ДЦП – группа заболеваний, различной этиологии, патогенезом и с различной клинической картиной возникающих в перинатальном периоде. ДЦП характеризуются двигательными нарушениями, возникающими на ранних этапах жизни вследствие поражения ЦНС и не являющимися результатом прогрессирующего и дегенеративного церебрального заболевания. Частота - 2,5 случая на одну тысячу новорожденных.
Причины:
1. Пренатальные инфекции, наследственные, нарушения развития мозга;
2. Перинатальные – асфиксия, приращение плаценты, эклампсия, низкая масса ребенка.
Проявления – нарушение движений, речи, координации, насильственные движения, тремор.
По типу двигательных нарушений выделяют следующие формы:
Диплегическая.
Гемиплегическая.
Гиперкинетическая
Мозжечковая.
Смешанная
Диплегическая форма (болезнь Литтля).
Возникает чаще после родовой травмы или асфиксии. Проявляется тетрапарезом с преимущественным поражением ног. Из-за мышечного гипертонуса ножки ребенка резко приведены одна к другой и перекрещенные. Дети плохо развиваются физически, поздно начинают ходить и сидеть. Речевые и психические отклонения могут быть умеренными.
|
|
Гемиплегическая форма
Характеризуется односторонним или двусторонним спастическим параличом. При такой форме ДЦП нарушена двигательная функция всех конечностей или по типу гемиплегии.
Гиперкинетическая форма
Проявляется различными гиперкинезами (хорея, атетоз) в сочетании с параличами.
Мозжечковая форма
Обусловлена поражением мозжечка и выражается нарушением координации, гипотонией мышц, нистагмом и скандированной речью.
Лечение симптоматическое.
Лечение должно начинаться как можно раньше, быть комплексным и планомерным. Основное значение придают психотерапии, ЛФК и физиотерапии Ноотропные, сосудистые препараты, витаминотерапия и т.д. Большое значение имеет реабилитация. Центры лечения ДЦП образованы в соответствии с национальной программой. В Курган такой центр имеется в 1 детской поликлинике.
Список литературы
1. Бортникова, С. М. Нервные и психические болезни [Текст]: учеб. пособие для студентов мед. училищ и колледжей/ С. М. Бортникова, Т. В. Зубахина; под ред. Б. В. Кабарухина. - 6-е изд.. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 476 с.: ил. - (Медицина для вас)
2. Нервные болезни [Текст]: учебник для сред. мед. учеб. заведений/ А. М. Спринц, Г. Н. Сергеева, Ю. В. Гольдблат [и др.]; под ред. А. М. Спринца. - СПб.: СпецЛит, 2005. - 415 с.: ил. - (Учебник для средних медицинских учебных заведений)
3. Бадалян, Л. О. Невропатология [Текст]: учебник для студентов дефектолог. фак. пед. вузов/ Л. О. Бадалян. - 2-е изд., испр. - М.: Академия, 2003. - 368 с. - (Высшее образование).
|
|
4. Болезни нервной системы [Текст]: рук. для врачей [Текст]. В 2 т / Н.Н. Яхно [и др.]. – М.: Медицина, 1995.- 2 т.
5. Бортникова, С. М. Сестринское дело в невропатологии и психиатрии с курсом наркологии [Текст]: учеб. пособие для студентов мед. колледжей и училищ / С. М. Бортникова, Т. В. Зубахина; под ред. Б. В. Кабарухина.- 3-е изд.- Ростов н/Д: Феникс, 2005. - (Медицина для вас).
6. Демиденко, Т. Д. Основы реабилитации неврологических больных [Текст] /Т. Д. Демиденко, Н. Г. Ермакова.- СПб.: Фолиант, 2004.-304 с.
7. Зенков, Л. Р. Функциональная диагностика нервных болезней [Текст]: рук. для врачей/ Л. Р. Зенков, М. А. Ронкин.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Медицина, 1991.- 640 с.: ил.
8. Коновалов, А.Н. Атлас нейрохирургической анатомии [Текст] /.А. Н. Коновалов, М. М. Блинков, М. В. Пуцилло; АНМ СССР. – М.: Медицина, 1990.-336 с.: ил.
9. Литвинова, Н. К. Приложение к сборнику задач по нервным болезням для медицинских училищ и колледжей [Текст] / Н. К. Литвинова; Каменск- Уральский медицинский колледж. - 2-е изд., испр. и доп. - Каменск-Уральский: КУМК, 2002. - 37 с.
10. Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / А. Р. Лурия. - М.: Академия, 2003. - 384 с.