Вопрос 34. Факторы, влияющие на качество продукции

Высокое качество изделий предопределяется различными факторами, основными из которых являются:

- факторы технического характера (конструктивные, технологические, метрологические и т.д.);

- факторы экономического характера (финансовые, нормативные, материальные и т.д.);

- факторы социального характера (организационные, правовые, кадровые и т.д.).

Условия обеспечения качества более многочисленны. Сюда относятся:

- характер производственного процесса, его интенсивность, ритмичность, продолжительность;

- климатическое состояние окружающей среды и производственных помещений;

- интерьер и производственный дизайн;

- характер материальных и моральных стимулов;

- морально-психологический климат в производственном коллективе;

- формы организации информационного обслуживания и уровень оснащённости рабочих мест;

- состояние социально-материальной среды работающих.

Внешние факторы в условиях рыночных отношений также способствуют формированию качества продукции (если пред­приятие не является монополистом). К ним в первую очередь относятся: требования рынка, т.е. покупателей; конкуренция; нормативные документы в области качества продукции; необхо­димость завоевания достойного места как на внутреннем, так м на внешнем рынке; обеспечение имиджа фирмы в среде покупа­телей, деловых людей и др.

В основном внутренние и внешние факторы тесно связаны между собой и влияют на качество продукции.

Необходимо помнить, что на каждом этапе развития предп -риятия степень влияния этих факторов неодинакова. Поэтому соответствующие службы должны их ранжировать по степени влияния и отдавать предпочтение тем из них, которые в наиболь­шей степени влияют на качество продукции. Это позволит с меньшими затратами и более эффективно управлять качеством продукции.

Неотъемлемым атрибутом рыночной экономики признается конкуренция, и она играет важную позитивную роль. Конкуренция для предприятий служит значительной побудительной силой для ускорения НТП и выпуска конкурентоспособной продукции. За­ставляет не только внедрять все новое и передовое, но и наиболее рационально использовать все имеющиеся ресурсы предприятия.

Конкуренция в широком смысле слова означает соперничест­во в любой сфере деятельности. Если рассматривать конкурен­цию с чисто экономических позиций, то она означает соперничество между коммерческими организациями за наиболее выгод­ные условия производства и сбыта, за получение более выгодно­го заказа с целью упрочнения позиций на рынке и получения максимальной прибыли сейчас и в будущем.

Конкуренция и монополия образуют диалектическую общ­ность, постоянно противостоят друг другу на рынке и являются неотъемлемой чертой рыночных отношений. Стремление побе­дить в конкурентной борьбе ведет к установлению господствую­щего положения на рынке, захвату рыночной власти, образова­нию монополий.

Конкуренция на рынке выступает в различных формах и осу­ществляется различными методами. Она может быть внутриот­раслевой и межотраслевой. В первом случае речь идет о кон­куренции между аналогичными товарами, удовлетворяющими одну и ту же потребность, но различающимися по цене, качеству и ассортименту. Такую конкуренцию можно также назвать меж­фирменной, или предметной.

Во втором случае в конкурентную борьбу включаются товары различных отраслей, удовлетворяющие различные по­требности потребительского и производственного спроса, т.е. речь идет о борьбе за платежеспособный спрос населения и по­требности производства.

По методам осуществления конкуренцию можно подразде­лить на ценовую и неценовую. Ценовая конкуренция предпола­гает продажу товаров или предложение услуг по более низким ценам, чем конкуренты. Неценовая конкуренция основана на предложении товаров более высокого качества, с большими на­дежностью и сроками службы, с более высокой производитель­ностью.

В последнее время важную роль стали играть такие парамет­ры изделия, как экологичность, энергоемкость, эргономические и эстетические качества, безопасность. Большее, чем раньше, значение стали играть надежность и репутация фирмы-произво­дителя или поставщика, ее престижность. Важными инструмен­тами конкуренции становятся товарные знаки и торговые марки фирм.

Конкуренция играет очень важную роль в экономике только в том случае, если оно добросовестная. К сожалению, встречает­ся и недобросовестная конкуренция. Недобросовестная конку­ренция - это такие методы конкурентной борьбы, которые связа­ны с нарушением принятых на рынке норм и правил конкуренции. К таким методам относятся: продажа по ценам ниже себестоимости, или демпинг, с целью подрыва позиций конкурента и дальнейшего вытеснения его с рынка; злоупотребление господствующим положением на рынке, например, чрезмерное завышение цен или отказ осуществлять поставки; ложная информация и реклама; недобросовестное копирование (имитация) това­ров и продукции конкурентов; нарушение качества, стандартов и условии поставок товаров и услуг. Недобросовестная конкурен­ция в большинстве развитых стран запрещена законом.

Это требует комплексного подхода к обеспечению качества. Мировой опыт в этом отношении обобщен в международных стандартах ИСО серии 9000 на системы качества:

- ИСО 9001 "Система качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и (или) разработке, производстве, монтаже и обслуживании";

- ИСО 9002 "Система качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже";

- ИСО 9003 "Система качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях".

Обеспечение, управление и улучшение качества продукции на всех этапах жизненного цикла "петля качества" (в соответствии с ИСО 9004) показана на рис. 16.

Рис. 16. "Петля качества" по ИСО 9004

Базы для сравнения уровня качества новых изделий на различных этапах жизненного цикла приведены в табл. 4.

Таблица 4

Базы для сравнения уровня качества новых изделий

Стадии жизненного цикла База для оценки уровня качества Документы для оценки

НИР Уровень техники в перспективе Стандарты с перспективными

требованиями.

Отчёты по НИР.

ТЗ на ОКР ОКР Уровень законченных разработок Стандарты с перспективными

требованиями.

Проектная конструкторская

документация

Производство Уровень новой техники, освоенной Стандарты и ТУ

в производстве Рабочая конструкторская

документация

Эксплуатация Уровень новой техники, освоенной Стандарты и ТУ

в эксплуатации Эксплуатационная и ремонтно-

конструкторская документация

Рациональное управление качеством продукции основано на применении системы стандартов. Объектами государственной стандартизации являются конкретная продукция, нормы, правила, требования, методы, термины и т.п., предназначенные для применения в различных сферах. Государственные стандарты устанавливают показатели, соответствующие передовому уровню науки, техники и производства.

Опережающая стандартизация учитывает изменение во времени показателей качества объектов стандартизации. В опережающих стандартах устанавливаются перспективные показатели качества продукции и ступенчатые сроки освоения их промышленным производством.

Стандарты предприятия являются документами, регулирующими деятельность каждого предприятия. В них отражаются как требования государственных стандартов, так и особенности выпускаемой продукции и организационно-технический уровень предприятий. Объектами стандартов предприятия являются детали, сборочные единицы, нормы, требования и методы в области разработки и организации производства изделий, технологические процессы, нормы и требования к ним; ограничения по применяемой номенклатуре материалов, деталей; формы и методы управления и т.д. По своему содержанию стандарты предприятия подразделяются:

- на стандарты ТУ;

- параметров;

- типов;

- марок;

- сортаментов;

- конструкций и размеров;

- технических требований;

- правил приемки;

- методов испытаний;

- правил маркировки, упаковки и транспортировки;

- правил эксплуатации и ремонта и т.д.

В соответствии с требованиями стандартов продукция (почти все виды) подвергаются сертификации независимыми сертификационными центрами. Сертификации продукция подвергается периодически (например, раз в год или каждое 1000-е изделие), после чего продукция может быть продана на рынке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: