Поперечные профили земляного полотна

Поперечные профили земляного полотна вычерчиваются для характерных участков трассы, определенных по продольному профилю, в масштабе 1:100.

Основные параметры поперечного профиля определяют с учетом категории проектируемой дороги (таблица 2).

Согласно техническим условиям сельскохозяйственные дороги первой группы проектируют однополосными с шириной проезжей части 4,5 м, шириной обочин по 1,75 м; дороги второй группы – с шириной проезжей части 4,5…3,5 м, шириной обочин по 1,75…1,5 м. Иногда одну из обочин проектируют уширенной до 3…4 м для движения тракторных агрегатов.

Величина поперечного уклона проезжей части дороги зависит от типа покрытия. Асфальто- и цементобетонные покрытия устраивают с уклоном 1,5…2,0%, мостовые, грунтовые и покрытия из местных материалов – с уклоном 3…4%. Поперечный уклон обочин принимают на 1…3% больше уклона проезжей части.

Рациональный поперечный профиль земляного полотна выбирается по типовым проектным решениям в зависимости от климатических, геологических и гидрогеологических условий района.

Высоту насыпи рекомендуется принимать с учетом дорожно-климатической зоны, типа местности и почвенно-грунтовых условий.


Независимо от дорожно-климатической зоны в сухих местах без избыточного увлажнения (1-й тип местности) земляное полотно рекомендуется устраивать в насыпи высотой 0,2…0,3 м (в нулевых отметках).

В сырых местах с избыточным увлажнением в отдельные периоды года (2-й тип местности) и в мокрых местах с постоянным избыточным увлажнением (3-й тип местности) минимальную высоту бровки земляного полотна принимают по таблице 6.

Таблица 6

Наименьшее возвышение поверхности покрытия для различных дорожно-климатических зон и грунтов, м (СНиП 2.05.02-85)

Грунт земляного полотна или естественный грунт Дорожно-климатическая зона
II III IV V
Пески средние и мелкие, супеси легкие крупные, супеси легкие 1,1/0,9 0,9/0,7 0,75/0,55 0,5/0,3
Пески пылеватые, супеси пылеватые 1,5/1,2 1,2/1,0 1,1/0,8 0,8/0,5
Суглинки легкие, суглинки тяжелые, глины 2,2/1,6 1,8/1,4 1,5/1,1 1,1/0,8
Супеси тяжелые пылеватые, Суглинки легкие пылеватые, суглинки тяжелые пылеватые 2,4/1,8 2,1/1,5 1,8/1,3 1,2/0,8

Примечание: в числителе указано возвышение поверхности покрытия над поверхностью земли, в знаменателе – над уровнем грунтовых или длительно стоящих (более 30 сут.) поверхностных вод.

Типовые поперечные профили земляного полотна в насыпи показаны на рис. 6

Грунтовые профилированные дороги в сухих местах и в пределах населенных пунктах устраивают насыпи высотой до 0,6 м с треугольными кюветами (рис. 6, а).

В недренирующих грунтах (глины, суглинки, пески пылеватые) при интенсивных осадках и высоком уровне грунтовых вод насыпи высотой до 0,8 м устраивают с трапецеидальными кюветами (рис. 6, б).

При высоте насыпи до 1,5 м применяют кювет-резервный профиль. При возведении насыпи из привозных грунтов, а также на подходах к мостам и трубам при высоте насыпи до 1 м применяют бескюветный профиль.

При пересечении пониженных мест и на подходах к искусственным сооружениям насыпи высотой от 1,0 до 6…10 м выполняют с бермами. Насыпи высотой от 6 до 12 м обычно устраивают с откосами переменной крутизны.

При проектировании дороги на косогоре с нагорной стороны необходимо предусмотреть нагорную канаву.

Рис 6. Типичные поперечные профили


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: