Бухгалтерский баланс составляется бюджетными организациями по всем источникам получения средств в целях обобщения данных бухгалтерского учета и отражения результатов хозяйственной деятельности и финансового положения. До составления баланса производится сверка оборотов и остатков по счетам аналитического учета с оборотами и остатками по счетам синтетического учета. Остатки денежных средств на текущих (расчетных) банковских счетах должны быть подтверждены соответствующими банковскими документами и сверены с выписками банков. Статьи годового баланса должны быть обоснованы данными инвентаризации активов и обязательств.
Бухгалтерский баланс на 1 января следующего года составляется после годового заключения счетов. Под годовым заключением счетов понимается отражение в учете заключительных записей по списанию произведенных в течение текущего отчетного года фактических расходов и затрат за счет бюджетного (внебюджетного) источника финансирования.
Все расчеты с подотчетными лицами, дебиторами и кредиторами к концу года должны быть закончены. От подотчетных лиц необходимо своевременно затребовать авансовые отчеты, а также погашение остатков неиспользованных сумм.
|
|
Суммы дебиторской задолженности, за исключением обязательных авансов, должны быть полностью взысканы, а кредиторская задолженность погашена. Незаконченные расчеты с дебиторами и кредиторами к концу года должны быть сверены и подтверждены в установленном порядке.
По объектам основных и нематериальных активов 31 декабря начисляется амортизация. Кроме этого, организации обязаны провести переоценку основных средств, не завершенных строительством объектов и неустановленного оборудования и отразить результаты в бухгалтерском учете по состоянию на 31 декабря.
После проведения подготовительной работы организации составляют предварительный баланс на 31 декабря, после чего приступают к годовому заключению счетов.
В активе бухгалтерского баланса 9 разделов:
1. Основные средства - отражаются по первоначальной или переоцененной стоимости.
2. Материальные запасы: материалы и продукты питания отражаются по ценам их приобретения; продукция на складе и отгруженная покупателям отражается по фактической себестоимости.
3. Отдельные предметы в составе оборотных средств отражаются по их первоначальной стоимости.
4. Затраты на производство.
5. Денежные средства в иностранной валюте отражаются по курсу Национального банка на дату составления баланса.
6. Расчеты - отражаются остатки дебиторской задолженности по обязательствам других организаций.
|
|
7. Расходы.
8. Убытки.
9. Затраты на капитальное строительство.
В пассиве баланса 5 разделов:
1. Финансирование и займы.
2. Фонды и средства целевого назначения.
3. Расчеты - отражаются остатки кредиторской задолженности по обязательствам другим организациям.
4. Реализация.
5. Финансирование капитального строительства.
Также в балансе отражены забалансовые счета.
При заполнении баланса следует иметь в виду, что остатки по субсчетам 010-019 счета 01 «Основные средства» в активе баланса должны равняться сумме остатков по субсчетам 250 «Фонд в основных средствах» и 020 «Амортизация основных средств» в пассиве баланса. Кроме этого они равны итогу по счету 01, отраженному в форме 5 «Отчет о движении основных средств, отдельных предметов в составе оборотных средств» на начало и конец отчетного периода соответственно.
Аналогично остатки по субсчетам 070-073 счета 07 «Отдельные предметы в составе оборотных средств» в активе баланса должны соответствовать субсчету 260 «Фонд отдельных предметов в составе оборотных средств в пассиве баланса и быть идентичным остаткам по данному счету в форме 5 «Отчет о движении основных средств, отдельных предметов в составе оборотных средств».
Остатки по счету 06 «Материалы и продукты питания» в активе баланса на начало и конец года должны соответствовать итоговой сумме остатков по данному счету в форме 6 «Отчет о движении материальных ценностей».
В пассиве баланса в разделах 1, 2, 5 нарастающим итогом с начала года отражаются бюджетные и внебюджетные источники средств (счета 14, 23, 24, 27). В разделах 7, 9 актива – расходы (счета 20, 21) нарастающим итогом с начала года, произведенные по сметам организаций за счет имеющихся источников. Сопоставление сумм источников финансирования с суммами расходов позволяет по данным баланса контролировать исполнение смет организации в течение года.