Геополитические ориентиры Украины

В конце ХХ в. в связи с кардинальними трансформациямив мире (распад СССР, изменение общественного строя в бывших социалистических странах, объединение Германии, все более тесной интеграцией стран ЕС и все более активным расширением Североатлантического альянса), Украина, как одно из новых государств, должна былаопределить свое место в изменившемся мире. Это место в значительной мере обуславливалось объективно: в Украинских Карпатах находится географический центр Европы, в Крыму - геополитический полюс Евразии, по территории занимает второе место в мире, уступая лишь России, географически расположена на континенте Евразия. В условиях уже сложившихся геополитических координат Украина, в соответствии со своїм географическим положением, должна была выбирать между двумя главными направлениями – евроазийским и евроатлантическим.

В евроазийском направлении важное место занимает сотрудничество с Россией. В 1997 г. был подписан Договор с Россией о дружбе, сотрудничестве и партнерстве, открывший широкие возможности для развития дружественных отношений в политической сфере как равноправных суверенних держав. Однако на дальнейшееразвитие украинско-российских отношений на рубеже ХХ-ХХІ в.в. стала оказывать существенное влияние ситуация в России. После отставки в конце 1999 г. Президента Российской Федерации Б.Ельцина избранный на этот пост В.Путин взял курс на восстановление сильного централизованного государства, претендующего на роль одного из полюсов силы в мировой политике. Это отразилось на отношениях со странами СНГ, в том числе и с Украиной: подход российского руководства стал более жестким, прагматичным. Например, поставки нефти, газа, стали нетолько средством экономического, нои политическогодавления. В2002 г. отношения между двумя странами стали особенно напряженными всвязи с территориальными притязаниями России на часть косы Тузла (Крым). Но современем обе стороны стали искать оптимальные пути для строительства своих отношений как двух равноправных партнеров на основе норм международногоправа, что выразилось, в частности, в увеличении объема товарооборота между двумя странами. Развитию этой тенденциипослужило подписаниев начале 2001 г. в Днепропетровске Президентами Украины и России «Соглашения», направленного на расширение сотрудничества в сфере ракетно-космической и авиационной техники. В январе 2003 г. в Киеве Президенты обеих стран подписали Договор о российско-украинской границе, а в декабре этого же года был подписан Договор между Украиной и Россией о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива. (Подписанием этого Договора была снята и «тузловская» проблема).

Необходимо обратить внимание на существование в России ряда политиков, которые рассматривают Украину не как независимое государство, а как временное государственное образование, которое обязательно возвратится в лоно Российской федерации (В.Жириновский, Ю.Лужков, К.Затулин и др.), что влияет и на менталитет российских граждан (согласно социологическому исследованию 70% россиян разделяет эту точку зрения). Безусловно, такие мнения не способствуют укреплению добрососедских отношений. Выразим надежду, что с избранием Президентом России в 2008 г. В.Медведева политика равноправного и взаимовыгодного партнерства между двумя странами получит дальнейшее развитие.

В евроазийском направлении Украина уделяет большое внимание отношениям с бывшими советскими республиками,создавшими после развала СССР Союз Независимых Государств –СНГ (декабрь 1991 г.).Эти отношения строятся на базе основополагающих документов: Основные направления внешней политики Украины, Концепция национальной безопасности, Соглашение о обобразовании Содружества Независимых государств

(8 декабря 1991 г.), которые дают возможность довольно полно реализовать национальные интересы Украины как в рамках Содружества, так и двухсторонних отношениях с отдельными государствами-участниками.

С самого начала организации СНГ Украина выступалас предложениями, предусматривающими трансформацию СНГв рациональный механизм экономического сотрудничества, направленного на создание зоны свободной торговли, что должно способствовать интеграции стран СНГ в мировое экономическое пространство. Эта политика получает все большую поддержкудругих стран – участниц, но пока еще не достигнуто эффективных результатов. Следует отметить, что Украинане есть стороной Договора о коллективной безопасности этих государств (15 мая 1991 г.). В тоже время она приняла участие в обсуждении вопросао выделении ассигнований на создание объединенной системы обороны государств СНГ, а также некоторых других военных вопросов.

В октябре 1997 г. был создан консультативный форум четырех государств - Грузии, Украины, Азербайджана и Молдовы (ГУАМ) - это попытка найти эффективные формы экономического сотрудничества в рамках евроазийского пространства. Сотрудничество Украины со странами СНГ и ГУАМ способствует гармонизации отношений как с Россией, так и с другими членами Содружества и не противоречит стремлению нашей странык интеграции в европейское сообщество.

Евроатлантическое направление. После провозглашения независимости европейский выборбыл провозглашен как главное направление внешней политики Украины, что определялось как всей предыдущей историей украинского народа, так и его жизненно важными интересами. (Уже в 1993 г. членство в Европейском Союзе было объявлено перспективной целью украинской внешней политики). Сегодня 27 государств Европы уверенно продвигаются по пути экономического и политического объединения, к созданию уникального межгосударственного сообщества с единым гражданством, валютой, внутренней и внешней политикой. (Основание этому сообществу было положено в 1951 г. созданием ЕСВС – Европейского Сообщества угля и стали, в которое вошлиБельгия,Западная Германия, Люксембург, Франция, Италия и Нидерланды. В 1992 г. Маастрихтский Договор создал ЕС – Европейский Союз). Отношения Украины и ЕСбазируются на ряде международных документов. В 1994 г.в Люксембурге было подписано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве ЕС с Украиной, а в 1999 г. высший орган ЕС – Европейский Совет – утвердил общую стратегию ЕС относительно Украины. Хотя в этом документе не утверждалось, что Украину в недалеком будущем пригласят стать полноправным членом ЕС, но в нем предусматривалась поддержка процесса демократических и экономических преобразований в стране, ее внутренней и внешней политики, правовых основ. В феврале 2005 г. Совет по вопросам сотрудничества Украина – ЕС принял «План действий Украина – ЕС». Важный шаг на пути интеграции в европейское и мировое содружество является принятие Украины в 2008 г. во Всемирную торговую Организацию – ВТО. Главная проблема в реализации евроинтеграционной стратегии Украины - это качественные преобразования в экономике и в обществе в целом: установление верховенства права, достижение устойчивых темпов экономического роста, преодолении коррупции, «теневой экономики», власти бюрократии, которые сегодня превышают параметры административной системы прошлых лет. Только преодоление этих крайне негативных явлений в социально-политической, экономической и правовой сферах может реально ускорить евроинтеграционный курс Украины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: