестирования
Основные этапы инвестиционного процесса:
1) принятие решения об инвестировании;
2) осуществление и эксплуатация инвестиций.
Первый этап принято подразделяется на ряд самостоятельных фаз:
• формирование целей инвестирования;
• определение направлений инвестирования;
• выбор конкретных объектов инвестирования.
Основные условия осуществления инвестиционного процесса:
Ø достаточный для функционирования инвестиционной сферы ресурсный потенциал;
Ø существование экономических субъектов, способных обеспечить инвестиционный процесс в необходимых масштабах;
Ø механизм трансформации инвестиционных ресурсов в объекты инвестиционной деятельности.
В рыночном хозяйстве инвестиционный процесс реализуется посредством механизма инвестиционного рынка.
Инвестиционный рынок – сложное динамичное экономическое явление, которое характеризуется такими основными элементами, как инвестиционный спрос и предложение, конкуренция, цена и их определенным соотношением.
Посредством инвестиционного рынка в рыночной экономике осуществляется кругооборот инвестиций (рис. 2), т.е. преобразование инвестиционных ресурсов (инвестиционный спрос) во вложения, определяющие будущий прирост капитальной стоимости (реализованные инвестиционный спрос и предложение).
Производство продукции, товаров, услуг |
Инвестиционный рынок Размещение инвестиций Реализация инвестиционного спроса и предложения |
Финансовые инструменты: акции, облигации, другие ценные бумаги, банковские вклады и др. |
Реализация продукции Получение эффекта (дохода) Распределение дохода |
Получение дохода (в виде процентов, дивидендов) |
Формирование инвестиционного спроса |
Рис. 2. Кругооборот инвестиций в рыночной экономике
Конъюнктура инвестиционного рынка – совокупность факторов, определяющих сложившееся соотношение спроса, предложения, уровня конкуренции и объемов реализации на инвестиционном рынке или сегменте инвестиционного рынка.
Цикличность и изменчивость инвестиционного рынка обусловливают необходимость постоянного изучения текущей конъюнктуры и прогнозирования будущей конъюнктуры. Конъюнктурный цикл инвестиционного рынка включает четыре стадии:
1) подъем конъюнктуры;
2) конъюнктурный бум;
3) ослабление конъюнктуры;
4) спад конъюнктуры.
Подъем конъюнктуры инвестиционного рынка происходит в связи с общим повышением деловой активности в экономике. Он проявляется в увеличении спроса на объекты инвестировании, росте цен на них, оживлении инвестиционного рынка.
Конъюнктурный бум выражается в резком возрастании объемов реализации на инвестиционном рынке, в увеличении предложения на объекты инвестирования при опережающем росте спроса, в повышении цен на объекты инвестирования, доходов инвесторов и инвестиционных посредников.
Ослабление конъюнктуры происходит при снижении инвестиционной активности в результате общеэкономического спада. Эта стадия характеризуется относительно полным удовлетворением спроса на объекты инвестирования при некотором избытке их предложения, стабилизацией, а затем снижением цен на объекты инвестирования, уменьшением доходов инвесторов и инвестиционных посредников.
Спад конъюнктуры на инвестиционном рынке отличается критически низким уровнем инвестиционной активности. На этой стадии цены на инвестиционные объекты существенно снижаются, доходы инвесторов и инвестиционных посредников падают, а инвестиционная деятельность становится убыточной.
Инвестиционный спрос.
Различают потенциальный и реальный инвестиционный спрос.
Потенциальный инвестиционный спрос отражает величину аккумулированного экономическими субъектами дохода, который можетбыть направлен на инвестирование, и составляет потенциальный инвестиционный капитал.
Реальный инвестиционный спрос характеризует действительную потребность хозяйственных субъектов в инвестировании и представляет собой инвестиционные ресурсы, которые непосредственно предназначены для инвестиционных целей – планируемые или преднамеренные инвестиции.
Факторы, влияющие на инвестиционный спрос:
– ожидаемый темп инфляции. Повышение темпов инфляции вызывает обесценение доходов, которые предполагается получить от инвестиций. Поэтому рост темпов инфляции, а также инфляционных ожиданий препятствует активизации инвестиционной деятельности.
– функционирование финансового рынка. Особенно важную роль при этом играют банки, которые могут использовать не только сбережения, но и обращающиеся денежные средства, эмиссию. Конъюнктура фондового и кредитного рынков воздействует на объем и структуру инвестиций.
– процентная и налоговая политика государства. Регулирование процентных и налоговых ставок – важный рычаг государственного воздействия на инвестиционный спрос. Снижение налогов на прибыль увеличивает долю накоплений предприятий, направляемых на инвестирование.
– норма ожидаемой прибыли. Воздействует на инвестиционный спрос на микроэкономическом уровне. Она является побудительным мотивом осуществления инвестиций. Чем выше норма ожидаемой чистой прибыли, тем больше инвестиционный спрос.
Инвестиционное предложение – это совокупность объектов инвестирования во всех его формах (вновь создаваемые и реконструируемые основные фонды, оборотные средства, ценные бумаги, научно-техническая продукция, имущественные и интеллектуальные права и др.). Объекты инвестиционной деятельности отражают спрос на инвестиционный капитал.
Воплощая инвестиционный спрос и предложение, инвестиционный капитал и объекты инвестиционной деятельности находятся на противостоящих полюсах инвестиционного рынка.
Инвестиционный рынок можно рассматривать:
– как рынок инвестиционного капитала, размещаемого инвесторами,
– как рынок инвестиционных товаров, представляющих объекты вложений инвесторов (рис. 3).
Основные объекты инвестирования |
Рынок объектов реального инвестирования |
Рынок объектов финансового инвестирования |
Рынок капитальных вложений |
Денежный рынок |
Рынок недвижимости |
Рынок прочих объектов финансового инвестирования |
Фондовый рынок |
Рынок прочих объектов реального инвестирования |
Рис. 3. Структура инвестиционного рынка