КАЛУЖСКИЙ ФИЛИАЛ
Кафедра сельскохозяйственной радиологии и экологии
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Методические указания
По изучению дисциплины и задания для контрольных работ
Студентам-заочникам агрономического, зооинженерного и экономического факультетов КФ РГАУ – МСХА
Имени К.А. Тимирязева
Калуга 2007 г.
Составители:
зав. кафедрой с/х радиологии и экологии, профессор Сюняев Н.К.
ассистент кафедры с/х радиологии и экологии Слипец А.А.
УДК 614.8.084
ББК 68.9
С98
Рецензенты:
доктор с/х наук, профессор Попова Л.Д.
кандидат биологических наук, доцент КГПУ им. К.Э. Циолковского Ергольская Н.В.
Учебно-методическое пособие
Методические указания по изучению дисциплины и задания для контрольных работ студентам-заочникам агрономического, зооинженерного и экономического факультета КФ РГАУ – МСХА
Калужский филиал РГАУ – МСХА им. К.А. Тимирязева
Составители Н.К. Сюняев, А.А. Слипец. Калуга 2006г.
Рекомендовано к изданию в открытой печати решением редакционно-издательской комиссии Ученого Совета Калужского филиала РГАУ – МСХА им. К.А. Тимирязева. Протокол № от 2006г. Председатель РИК – профессор Брылев А.А.
|
|
ВВЕДЕНИЕ
Безопасность жизнедеятельности (БЖД) – это наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой.
Техносфера – это окружающая среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социальных), способных оказывать прямое или косвенное воздействие на деятельность человека и его потомство.
Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» объединяет в единую структурно-логическую систему два курса: «Охрана труда и техника безопасности» и «Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях».
По курсу «Охрана труда и техника безопасности» студенты изучают воздействие вредных и опасных производственных факторов в конкретных условиях работы, способы защиты от них, а так же организацию труда при работе в различных отраслях экономики.
По курсу «Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях» студенты изучают мероприятия по защите и жизнеобеспечению населения при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях, а также действие населения в случае применения оружия массового поражения.
Безопасность жизнедеятельности приобрела практический интерес на самых ранних стадиях развития человечества. Так, например, некоторые научные труды Гиппократа (460-377 гг. до н.э), Аристотеля (384-322 гг. до н.э) и других ученых древности посвящены изучению условий труда. Медик эпохи Возрождения Парацельс (1493-1541 гг.) изучал опасности в горном деле, а немецкий врач и металлург Агрикола (1494-1555 гг.) в своей работе «О горном деле» изложил вопросы охраны труда.
|
|
На современном этапе в области охраны труда можно выделить следующие особенности:
1. Во многих странах в последние годы при подготовке специалистов и руководителей вопросам охраны труда уделяется все больше внимания;
2. В развитых странах охрана труда экономически выгодна, а статус специалиста в области безопасности труда выше, чем других специальностей.
В нашей стране курс дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" введён в программу обучения для технических, сельскохозяйственных и экономических специальностей высших учебных заведений на основе приказа Государственного комитета по образованию от 9 июля 1990 года. В курс БЖД были включены вопросы таких дисциплин как «Охрана труда и техника безопасности», «Охрана окружающей среды» и «Гражданская оборона». Позднее, для ряда специальностей вузов, вопросы охраны окружающей среды вошли в отдельный курс – «Экология». Современный специалист АПК должен хорошо владеть методами защиты от опасностей техногенного и природного характера.
Целесообразность издания данных методических указаний определяется недостатком соответствующих учебных пособий для студентов заочных форм образования в Калужском филиале РГАУ – МСХА им. К.А. Тимирязева, а также естественная потребность в них студентов-заочников агрономического, зооинженерного и экономического факультетов при самостоятельном выполнении контрольных работ.