Опыт 1.
Цель опыта: выяснить уровень обобщающей мыслительной деятельности младших школьников.
Методика проведения опыта. Дать учащимся I класса несколько картинок или предметов. Попросить выбрать среди них и положить вместе похожие друг на друга картинки. Затем нужно спросить каждого школьника: «Почему положил вместе эти картинки? Чем они похожи? Чем не похожи? Как можно назвать их одним словом?» Следует записать ответы школьников, проанализировать их, т. е. установить, какие мыслительные операции потребовались ребенку для выполнения задания: по каким признакам сравнивались между собой предметы, какие мыслительные действия потребовались для объединения их в группы. Таким путем можно выяснить уровень обобщения у учащихся.
Опыт II.
Цель опыта: выяснить, знает ли ребенок общие существенные признаки понятий (мебель,транспорт и др.) и умеет ли найти эти признаки в отдельных предметах, т. е. владеет ли он этими понятиями и умеет ли конкретизировать их.
Методика проведения опыта. Дать школьникам I класса несколько различных картинок, предложить подобрать соответствующие картинки к слезам (например: мебель, транспорт, игрушки, насекомые и др.) Анализируя, как решают учащиеся эту задачу, можно выяснить, почему ученик справился или почему не мог справиться с задачей.
|
|
Опыт III.
Цель опыта: выяснить, как изменяется содержание понятий у школьников в процессе обучения.
Методика проведения опыта. Попросить школьников I—IV классов ответить на вопрос «Что это такое?», т. е. дать определение понятий: лес, канал, колхоз, коллектив, Родина, друг. Учащиеся педучилища, проводящие опыт, должны, сравнив между собой ответы школьников разных классов, объяснить различия в ответах. Можно поставить перед студентами такие, например, вопросы: «Какие признаки понятий в своих определениях выделяют школьники I—IV.классов? В чем отличие содержания понятий у детей разных классов? От чего зависит изменение содержания одного и того же понятия у детей разного возраста?»