По тематическому признаку деловые письма делятся на: коммерческие, которые используются при подготовке к заключению коммерческой сделки, при выполнении условий договоров, и некоммерческие (собственно деловые письма), которые используются при решении различных организационных, правовых вопросов, установлении экономических взаимоотношений. К коммерческим письмам относятся:
а) оферта (письмо-предложение) – заявление лица о желании заключить сделку с указанием конкретных условий сделки;
б) письмо-запрос – обращение одной стороны к другой с целью выразить желание заключить сделку, как правило, без указания условий сделки;
в) рекламация (письмо-претензия) – претензии к стороне сделки, которая нарушила принятые на себя по договору обязательства, и требование возмещения убытков;
К некоммерческим письмам относятся:
а) благодарственное письмо – содержит выражение благодарности по какому-либо поводу;
б) гарантийное письмо – содержит подтверждение определенных обязательств;
в) информационное письмо (письмо-извещение, письмо-сообщение, письмо-уведомление) – информирует о каких-либо событиях, фактах, представляющих интерес для адресата;
г) письмо-напоминание – содержит напоминание о выполнении договоренностей, обязательств или о мерах, которые будут приняты в случае их невыполнения;
д) письмо-подтверждение – содержит подтверждение получения какого-либо товара, согласия с чем-либо, ознакомления с какой-либо информацией и т.п.;
е) письмо-поздравление – содержит официальное поздравление по какому-либо поводу;
ж) письмо-приглашение – содержит приглашение на какое-либо мероприятие;
з) письмо-просьба – содержит просьбу совершить либо прекратить какое-то действие, побудить к действию и т.п.;
и) письмо-соболезнование – содержит выражение сочувствия по какому-либо поводу;
к) сопроводительное письмо – составляется для сообщения адресату о направлении каких-либо документов, материальных ценностей и т.п.
По функциональному признаку деловые письма делятся на:
инициативные письма – составляются по инициативе адресанта с определенной целью;
письма, требующие ответа (письмо-запрос, письмо-предложение, письмо-рекламация, письмо-просьба, письмо-обращение );
письма, не требующие ответа (письмо-напоминание, письмо-предупреждение, письмо-извещение, сопроводительное письмо, письмо-подтверждение );
письма-ответы – ответы на инициативные письма.
По признаку получателя деловые письма делят на:
циркулярные письма – письма, адресованные нескольким получателям одновременно;
обычные письма – адресованные одному конкретному получателю.
По композиционному признаку различают деловые письма:
одноаспектные – рассматривающие один вопрос;
многоаспектные – затрагивающие несколько вопросов одновременно.
По структуре выделяют следующие деловые письма:
регламентированные – составляемые по определенному установленному образцу;
нерегламентированные – содержащие авторский текст, составленный в свободной форме, без учета установленного образца.
По форме отправления деловые письма могут быть:
конвертными – отправленными по почте в конверте;
электронными – отправленными в электронном виде на e-mail;
факсовыми – отправленными по факсу.