Сущность и понятия Всеобщего управления качеством
Стремление стимулировать производство товаров, конкурентоспособных на мировых рынках, инициировало создание нового общеорганизационного подхода непрерывного повышения качества всех организационных процессов, производства и сервиса. Этот метод получил название — всеобщего управления качеством
Total Quality Management — подход к руководству организацией, нацеленный на качество, основанный на участии всех её членов и направленный на достижение долгосрочного успеха путём удовлетворения требований потребителя и выгоды для членов организации и общества.
Главная идея TQM состоит в том, что организация должна работать не только над качеством продукции (услуг), но и над качеством работы в целом, включая работу персонала.
Постоянное параллельное усовершенствование трёх составляющих:
качества продукции (услуг),
и уровня квалификации персонала — позволяет достичь более быстрого и эффективного развития деятельности организации.
|
|
Преимущества TQM. Краткосрочные и долгосрочные выгоды есть в любом стиле управления. Всеобщее управление качеством даёт несколько краткосрочных преимуществ, однако, большинство преимуществ этого подхода долгосрочны, и эффект от них ощутим только после их благополучной реализации. В больших организациях может уйти несколько лет, прежде чем долгосрочные выгоды дадут эффект.
1. Долгосрочные выгоды, ожидаемые от применения Всеобщего управления качеством, — это более высокая продуктивность, повышение морального тонуса коллектива, уменьшение затрат и рост доверия заказчика. Эти выгоды могут привести к популяризации и повышению статуса предприятия в обществе.
2. Всеобщее управление качеством приветствует создание атмосферы энтузиазма и удовлетворения выполненной работой с привлечением инструментов премирования и награждения за творческий подход. Если неудачи в результате экспериментов сотрудников воспринимаются как часть обучающего процесса, сотрудники перестают стесняться творчески подходить к разработке новых идей.
3. Вместо того чтобы скрывать ошибки от руководства или оттягивать их огласку, что приводит к перерастанию мелких ошибок в большие проблемы, сотрудники терпеливо подходят к решению проблем, пробуя исправить их снова и снова. Если сотрудники чувствуют, что являются частью организации, они ощущают себя нужными, работа приносит им удовлетворение, что может в свою очередь повысить её качество.
4. При Всеобщем управлении качеством широко применяется командный подход, передающий, с одной стороны, работникам опыт решения проблем их коллегами и, с другой стороны, позволяющий им применить свои знания и опыт в ходе совместных усилий. TQM даёт организации большую гибкость в решении проблем и повышает качество условий работы для всех сотрудников.
|
|
5. Всеобщее управление качеством может быть «генератором прибыли» даже для общественных организаций. Фактически сам подход не создает прибыли, но если ему следовать должным образом, можно выявить дорогостоящие процессы и найти способы сбережения средств. Неизбежные издержки TQM — это расходы на выполнение рутинных операций. Вообще говоря, для общественных организаций сбережённые ресурсы и средства могут рассматриваться как «прибыль».
Существует несколько различных описаний TQM, используемых специалистами США, Европы и Японии. Вот одно из определений TQM:
«Total quality maпagemeпt - это система действий, направленных на достижение удовлетворения и восхищения потребителей (клиентов), рост возможностей работников, более высокие, долговременные доходы и меньшие затраты».
Всё перечисленное и есть главные цели любого бизнеса.
Рассмотрим ещё одно определение TQM, взятое из ранней версии международных стандартов ИСО - МС ИСО 8402 «Менеджмент качества и обеспечение качества. Словарь» (ныне действует редакция ИСО 9000: 2008 г.):
«TQM (всеобщее руководство качеством) - подход к руководству организацией, нацеленный на качество, основанный на участии всех её членов и направленный на достижение долгосрочного успеха путём удовлетворения потребителя и выгоды для всех членов организации и общества».
В примечаниях к понятию TQM из упомянутого стандарта указывается, что:
1. «Все члены» означает персонал во всех подразделениях и на всех уровнях организационной структуры.