И ощущаемое качество

Эстетичность,

Обслуживаемость,

Долговечность,

Конструктивные особенности,

Эксплуатационные характеристики,

Суммарные потери общества.

Качество — сложное и многогранное понятие. Традиционно называют восемь различных аспектов качества:

надёжность,

соответствие техническим тре­бованиям,

Значение каждого аспекта определяется природой продукта и потребностями заказчика (покупателя). Смысл термина «качество» зави­сит от контекста, в котором он употребляется. Возможно, не существует единого определения, охватывающего все идеи, заключенные в слове «ка­чество».

Г. Тагути обращает внимание специалистов на очень важную меру каче­ства — потери, обусловленные продуктом. Согласно Г. Тагути, «качество — это потери, нанесённые обществу с момента поставки продукта». Такое определение выглядит странным, так как термин «качество» в своем смыс­ловом значении содержит «желательность», в то время как «потери» ассо­циируются с «нежелательностью».

Суть данного определения в том, что вызываемые продуктом потери для общества с момента его поставки за­казчику обусловливают его (продукта) желательность. Чем меньше потери, тем более желателен продукт. К потерям общества мож­но отнести: несоответствие требованиям с точки зрения пригодности к использованию; отклонения от нормального функционирования; вредное воздействие продукта и т.п. Все потери, вызванные неудовлетворитель­ными рабочими характеристиками продукта, должны быть отнесены к ат­рибутам его качества.

Определение Г, Тагути выглядит недостаточно полным, поскольку в нём не рассматриваются потери общества в процессе производства продукта. Сырьё, энергия и труд, затрачиваемые на изготовление непригодного продукта, — это потери общества. К ним приводят также токсичные вещества, вырабатываемые в процессе производства. Определение Г. Тагути следова­ло бы расширить в целях включения в него потери общества на этапе производства.

Взгляд на качество с общественной точки зрения является концепту­ально всеобъемлющим. В соответствии с ней, цель управления качеством состоит в сокращении суммарных общественных затрат, а функция управ­ления качествомв поиске и внедрении новых методов, приносящих обществу «чистую» выгоду. Эффективная программа управления качеством даёт обществу больше, чем затраты на её реализацию, и это выгодно всем.

Учитывая выше изложенное, можно искать новый подход к вопросу о капиталовложениях в проекты улучшения качества. Эти вложения оправданы до тех пор, пока сбережения, полученные заказчиком в результате улучшений, больше стоимости самих улучшений.

Например изготовитель отгружает товар, который приносит заказчику (покупателю) потери в одну тыс. руб., в то время как затраты изготовителя на мероприятия по предупреждению потерь заказчика равны 200 руб.; при этом потери общества составят 800 руб. (1000 — 200). За неистраченные на предупреждение 800 руб. изготовитель может расплатиться потерей доверия заказчика, а, следовательно, и потерей миллионов рублей на рынке.

Намного луч­шие результаты дают проекты улучшения качества, которые рассчитыва­ются на длительную перспективу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: