Средневековье в России и духовно-религиозные истоки русской психологической мысли

Раннее и среднее Возрождение. Развитие науки и искусства, изменение взгляда на человека. Психологические проблемы, связанные с различными аспектами возрожденческого гуманизма.

Тема 4. Психологические воззрения в Новое время (XVII - XVIII вв.)

Общая характеристика психологических воззрений в Новое время на фоне общей картины развития европейской культуры. Рационализм как принцип познания. Ценность индивидуальности в западноевропейской традиции. Психологические и методологические идеи Ф. Бэкона. Р. Декарт как психолог и методолог. Психофизическая проблема; проблема врожденных идей; представление о рефлекторной дуге; принципы познания. Психологические воззрения Б. Спинозы. Монистический подход. Принцип уподобления. Монадология В. Лейбница и ее влияние на будущую психологию. Проблема бессознательного. Д. Локк и проблема опыта. Психолого-педагогические идеи Д. Локка. Представление об ассоциации. Универсализация принципа ассоциации у Д. Гартли; становление психологического ассоцианизма.

Ж.-Ж. Руссо и истоки гуманистической психологии. Проблемы возрастной психологии в трудах Ж.-Ж. Руссо.

Ассоцианизм и “Школа способностей”. Эмпиризм как принцип новой психологии. Представления о строении души. Х. Вольф и идеи эмпирической психологии.

Психологические воззрения французских материалистов. Проблема двойной детерминации.

Психологические идеи в русской философии и науке XVIII в. Философско-психологические взгляды Г.С. Сковороды: проблема сущности человека и способа ее постижения через самосозерцание. Психологические идеи М.В. Ломоносова. Психологические идеи А.Н. Радищева: психофизическая проблема; проблема смертности души; проблема роли культуры в психической жизни; идея человека как существа соучаствующего и сочувствующего.

Тема 5. Развитие психологии в XIX веке.

Западноевропейский ассоцианизм в 1-й половине XIX в., влияние на него новых физиологических идей и открытий. Трактовка ассоциации как имманентного свойства ума. Соединение идей ассоцианизма и “Шотландской школы” в работах Т. Брауна. “Жесткий ассоцианизм” Д. Милля; воплощение иго идей в педагогической практике. Сближение логики и психологии в учении Д.С. Милля. А. Бэн как последний представитель классической ассоцианистической психологии. Правило “проб и ошибок”, его влияние на последующее развитие психологических идей. Г. Спенсер: эволюционные идеи в ассоцианистической психологии. И.Ф. Гербарт и особенности немецкого ассоцианизма. Идея конфликта представлений: роль бессознательного; возможность применения математики к психологическому материалу.

Психологические представления в России в 1-й половине XIX в. Особенности становления русской философии в данный период. А.И. Галич; его труд “Картина человека” как первое собственно психологическое произведение русской литературы. Психологические проблемы в русской художественной литературе начала века. Становление западничества и славянофильства. Психологические идеи в антропологии В.Ф. Одоевского. Психологические идеи славянофилов (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский). Противостояние ценности индивидуализма; психологический аспект принципов соборности и общинности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: