Древнегреческий философ Платон при составлении проекта государства, основанного на справедливости, решил, что собственность является главной преградой его осуществления, поэтому для построения общества, в котором будет править справедливость нужно уничтожить собственность. Идея Платона была взята на вооружение многими более поздними реформаторами, в том числе и коммунистами. Они на практике построили общество без частной собственности. Однако итоги коммунистического строительства показали, что человек, лишенный возможности иметь собственность, теряет мощнейший стимул для развития своих творческих и просто трудовых способностей. Мера труда должна обязательно соответствовать мере потребления иначе труд обесценивается, а главное лишается смысла, что, в свою очередь, тормозит развитие производства, так как у работника исчезает материальная заинтересованность в его результатах. Мы понимаем, что необходимо помогать в обеспечении больных и немощных, но никто не хочет за свой счёт обеспечивать лентяев и бездельников. Уравниловка в распределении общественного достояния губительна. Люди имеют различные способности и их вклад в общественное производство различен, поэтому и доля получаемых благ не может быть одинаковой. Вопрос только в том, соответствует ли она вкладу?
|
|
Собственность всегда являлась овеществлённым выражением материальной культуры общества, в котором создана. Собственность на средства производства может быть основополагающим элементом сотрудничества между людьми, а не служить разжиганию антагонизма между ними. Когда работники, видят, что доходы, поступающие от использования собственности, служат источником их благосостояния, пополнения государственного бюджета и развития фирмы, то возникают отношения сотрудничества и солидарности. Когда же на глазах трудящихся доходы присваиваются кучкой владельцев в ущерб остальным, возникает опасный антагонизм чреватый самыми непредсказуемыми последствиями. Все революции в истории произошли потому, что трудящиеся не могли больше выносить несправедливость и угнетение.
Каждый человек должен понимать, что нельзя быть хищником, думающим только о себе. Если он, забыв о совести и справедливости, начнёт игнорировать интересы других, грубо попирая их права, это рано или поздно вызовет протест и трудно предугадать, во что он выльется.
Умение сочетать собственные интересы с интересами окружающих является неотъемлемой чертой характера культурного человека. Окружающая нас природа принадлежит всем в равной степени. Мы дышим одним воздухом, ходим по одним улицам, любуемся окружающими ландшафтами, однако есть дельцы, готовые извлекать собственную выгоду из всего, даже из бедствий, периодически обрушивающихся на людей.