В международной коммерческой практике область купли-продажи услуг охватывает комплекс сделок в сфере транспорта, связи, обеспечения товародвижения, складского хозяйства, туризма, гостиничного хозяйства.
К этой группе относятся также банковские, финансовые и страховые услуги, инженерно-консультационные услуги, посреднические операции, аренда, контроль качества и количества товаров.
Во второй половине XX в. наблюдался быстрый рост сферы услуг. В первую очередь это связано с динамичным развитием экономики и ростом уровня благосостояния людей в развитых странах. В валовом продукте развитых капиталистических стран на долю услуг приходится 70%, в России - более 50%.
Из истории развития услуг известно, что первыми крупными экспортерами услуг были финикийцы, которые 3,5 тыс. лет назад занимались морской перевозкой товаров.
Особенности торговли услугами по сравнению с торговлей товарами заключается в том, что услуги производятся и потребляются одновременно и не нуждаются вхранении. Кроме того, большинство услуг основано на непосредственном прямом контакте между их производителем и потребителем.
|
|
При этом различают услуги, являющиеся самостоятельными, обособленными от купли-продажи товаров операциями, когда предметом сделки является услуга как самостоятельный объект. Это основные услуги.
Ко второй группе сделок по купле-продаже услуг относятся сделки по предоставлению услуг, необходимых для обеспечения продвижения товара от продавца к покупателю. Это сопутствующие (логистические) услуги.
Международная статистика в соответствии с классификацией Международного валютного фонда выделяет следующие виды услуг:
• транспортные услуги - 26-29% общего объема услуг;
• туризм - 28-29%;
• прочие услуги - 42-46%.
В России есть возможности роста объема предоставляемых услуг за счет развития туризма, транспорта, а также инженерно-консультационных работ.