1. В начале 30-х г.г. ХХ в в противовес предыдущим школам сформировалось и получило широкое развитие гуманистическое направление в менеджменте.
В этом направлении выделено 2 этапа:
— школа человеческих отношений 1930-1950 г.г.
— школа поведенческих наук с 1950 — по настоящее время.
2. Одним из первых ученых, внедривших психологию в бизнес, промышленность и управление, была американский социолог Мери Роллет (1876-1933). Она много писала о творчестве, кооперации, координации, разрешении конфликтов, об участии рабочих в управлении.
3. Значительный вклад в развитие данной школы внесла группа промышленных психологов во главе с Элтоном Мейлом (1880-1949), профессором Гарвардской школы бизнеса. Основной выбор Мейла сводился к утверждению, что на производительность труда оказывает влияние не только материальное стимулирование, но главным образом социальные и психологические факторы.
Если Тейлор знал только 2 стимула: угроза наказания и денежное поощрение, то Мейло установил, что для рабочего психологический климат и моральный стимул являются не менее важными аргументами.
|
|
4. Развитие этого направления получило новый импульс после 2-й мировой войны. В связи с дальнейшим использованием методов поведенческих наук (психологии, социологии). К наиболее известным представителям этой школы можно отнести Ф. Герцберга, Н. Маслоу, Р. Блейка. Эти и многие другие ученые исследовали:
- социальное взаимодействие,
- мотивацию,
- характер власти и авторитетов,
- организационность структур,
- коммуникации в организации,
- лидерство,
- качество трудовой жизни.
5. Если школа человеческих отношений уделяла особое внимание межличностным связям, то школа поведенческих наук стремилось оказать помощь работнику в осознании и раскрытии собственных возможностей. Таким образом, главной целью школы было повышение эффективности организации за счет роста ее человеческих ресурсов.