Собственность. Моё и наше

Древнегреческий философ Платон при составлении проекта государства, основанного на справедливости, решил, что собственность является главной преградой его осуществления, поэтому для построения общества, в котором будет править справедливость нужно уничтожить собственность. Идея Платона была взята на вооружение многими более поздними реформаторами, в том числе и коммунистами. Они на практике построили общество без частной собственности. Однако итоги коммунистического строительства показали, что человек, лишенный возможности иметь собственность, теряет мощнейший стимул для развития своих творческих и просто трудовых способностей. Мера труда должна обязательно соответствовать мере потребления иначе труд обесценивается, а главное лишается смысла, что, в свою очередь, тормозит развитие производства, так как у работника исчезает материальная заинтересованность в его результатах. Мы понимаем, что необходимо помогать в обеспечении больных и немощных, но никто не хочет за свой счёт обеспечивать лентяев и бездельников. Уравниловка в распределении общественного достояния губительна. Люди имеют различные способности и их вклад в общественное производство различен, поэтому и доля получаемых благ не может быть одинаковой. Вопрос только в том, соответствует ли она вкладу?

Собственность всегда являлась овеществлённым выражением материальной культуры общества, в котором создана. Собственность на средства производства может быть основополагающим элементом сотрудничества между людьми, а не служить разжиганию антагонизма между ними. Когда работники, видят, что доходы, поступающие от использования собственности, служат источником их благосостояния, пополнения государственного бюджета и развития фирмы, то возникают отношения сотрудничества и солидарности. Когда же на глазах трудящихся доходы присваиваются кучкой владельцев в ущерб остальным, возникает опасный антагонизм чреватый самыми непредсказуемыми последствиями. Все революции в истории произошли потому, что трудящиеся не могли больше выносить несправедливость и угнетение.

Каждый человек должен понимать, что нельзя быть хищником, думающим только о себе. Если он, забыв о совести и справедливости, начнёт игнорировать интересы других, грубо попирая их права, это рано или поздно вызовет протест и трудно предугадать, во что он выльется.

Умение сочетать собственные интересы с интересами окружающих является неотъемлемой чертой характера культурного человека. Окружающая нас природа принадлежит всем в равной степени. Мы дышим одним воздухом, ходим по одним улицам, любуемся окружающими ландшафтами, однако есть дельцы, готовые извлекать собственную выгоду из всего, даже из бедствий, периодически обрушивающихся на людей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: