Объём работ по техническому обслуживанию и ремонту дорожных машин необходим для определения потребности в рабочих, передвижных мастерских, заправочных средствах и оборудовании для стационарных мастерских. Он определяется в номенклатурном и трудовом (чел∙часах) выражении.
Расчет производственной программы ведется по каждой группе машин одной марки или близких по своему характеру.
4.2.1. Нормативы проведения технических обслуживаний и ремонтов дорожных машин
Таблица периодичности, трудоемкости и продолжительности технических обслуживаний и ремонтов дорожных машин составляется на основании норм, которые даны в «Рекомендациях по организации технического обслуживания и ремонта дорожных машин», 2007 г. (см. Приложение И)
Для облегчения работ с нормативами представлены примеры дорожных и строительных машин по их техническим характеристикам в приложении К.
4.2.2. Определение фактического времени работы машин в сутки.
Расчет ведется по формуле (3)
ТФ = ТСМ∙n∙КВ (3)
|
|
где ТФ - фактическое время работы машины в сутки, ч.;
ТСМ - продолжительность рабочей смены, ч.;
n - количество смен работы машин в сутки;
КВ – коэффициент использования сменного времени;
4.2.3. Корректирование периодичности, трудоемкости и продолжительности ТО и ремонта дорожных машин.
Корректирование периодичности проведения ТО и ремонтов машин.
Периодичность технических обслуживаний и ремонтов необходимо откорректировать по фактическому времени работы машин в сутки.
Периодичность технических обслуживаний и ремонтов должны быть кратными фактическому времени работы машин в сутки и между собой. Периодичности ТО и ремонтов корректируют по формулам (4-7)
Периодичность ТО -1
Ц1» Т1н /Тф; Т1 = Ц1 ∙ Тф (4)
Периодичность ТО -2.
Ц2» Т2н /Т1; Т2 = Ц2 ∙ Т1 (5)
Периодичность ТО -3 и ТР.
Ц3» Ттн /Т2; Тт = Т3 = Ц3 ∙ Т2 (6)
Периодичность КР
Ц4» Ткн /Тт; Тк = Ц4 ∙ Тт (7)
где Ц1, Ц2, Ц3, Ц4 – целые числа (округлять по правилам математики);
Т1н, Т2н, Ттн и Ткн – нормативные периодичности проведения соответственно ТО-1, ТО-2, текущего ремонта (Т) и капитального ремонта (К), ч.;
ТФ - фактическое время работы машины в сутки, ч.;
Т1, Т2, Т3, Тт и Тк – откорректированные периодичности проведения соответственно ТО-1, ТО-2, ТО-3, текущего ремонта (Т) и капитального ремонта (К), ч.;
По формулам 4-7 необходимо произвести расчеты для машин с различными периодичностями.
Корректирование трудоемкостей и продолжительностей проведения технических обслуживаний и ремонтов дорожных машин
Показатели трудоемкости и продолжительности ТО и ремонтов машин, определены на основе обработки статистических данных с учетом условий проведения работ на эксплуатационных базах, в организациях, эксплуатирующих смешанные парки с количеством 100-250 машин в центральной природно-климатической зоне России.
|
|
Типовые нормы трудоемкости и продолжительности капитальных ремонтов определены на основе обработки статистических данных и применительны к ремонтным предприятиям, ремонтирующим до 100 машин одной модели в год.
Для строительных организаций, условия которых отличаются от условий указанных выше, производится корректировка показателей с помощью корректирующих коэффициентов К1 и К2, которые приведены в приложении М.
При корректировке определяют результирующий коэффициент, который получается перемножением отдельных коэффициентов по формуле (8).
К = К1 * К2 (8)
Корректировка показателей производится умножением значений граф 5 и 6 приложения И на результирующий коэффициент К. Результаты вычислений сразу вписать в таблицу 2 «Откорректированные показатели трудоемкости и продолжительности выполнения ТО и ремонтов машин» курсового проекта.
Примечание – на коэффициент К не умножаются значения трудоемкости и продолжительности проведения капитального ремонта дорожных машин, так как данный ремонт будет производится на ремонтных заводах или на заводах-изготовителях.
4.2.4. Откорректированные нормативы проведения технического обслуживания и ремонта дорожных машин
В данном пункте необходимо составить таблицу нормативов проведения технического обслуживания и ремонта дорожных машин, в соответствии с значениями полученными в предыдущем пункте таблица имеет следующий вид.
Таблица 2
Откорректированные нормативы проведения технического обслуживания и ремонта дорожных машин
№ п.п. | Наименование машины и ее индекс | Виды ТО и ремонта | Периодич ность выполнения ТО и ремонта, час | Трудоемкость выполнения одного ТО и ремонта, чел∙час | Продолжи-тельность проведения ТО и ремонта, час (смен) |
… |
Для определения продолжительности проведения ТО и ремонта машин в сменах необходимо значения графы 6 разделить на 8 часов – продолжительность рабочей смены стационарной мастерской (округлять до десятых долей числа).
4.2.5. Число часов возможной работы машин в году.
Возможные часы работы машин в году принимаются из планов работы машин предприятия, который даётся ему вышестоящей организацией, а также из справочной литературы [6] МДС 12-13-2003 Годовые режимы работы строительных машин или [11]. (см. приложение Л).
Затем определяются возможные часы работы всех машин данной марки по формуле (9)
Тг = Аи × ТгI, (9)
где Тг – возможные часы работы всех машин одной марки;
Аи – число машин одной марки.
ТгI – возможные часы работы машин в году. (см. Приложение Л)
Результаты вычислений сразу вносить в таблицу 3 курсового проекта
Таблица 3
Возможные часы работы машин в году
№ пп | Наименование машин и ее индекс | Аи | ТгI, час. | Тг, час. |
… |
4.2.6. Определение количества технических обслуживаний и ремонтов на группу дорожных машин.
Количество планируемых на текущий год технических обслуживаний и ремонтов на всю дорожных группу машин (производственная программа по ТО и ремонту основных машин в номенклатурном выражении) рассчитывается по следующим формулам (10-15), а производственная программа по ТО и ремонту сезонных машин – по формулам (16-19)
Для дорожных и строительных машин:
Количество капитальных ремонтов: Nк = Тг / Тк (10)
Количество текущих ремонтов: Nт = Тг / Тт - Nк (11)
|
|
Количество сезонных обслуживаний: NСО = 2×Аn (12)
Количество технических обслуживаний ТО-3: N3 = Nт (13)
Количество технических обслуживаний ТО-2: N2 = Тг / Т2 - Nк - Nт (14)
Количество технических обслуживаний ТО-1: N1 = Тг / Т1 - Nк - Nт - N2 (15)
Для сезонных машин:
Количество текущих ремонтов: Nт = Аn (16)
Количество сезонных обслуживаний: NСО = 2×Аn (17)
Количество технических обслуживаний ТО-2: N2 = Тг / Т2 - Nт (18)
Количество технических обслуживаний ТО-1: N1 = Тг / Т1 - Nт - N2 (19)
где Nк, Nт , NСО, N3, N2, N1 – количество соответственно капитальных ремонтов, текущих ремонтов, сезонных обслуживаний, ТО-3, ТО-2 и ТО-1;
Тг – возможные часы работы машин данной группы в году, ч. (принять из таблицы 3, графы 5);
Тк, Тт, Т2 и Т1 – откорректированные периодичности проведения, соответственно капитального ремонта (К), текущего ремонта (Т), ТО-2 и ТО-1, ч. (принять из таблицы 2 графы 4).
Аn – количество машин одной марки (принять из таблицы 3, графы 3)
Расчет производить по каждой группе машин.
Примечание – Результаты расчета округлять до целого числа, в меньшую сторону (десятые доли числа отбрасываются), так как запланированной наработки не достаточно до начала проведения соответствующего ТО или ремонта.
4.2.7. Расчет годовой производственной программы по ТО и ремонту дорожных машин в трудовом выражении в чел.-час.
Годовая производственная программа по ТО и ремонтам определяется по формулам (19-23)
Пт = Nт × tт (19)
ПСО = NСО × tСО (20)
П3 = N3 × t3 (21)
П2 = N2 × t2 (22)
П1 = N1 × t1 (23)
где Пт, ПСО, П3, П2, П1 - производственная программа в трудовом выражении соответственно по текущему ремонту, сезонному обслуживанию, ТО-3, ТО-2, ТО-1
tт, tСО, t3, t2, t1 - откорректированная трудоемкость соответственно одного, текущего ремонта СО, ТО-3, ТО-2 и ТО-1 соответственно.
Расчет производить до десятых долей. Результаты расчета производственной программы сводятся в общую таблицу 4.
4.2.8. Сводная ведомость годовой производственной программы по ТО и ремонту дорожных машин.
В таблице 4 необходимо найти общую годовую программу по текущему ремонту, сезонному обслуживанию, ТО-3, ТО-2 и ТО-1. т.е. найти сумму по графам 3, 4, 5, 6 и 7 данные значения необходимо внести в строку «Итого» таблицы. Затем данные значения увеличить на 25%.
|
|
Таблица 4
Производственная программа по ТО и ремонту дорожных машин (чел•час).
№ пп | Наименование машины и её индекс | Годовая программа | ||||
Пт | ПСО | П3 | П2 | П1 | ||
… | ||||||
n | ||||||
Итого | ||||||
С увеличением на 25% |
Программу по техническому обслуживанию и текущему ремонту увеличивают на 25%. Это необходимо, потому, что мастерская будет выполнять внеплановые заявки, изготовлять приспособления и инструменты для ТО и ремонта машин и производить ТО и ремонт старого оборудования, стендов и другого оборудования мастерской.
4.2.9. Расчет годового объёма работ на зонах, участках, отделениях или передвижных мастерских по ТО и ремонту дорожных машин.
Годовая программа для зон, участков, отделений и передвижных мастерских определяется по формулам (24-27)
(24)
(25)
(26)
(27)
где ПУчДМ – годовой объём работ на участке или зоне, чел•час;
ПТРПМ – производственная программа для передвижной мастерской, которая производит текущий ремонт машин, чел•час;
ПТОПМ – производственная программа для передвижной мастерской, которая производит техническое обслуживание машин, чел•час;
Пдиагн.ПМ. – производственная программа передвижной диагностической мастерской, чел•час;
Пт, П3, П2, ПСО – производственная программа работ, увеличенная на 25%, соответственно по текущему ремонту, ТО-3, ТО-2 и сезонному обслуживанию, чел•час; (принимаются из таблицы 4 графы 3, 5, 6, 2 – соответственно)
80 и 20 – это доля работ от общей программы, которая выполняется в стационарной мастерской, %;
3 и 15 – доля работ по диагностированию от программы по текущему ремонту и техническому обслуживанию мастерской. Приняты в соответствии с рекомендациями и опытом «Сельхозтехники» и предприятий автомобильного и дорожного транспорта, %.
а1 и а2 – это доли данного вида работ от общей производственной программы стационарной мастерской (Приложение Н);
Распределение трудоёмкости ТО и текущих ремонтов дорожных машин по видам работ производится согласно рекомендаций, которые даны в [7. стр78-81] «Проектирование предприятий по эксплуатации дорожных машин». Но парк дорожных машин обычно бывает разномарочный и в таблицах имеется распределение не на все машины, поэтому можно принять средние данные, близкие к табличным, которые приведены в приложении М.
Пример: произвести расчет годовой производственной программы по техническому обслуживанию и ремонту дорожных машин.
Исходные данные:
Автогрейдер ДЗ-98 – 25 шт.
Бульдозер ДЗ-42А – 20 шт.
Трактор Б-10 – 10 шт.
Каток ДУ-98 – 10 шт.
Автомобиль ЗиЛ-431410 – 10 шт.
Район расположения – Тюменская область.
ТСМ = 8 час;
n = 2;
КВ = 0,85;
Определяем нормативы проведения ТО и ремонтов дорожных машин
Таблица 5
Нормативы проведения ТО и ремонтов дорожных машин
№ п.п. | Наименование машины и ее индекс | Виды ТО и ремонта | Периодичность выполнения ТО и ремонта, час | Трудоемкость выполнения одного ТО и ремонта, чел∙час | Продолжительность проведения ТО и ремонта, час |
Автогрейдер ДЗ-98. | ТО-1 ТО-2 СО Т в т.ч. ТО-3 К | 2 раза в год - | - | ||
Бульдозер ДЗ-42А. | ТО-1 ТО-2 СО Т в т.ч. ТО-3 К | 2 раза в год - | 9,5 | - | |
Продолжение табл. 5 | |||||
Трактор Б-10 | ТО-1 ТО-2 СО Т в т.ч. ТО-3 К | 2 раза в год - | 1,6 6,4 - | ||
Каток ДУ-98 | ТО-1 ТО-2 СО Т | 2 раза в год | 1,5 |
Определяем фактическое время работы дорожных машин в сутки.
Расчет ведется по формуле (3)
ТФ = 8∙2∙0,85 = 14 ч.
Корректируем периодичности технических обслуживаний и ремонтов с учетом фактического времени работы машины в сутки.
Расчет ведется по формулам (4-7)
Для машин с периодичностью 50, 250, 1000, 6000 ч.
Периодичность ТО-1 – 50 ч.
50/14» 4; 4*14 = 56 ч.
Периодичность ТО-2 – 250 ч.
250/56» 4; 4*56 = 224 ч.
Периодичность ТО-3 и текущего ремонта – 1000 ч.
1000/224» 4; 4*224 = 896 ч.
Периодичность капитального ремонта – 6000 ч.
6000/896» 7; 7*896 = 6272 ч.
Для машин с периодичностью 100, 500, 1000, 8000 ч.
Периодичность ТО-1 – 100 ч.
100/14» 7; 7*14 = 98 ч.
Периодичность ТО-2 – 500 ч.
500/98» 5; 5*98 = 490 ч.
Периодичность ТО-3 и текущего ремонта – 1000 ч.
1000/490» 2; 2*490 = 980 ч.
Периодичность капитального ремонта – 8000 ч.
8000/980» 8; 8*980 = 7840 ч.
Для машин с периодичностью 125, 500, 1000, 6000 ч.
Периодичность ТО-1 – 125 ч.
125/14» 9; 9*14 = 126 ч.
Периодичность ТО-2 – 500 ч.
500/126» 4; 4*126 = 504 ч.
Периодичность ТО-3 и ТР – 1000 ч.
1000/504» 2; 2*504 = 1008 ч.
Периодичность КР – 6000 ч.
6000/1008» 6; 6*1008 = 6048 ч.
Производим корректирование показателей трудоемкости и продолжительности проведения ТО и текущего ремонта строительных машин.
Определяем корректировочные коэффициенты по приложению М:
Так как количество машин в смешанном парке Аn = 75 шт., то К1 = 1,05
Учитывая природно-климатические условия машин, согласно приложения З, коэффициенты корректирования К2 = 1,1.
Определяем корректировочный коэффициент К по формуле 8
К=1,05*1,1=1,16
Таблица 6
Откорректированные показатели трудоемкости и продолжительности выполнения ТО и ремонтов машин.
№ п.п. | Наименование машины и ее индекс | Виды ТО и ремонта | Периодичность выполнения ТО и ремонта, час | Трудоемкость выполнения одного ТО и ремонта, чел∙час | Продолжительность проведения ТО и ремонта, час (смен) |
Автогрейдер ДЗ-98. | ТО-1 ТО-2 СО Т в т.ч. ТО-3 К | 2 раза в год - | 11,6 452,4 46,4 | 5,8 (0,7) 9,3 (1,1) 17,4 (2,2) 54,5 (6,8) - 80 (10) | |
Бульдозер ДЗ-42А. | ТО-1 ТО-2 СО Т в т.ч. ТО-3 К | 2 раза в год - | 4,64 11,02 27,84 24,36 | 2,32 (0,3) 4,6 (0,6) 10,4 (1,3) 46,4 (5,8) - 60 (7,5) | |
Трактор Б-10 | ТО-1 ТО-2 СО Т в т.ч. ТО-3 К | 2 раза в год - | 4,64 16,24 46,4 440,8 34,8 | 1,9 (0,2) 7,4 (0,9) 13,9 (1,7) 62,0 (8,1) - 104 (13) | |
Каток ДУ-98 | ТО-1 ТО-2 СО Т | 2 раза в год | 3,48 11,6 27,84 | 1,7 (0,2) 5,8 (0,7) 8,1 (1,0) 30,1 (3,8) |
Таблица 7
Возможные часы работы машин в году.
№ пп | наименование машин | Аи | ТгI | Тг |
Автогрейдер ДЗ-98. | ||||
Бульдозер ДЗ-42А. | ||||
Трактор Б-10 | ||||
Каток ДУ-98 |
Производим расчет годовой производственной программы в номенклатурном выражении.
Для основных машин расчет производим по формулам (10-15)
По автогрейдерам ДЗ-98.
Nк = 43875/ 7840 = 5
Nт = 43875/ 980 - 5 = 39
NСО = 2×25 = 50
N3 = Nт = 39
N2 = 43875 / 490 - 5 - 39 = 45
N1 = 43875 / 98 - 5 - 39 - 45 = 358
По бульдозерам ДЗ-42А
Nк =64000 / 6272 = 10
Nт = 64000 / 896 - 10 = 61
NСО = 2×20 = 40
N3 = Nт = 61
N2 = 64000 / 224 - 10 - 61 = 214
N1 = 64000 / 56 - 10 – 61 - 214 = 857
По тракторам Б-10
Nк =31150 / 6048 = 5
Nт = 31150 / 1008 - 5 = 25
NСО = 2×10 = 20
N3 = Nт = 25
N2 = 31150 / 504 - 5 - 25 = 31
N1 = 31150 / 126 - 5 - 25 - 31 = 186
Для сезонных машин расчет производим по формулам (16-19)
По каткам ДУ-98
Nт = 10
NСО = 2×10 = 20
N2 = 13800 / 224 - 10 = 51
N1 = 13800 / 56 - 10 - 51 = 185
Производим расчет производственной программы по ТО и ремонту в трудовом выражении, чел∙час.
По автогрейдерам ДЗ-98.
Пт = 39 × 452,4 = 17643,6 чел∙час.
П3 = 39 × 46,4 = 1809,6 чел∙час.
ПСО = 50 × 58 = 2900 чел∙час.
П2 = 45 × 29 = 1305 чел∙час.
П1 = 358 × 11,6 = 4152,8 чел∙час.
По бульдозерам ДЗ-42А
Пт = 61 × 406 = 24766 чел∙час.
П3 = 61 × 24,36 = 1486 чел∙час.
ПСО = 40 × 27,84 =1113,6 чел∙час.
П2 = 214 × 11,02 = 2358,3 чел∙час.
П1 = 857 × 4,64 = 3976,5 чел∙час.
По тракторам Б-10
Пт = 25 × 440,8 = 11020 чел∙час.
П3 = 25 × 34,8 = 870 чел∙час.
ПСО = 20 × 46,4 = 928 чел∙час.
П2 = 31 × 16,24 = 503,4 чел∙час.
П1 = 186 × 4,64 = 863 чел∙час.
По каткам ДУ-98
Пт = 10 × 232 = 2320 чел∙час.
ПСО = 20 × 27,84 = 556,8 чел∙час.
П2 = 51 × 11,6 = 591,6 чел∙час.
П1 = 185 × 3,48 = 643,8 чел∙час
Таблица 8
Сводная ведомость по производственной программе технических обслуживаний и ремонтов дорожных машин.
№ п.п. | Наименование машины и её индекс | Годовая программа | ||||
Пт | ПСО | П3 | П2 | П1 | ||
автогрейдер ДЗ -98 | 17643,6 | 1809,6 | 4152,8 | |||
бульдозер ДЗ-42А | 1113,6 | 2358,3 | 3976,5 | |||
трактор Б-10 | 503,4 | |||||
каток ДУ-98 | 556,8 | - | 591,6 | 643,8 | ||
Итого | 55749,6 | 5498,4 | 4165,6 | 4758,3 | 9636,1 | |
с увелечением на 25% | 5947,9 | 12045,1 |