Глава 4. Региональные системы защиты прав человека

§ 1. Европейская система защиты прав человека

Совет Европы был учрежден в 1949 г. 10 западноевропейскими государствами, на сегодняшний день в нем состоит большинство европейских стран. Основной его задачей является создание единого европейского сообщества, которое будет основываться на свободе, демократии, признании прав человека и верховенства права. Для этих целей Совет вырабатывает общие нормы для государств-участников, создавая единую правоприменительную практику. Деятельность Совета Европы в области прав человека направлена на расширение и укрепление гарантий, включенных в Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, усовершенствование содержащегося в ней перечня прав, ускорение судебной процедуры и т.д.

После создания Совета Европы и в результате функционирования его основных контрольных механизмов - Европейской комиссии по правам человека и Европейского суда по правам человека (а с ноября 1998 г. - единого Европейского суда по правам человека), утверждения основных норм Конвенции о защите прав человека и основных свобод и других конвенций Совета Европы в национальных законодательствах европейских стран, а также деятельности Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, других европейских организаций по защите прав человека можно говорить о возникновении понятий "европейские стандарты по защите прав человека" и "европейская система защиты прав человека" <1>.

--------------------------------

<1> Горшкова С.А. Стандарты Совета Европы по правам человека и российское законодательство. М., 2001. С. 14.

Под "европейскими стандартами по защите прав человека" понимаются признанные Европейским сообществом и закрепленные в его документах юридические нормы, включающие все жизненно необходимые права человека, а также механизмы их гарантии, защиты и обеспечения на практике; в свою очередь "европейскую систему защиты прав человека" составляют действие и гарантии норм европейских конвенций по правам человека, которые стали нормами национальных законодательств европейских стран, а также непосредственная деятельность Совета Европы, его контрольных органов, особенно Европейского суда по правам человека, по обеспечению выполнения европейских конвенционных норм по защите прав человека <1>.

--------------------------------

<1> Горшкова С.А. Стандарты Совета Европы по правам человека и российское законодательство. С. 15.

1.1. Основные международные акты

по правам человека Совета Европы

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод <1> была принята 4 ноября 1950 г. в Риме 15 государствами, для которых она олицетворяла "первые шаги на пути коллективного осуществления некоторых из прав, сформулированных во Всеобщей декларации прав человека". В настоящее время участниками Конвенции являются все члены Совета Европы. 30 марта 1998 г. Российской Федерацией был принят Федеральный закон N 54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней". В Российской Федерации Конвенция вступила в силу 5 мая 1998 г.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 1998. N 20. Ст. 2143.

Конвенция - договор, согласно которому государства - члены Совета Европы обязались гарантировать некоторые основополагающие права человека всем лицам, находящимся под их юрисдикцией. Ее важность обусловлена не только перечнем гарантируемых прав, но - особенно - механизмами защиты, созданными в Страсбурге для расследования предполагаемых нарушений и обеспечения выполнения обязательств, предусмотренных Конвенцией. Основная роль Конвенции в том, чтобы дать личности гарантии соблюдения ее прав с помощью наиболее развитых инструментов защиты.

В настоящее время ратификация Конвенции и признание права частных лиц на подачу индивидуальных заявлений в соответствии со ст. 34 и обязательной юрисдикции Европейского суда по правам человека в соответствии со ст. 19 - обязательные условия членства в Совете Европы. Протоколы (к Конвенции в настоящее время принято 14 протоколов), являясь самостоятельными документами, обязывают государства после их отдельной ратификации. Совет осуществляет постоянный контроль за реализацией Конвенции как путем расширения перечня гарантируемых прав, так и путем совершенствования действующих процедур.

Безусловно, ни сама Конвенция, ни предлагаемые ею процедуры не предназначены для подмены национальных систем защиты прав человека. Цель европейского механизма - предоставление индивиду международных гарантий в дополнение к праву на возмещение ущерба, существующему в конкретных государствах. Во всех государствах - членах Совета Европы положения Конвенции стали частью внутригосударственно-правовой системы, благодаря чему любое лицо может подать в национальный судебный или иной орган иск или апелляцию, основанные непосредственно на ее нормах.

Конвенция регламентирует право на индивидуальное обращение граждан и других лиц из стран - участниц Совета Европы с жалобами в контрольные органы Конвенции, если их права нарушаются на национальном уровне. В соответствии с изменениями, внесенными в Конвенцию Протоколом N 11, Европейский суд "может принимать жалобы от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения одной из Высоких Договаривающихся Сторон их прав, признанных в настоящей Конвенции или в протоколах к ней. Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются никоим образом не препятствовать эффективному осуществлению этого права" <1>.

--------------------------------

<1> Протокол N 11 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. // Собрание законодательства РФ. 1998. N 44. Ст. 5400.

Применения государствами-участниками положений Конвенции могут потребовать как граждане, так и лица, не имеющие гражданства, независимо от их места жительства. Действие Конвенции может распространяться также на компании, корпоративные органы.

В настоящее время большинство европейских стран, ратифицировавших Конвенцию, включило ее основные нормы во внутригосударственное право, поскольку требование "прямого обеспечения соблюдения прав, определяемых Конвенцией", "находит справедливое отражение прежде всего в тех случаях, когда положения Конвенции были включены в национальное законодательство" <1>.

--------------------------------

<1> Даффи Л. Европейская конвенция о правах человека и эффективность судебной защиты // Судебный контроль и права человека. М., 1996. С. 141.

Конвенция постоянно дополнялась и изменялась путем принятия протоколов к ней. В общей сложности в настоящее время к Конвенции принято 14 протоколов, которые признают новые права и свободы (протоколы N 1, 4, 6 и 7), затрагивают вопросы процедуры (протоколы N 3, 5, 8, 9 - 14) и наделяют Европейский суд по правам человека очень ограниченной консультативной компетенцией (Протокол N 2).

Первый протокол от 20 марта 1952 г. <1> ввел в качестве обязательств для государств защиту собственности, право на образование и свободные выборы.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 1998. N 20. Ст. 2143.

Протокол N 4 от 16 сентября 1963 г. <1> ввел запрещение лишения свободы за долги; свободу передвижения; запрещение массовой высылки иностранцев (в официальном переводе статьи допущена ошибка: имеются в виду коллективные высылки, о чем и идет речь в оригинальном тексте статьи).

--------------------------------

<1> Там же.

Протокол N 7 от 22 сентября 1984 г. <1> установил процедурные гарантии высылки; право на апелляцию по уголовным делам; недопустимость повторного наказания (опять-таки официальный перевод не вполне адекватен: в оригинале - не подвергаться суду или наказанию дважды, т.е. недопущение повторности, относится не только к наказанию, но и к судебному преследованию).

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 1998. N 31. Ст. 3835.

Протокол N 12 от 4 ноября 2000 г. <1> регламентирует, что пользование любым правом, признанным законом, должно быть обеспечено без какой бы то ни было дискриминации по признаку пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного положения, рождения или любого иного обстоятельства.

--------------------------------

<1> СПС "КонсультантПлюс".

Протокол N 13 от 3 мая 2002 г. <1> посвящен отмене смертной казни при любых обстоятельствах. Российская Федерация не является его участницей.

--------------------------------

<1> Там же.

Протокол N 14 (последний) был принят 13 мая 2005 г. <1>. Российская Федерация ратифицировала его в январе 2010 г. Он касается усиления контролирующей функции Конвенции и вносит значительные изменения в судебную процедуру и порядок выборов судей.

--------------------------------

<1> См.: Самович Ю.В. Право на судебную защиту индивида в Европейском суде по правам человека. Казань, 2005. С. 163 - 171.

Европейская социальная хартия 1961 г. <1>. Подробно о ней будет сказано в отдельном разделе данного параграфа.

--------------------------------

<1> СПС "КонсультантПлюс". Перевод на русский язык предоставлен Аппаратом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Европейская конвенция о выдаче 1957 г. <1> определяет, что выдача осуществляется в отношении преступлений, наказуемых в соответствии с законодательством запрашивающей стороны и запрашиваемой стороны лишением свободы или в соответствии с постановлением об аресте на максимальный срок, по крайней мере в один год, или более серьезным наказанием. В тех случаях, когда осуждение и тюремное заключение или постановление об аресте имеют место на территории запрашивающей стороны, установленный срок наказания должен составлять не менее четырех месяцев.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 2000. N 23. Ст. 2348.

Если просьба о выдаче включает ряд отдельных преступлений, каждое из которых наказуемо в соответствии с законодательством запрашивающей стороны и запрашиваемой стороны лишением свободы или подпадает под постановление об аресте, однако некоторые из них не отвечают условию в отношении срока наказания, которое может быть установлено, запрашиваемая сторона также имеет право осуществить выдачу за остальные преступления.

Конвенция вступила в силу в 1960 г., для Российской Федерации - в 2000 г.

Она определяет категории преступлений, за совершение которых не производится выдача, основания отказа в выдаче и т.д.

За исключением тех случаев, когда Конвенция предусматривает иное, процедура в отношении выдачи и временного задержания регулируется исключительно законодательством запрашиваемого государства.

Европейская конвенция о контроле за приобретением и хранением огнестрельного оружия частными лицами 1978 г. <1> предусматривает обязательства государств по контролю за торговлей и регистрацией приобретаемого огнестрельного оружия, а также обмен информацией в целях борьбы с незаконной торговлей и перемещением огнестрельного оружия.

--------------------------------

<1> Сборник документов Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью. М., 1998. С. 140 - 147.

Конвенция вступила в силу в 1982 г., в 1999 г. была подписана Россией, для нашего государства Конвенция еще не вступила в юридическую силу.

Европейская конвенция о пресечении терроризма 1977 г. <1> вступила в силу в 1978 г. В ст. 1 перечисляются преступления, которые не квалифицируются в качестве политических преступлений или преступлений, связанных с политическим преступлением, или преступлений, совершаемых по политическим мотивам, а именно:

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 2003. N 3. Ст. 202.

а) преступление, подпадающее под действие положений Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов, подписанной в Гааге 16 декабря 1970 г.;

б) преступление, подпадающее под действие положений Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, подписанной в Монреале 23 сентября 1971 г.;

в) серьезное преступление, связанное с покушением на жизнь, физическую неприкосновенность или свободу лиц, пользующихся международной защитой, включая дипломатических агентов;

г) преступление, связанное с похищением, захватом заложников или серьезным незаконным насильственным удержанием людей;

д) преступление, связанное с применением бомб, гранат, ракет, автоматического стрелкового оружия или взрывных устройств, вложенных в письма или посылки, если подобное применение создает опасность для людей;

е) покушение на совершение одного из вышеуказанных преступлений или участие в качестве сообщника лица, которое совершает подобное преступление или покушается на его совершение.

Статья 2 Конвенции уточняет, что для целей выдачи государство может принять решение не квалифицировать в качестве политического преступления, или преступления, связанного с политическим преступлением, или преступления, совершаемого по политическим мотивам, иное серьезное насильственное преступление, направленное против жизни, физической неприкосновенности или свободы личности.

Аналогичные положения применимы к серьезному преступлению, связанному с иным актом нанесения ущерба имуществу, если он создает коллективную опасность для людей, а также к покушению на совершение любого из вышеуказанных преступлений или участию в качестве сообщника лица, которое совершает такое преступление или покушается на его совершение.

Основными способами борьбы с данным преступлением Конвенция называет выдачу и широкую взаимную правовую помощь между государствами.

Российская Федерация присоединилась к Конвенции в 1999 г., а 5 февраля 2001 г. она вступила в силу на территории России.

Конвенция о передаче осужденных лиц 1983 г. <1> определяет, что такая передача может иметь место только при следующих обстоятельствах:

--------------------------------

<1> Сборник документов Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью. М., 1998. С. 370 - 379.

a) осужденный должен быть гражданином государства исполнения приговора;

b) судебное постановление должно быть окончательным и не подлежать обжалованию;

c) срок наказания, который осужденному еще предстоит отбывать, должен быть не менее шести месяцев на момент получения запроса о его передаче или же быть не определенным;

d) осужденный или, в случае преклонного возраста, физического и умственного состояния последнего, его представитель должны дать согласие на передачу, если одно из двух договаривающихся государств считает необходимым получение такого согласия;

e) противоправные действия или бездействие, послужившие причиной осуждения, должны являться уголовным правонарушением с точки зрения уголовного законодательства государства исполнения приговора или могли бы содержать состав преступления, если имели место на его территории;

f) государство вынесения приговора и государство исполнения приговора должны договориться об условиях передачи.

В исключительных случаях стороны могут договориться о передаче осужденного, если даже оставшийся срок отбывания наказания меньше срока, предусмотренного § 1 "c".

Статья 4 Конвенции определяет обязательства государств перед осужденными:

1. Государство вынесения приговора должно довести содержание настоящей Конвенции до каждого заключенного, к которому она может быть применена.

2. Если осужденный обратился с просьбой к государству вынесения приговора о передаче его в соответствии с положениями настоящей Конвенции, то данное государство сразу же после вынесения окончательного приговора должно информировать об этом государство исполнения приговора.

3. Сведения должны содержать:

a) фамилию, дату и место рождения осужденного;

b) при наличии - адрес его проживания в государстве исполнения приговора;

c) изложение фактов, повлекших за собой осуждение;

d) юридическую природу, срок и дату начала исполнения приговора.

4. Если заключенный обратился к государству вынесения приговора с просьбой о его передаче в соответствии с настоящей Конвенцией, то государство исполнения приговора сообщает упомянутому выше государству по его запросу все сведения, перечисленные в предыдущем § 3.

5. Осужденному сообщается в письменном виде о любых мерах, принимаемых государством вынесения приговора или государством исполнения приговора в соответствии с предыдущими параграфами, а также о любом решении, принятом одним из указанных государств, в отношении его просьбы о передаче.

В 2005 г. Российская Федерация приняла решение о ратификации Конвенции.

Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания 1987 г. <1> вступила в силу 1 февраля 1989 г. Цель Конвенции - помощь европейским государствам в усилении защиты лиц, лишенных свободы.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 1998. N 36. Ст. 4465.

Конвенция предусматривает учреждение Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания - внесудебного механизма воздействия с целью предупреждения возможных физических или моральных злоупотреблений в отношении лиц, лишенных свободы (находящихся в заключении), и эффективного надзора, контроля за обращением с такими лицами. Состав этого органа формируется из представителей государств - участников Конвенции.

Комитет обладает правом направлять членов Комитета и его экспертов в любые места заключения либо содержания под стражей, находящиеся на территории государства-участника, и при необходимости на основе установленных в докладе фактов давать рекомендации заинтересованному государству. Для Российской Федерации Конвенция вступила в силу в 1998 г.

В 1993 г. к Конвенции были приняты два протокола. Протокол N 1 предоставляет возможность присоединения к Конвенции по предупреждению пыток государствам, не являющимся членами Совета Европы, и содержит положения, изменяющие порядок формирования и функционирования Комитета по предупреждению пыток. Протокол N 2 вносит изменения в порядок избрания и переизбрания членов этого Комитета.

Протоколы вступят в силу после того, как будут ратифицированы всеми участниками Конвенции.

Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 г. вступила в силу в 1993 г. Она предоставляет государствам-участникам право принимать законодательные и другие необходимые меры, которые предоставляют им возможность идентифицировать и разыскивать имущество, подлежащее конфискации.

В качестве специальных мер Конвенция называет законодательные и другие необходимые меры, дающие судам или другим компетентным органам право затребовать или накладывать арест на банковские, финансовые или коммерческие документы, причем государство не может отказаться выполнять положения настоящей статьи под предлогом банковской тайны.

Кроме того, участники Конвенции могут рассматривать вопросы о принятии законодательных и других необходимых мер, позволяющих им использовать специальные приемы расследования, облегчающие идентификацию и розыск доходов, а также сбор соответствующих доказательств. Эти приемы могут включать постановления о контроле, наблюдение, перехват телекоммуникационных сообщений, доступ к компьютерным системам и постановления о подготовке конкретных документов.

Российская Федерация ратифицировала Конвенцию с оговорками и заявлением <1> в 2001 г.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 28 мая 2001 г. N 62-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2003. N 3. Ст. 203.

Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств 1995 г. <1> разработана в Совете Европы Специальным комитетом по защите национальных меньшинств под эгидой Комитета министров Совета Европы и была открыта для подписания государствами - членами Совета Европы 1 февраля 1995 г. Конвенция провозглашает защиту национальных меньшинств и прав и свобод лиц, принадлежащих к этим меньшинствам, является неотъемлемой частью международной защиты прав человека и в качестве таковой - областью международного сотрудничества.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 1999. N. 11. Ст. 1256.

Стороны Конвенции обязуются гарантировать любым лицам, принадлежащим к национальным меньшинствам, право на равенство перед законом и на равную защиту закона. В связи с этим любая дискриминация, основанная на принадлежности к национальному меньшинству, запрещается. Во всех областях экономической, социальной, политической и культурной жизни поощряется полное и действительное равенство между лицами, принадлежащими к национальному меньшинству, и лицами, принадлежащими к основной группе населения. Создаются условия, необходимые для обеспечения лицам, принадлежащим к национальным меньшинствам, возможности поддерживать и развивать свою культуру, а также сохранять основные элементы их самобытности, а именно религию, язык, традиции и культурное наследие.

Без ущерба для мер, принимаемых в развитие своей общей интеграционной политики, участники Конвенции воздерживаются от любых политических и практических действий, имеющих целью ассимиляцию лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, вопреки их воле, защищают этих лиц от любых действий, направленных на такую ассимиляцию.

Российская Федерация ратифицировала Конвенцию в 1998 г.

Европейская конвенция об осуществлении прав детей 1996 г. <1> провозглашает своей целью обеспечение, в высших интересах детей, их права на предоставление им процессуальных прав и облегчение реализации этих прав, а также на осуществление контроля за тем, чтобы дети были информированы лично, либо через других лиц, либо через другие органы и им было позволено участвовать в судопроизводстве, затрагивающем их интересы.

--------------------------------

<1> Международные акты о правах человека: Сборник документов. М., 2002. С. 733 - 740.

В соответствии со ст. 3 Конвенции ребенку, который в соответствии с внутренним законодательством рассматривается как имеющий достаточный уровень понимания, в процессе судопроизводства, затрагивающего его интересы, должны быть предоставлены следующие права, о предоставлении которых он сам может ходатайствовать:

a) получать всю необходимую информацию;

b) быть проконсультированным и выражать свое мнение;

c) быть информированным о возможных последствиях, связанных с этим мнением, и о возможных последствиях любого решения.

На судебные органы, рассматривающие споры, затрагивающие интересы детей, возлагаются в том числе следующие обязанности:

a) проверить, располагает ли он достаточной информацией, чтобы принять решение в высших интересах ребенка и в случае необходимости получить дополнительную информацию, в частности, от носителей родительской ответственности;

b) в случае, если ребенок в соответствии с внутренним законодательством рассматривается как имеющий достаточный уровень понимания:

- обеспечить, чтобы ребенок получил всю необходимую информацию;

- в соответствующих случаях проконсультировать ребенка лично, либо через других лиц, либо через другие органы, если необходимо - в частном порядке, в форме, соответствующей его пониманию, за исключением случаев, при которых это явно противоречило бы высшим интересам ребенка;

- позволить ребенку выразить свое мнение;

c) должным образом учитывать мнение, выраженное ребенком;

d) действовать незамедлительно, чтобы избегать любых излишних промедлений. Процессуальные нормы должны обеспечивать быстрое исполнение его решений. В случае срочной необходимости там, где это потребуется, принять решение, подлежащее немедленному исполнению;

e) в установленных внутренним законодательством случаях производить действия по собственной инициативе, если благополучию ребенка угрожает серьезная опасность.

Российская Федерация подписала Конвенцию 10 мая 2001 г., но в настоящее время она еще не вступила в силу.

Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию 1999 г. <1> вступила в силу 1 июля 2002 г. Российская Федерация ратифицировала данный документ в 2006 г., но пока он является недействующим.

--------------------------------

<1> Совет Европы и Россия. 2002. N 2. С. 46 - 55.

Конвенция квалифицирует в качестве преступных такие деяния, как активный и пассивный подкуп национальных государственных должностных лиц (ст. ст. 2 и 3), подкуп членов национальных и иностранных государственных собраний (ст. ст. 4 и 6), подкуп иностранных государственных должностных лиц (ст. 5), активный и пассивный подкуп в частном секторе (ст. ст. 7 и 8), подкуп должностных лиц международных организаций (ст. 9), членов международных парламентских собраний (ст. 10), судей и должностных лиц международных судов (ст. 11) и др.

Государства-участники вправе принимать законодательные и иные меры, которые могут потребоваться для установления юрисдикции в отношении уголовного преступления, квалифицированного в качестве такового в соответствии со ст. ст. 2 - 14 Конвенции, в случаях, когда:

a) преступление совершено полностью или частично на его территории;

b) преступник является одним из его граждан, одним из его государственных должностных лиц или членом одного из его национальных государственных собраний;

c) в преступлении замешано одно из его государственных должностных лиц или членов его национальных государственных собраний или любое лицо, упомянутое в ст. ст. 9 - 11, которое при этом является одним из его граждан.

Среди особо важных документов, пока не вступивших в юридическую силу, следует отметить Конвенцию Совета Европы о предупреждении терроризма 2005 г. (РФ ратифицировала ее 20 апреля 2006 г. <1>), Конвенцию Совета Европы о противодействии торговле людьми 2005 г. (Россия не участвует), Конвенцию Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и финансировании терроризма 2005 г. (Россия подписала ее 26 января 2009 г.).

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 20 апреля 2006 г. N 56-ФЗ "О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма" // Собрание законодательства РФ. 2006. N 17 (ч. I). Ст. 1785.

1.2. Европейский суд по правам человека

Идея создания Европейского суда, призванного обеспечить защиту прав человека в Европе, возникла еще при обсуждении Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Уинстон Черчилль, как представитель Великобритании, высказывал намерение "создать Европейский суд, в рамках которого дела о нарушении прав человека в нашем сообществе из 12 стран можно будет выносить на суд цивилизованного мира. Конечно, такой Суд не мог бы применять санкции, и осуществление его решений зависело бы от индивидуальных решений государств, объединившихся ныне в Совет Европы. Но эти государства заранее согласились бы с такой процедурой, и я не сомневаюсь в том, что общественное мнение этих стран, имеющее огромный вес, добивалось бы действий в соответствии со свободно вынесенным решением" <1>.

--------------------------------

<1> Council of Europe. Collected Edition of the Travaux Preparatoires. 1975. P. 34.

3 ноября 1998 г. постоянно действующий Европейский суд по правам человека начал свою работу. Данная судебная система обязывает государства признавать право индивидуальных обращений в Единый суд, признавать его обязательную юрисдикцию без истечения сроков давности, а также внесла некоторые новеллы в порядок выборов членов суда.

Территориальную юрисдикцию Суда по существу составляют территориальные юрисдикции государств - участников Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, которые не всегда ограничиваются их европейской территорией. В соответствии со ст. 56 "Применение к территориям" государство-участник при ратификации Конвенции или впоследствии вправе заявить, что она распространяется на территории, за международные отношения которых государство несет ответственность. Ряд стран воспользовался этой статьей, больше других - Великобритания, распространившая действие Конвенции на Гибралтар, Бермудские и Фолклендские острова, остров Святой Елены, Джерси Мэн и ряд других территорий. Соответственно расширилась и территориальная юрисдикция Суда.

Конвенция различает два вида возможных дел: споры между государствами ("Межгосударственные дела", ст. 33 Конвенции) и споры, основанные на индивидуальных жалобах, ответчиком по которым является государство ("Индивидуальные жалобы", ст. 34 Конвенции).

В отношении межгосударственных жалоб следует отметить, что:

- сторонами такого спора могут быть только государства - члены Совета Европы, участники Конвенции;

- предметом спора могут быть только нарушения прав и свобод человека, причем только тех, которые признаны Конвенцией и Протоколами к ней;

- обращение в Суд не предполагает обязательного предварительного уведомления о том государства, против которого направлена жалоба;

- хотя на первый взгляд обращение в Суд государства по поводу того, что произошло или происходит в другом государстве, может показаться вмешательством во внутренние дела последнего, на самом деле оно таковым не является в силу обязательств, взятых на себя государствами - участниками Конвенции;

- обращение государства в Суд возможно не только тогда, когда затронуты права и свободы его граждан, но и во всех случаях, когда оно полагает, что государство-ответчик нарушает признанные Конвенцией права и свободы <1>.

--------------------------------

<1> См.: Туманов В.А. Европейский суд по правам человека: очерк организации и деятельности. М., 2001. С. 34.

Практика рассмотрения Судом дел, возникших на основании ст. 33, невелика, однако эта компетенция Суда сохраняет свое значение.

Вторая категория рассматриваемых Судом дел - это жалобы от любого физического лица, неправительственной организации или группы частных лиц, касающиеся нарушения их прав и свобод, гарантированных Конвенцией, со стороны государственных властей.

Протокол N 2 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, подписанный 6 мая 1963 г., наделяет Европейский суд по правам человека ограниченной консультативной компетенцией. В частности, Суд правомочен давать консультативные заключения:

- по юридическим вопросам, касающимся толкования только самой Конвенции и Протоколов к ней. Любые иные акты Совета Европы не охватываются этой компетенцией Суда;

- по запросам Комитета министров, куда и должны обращаться заинтересованные государства. Сам Суд закрыт для запросов со стороны государств-участников. Решение Комитета министров о запросе консультативного заключения принимается большинством голосов представителей, имеющих право заседать в Комитете.

Предметом консультативных заключений не могут быть вопросы о содержании и объеме прав и свобод, о которых говорит Конвенция, равно как и другие вопросы, которые могут стать предметом рассмотрения Суда. Другими словами, все, что должно быть рассмотрено в судебном порядке, не может решаться с помощью консультативных заключений Суда.

Вопрос о том, относится ли данный запрос Комитета министров к компетенции Суда, решает сам Суд. Консультативное заключение должно быть мотивировано. Оно принимается большинством голосов, в заключении указывается число судей, составлявших большинство. Судья имеет право на особое мнение.

Хотя в течение 30 лет после вступления в силу Протокола N 2 Суд не дал ни одного консультативного заключения, эта компетенция в 1998 г. была сохранена в новой редакции Конвенции и детализирована в Регламенте Суда <1>.

--------------------------------

<1> См.: Туманов В.А. Европейский суд по правам человека: очерк организации и деятельности. С. 66.

Судьи Европейского суда по правам человека действуют в "личном" качестве и не преследуют цель защиты интересов своего государства.

Члены Суда должны обладать самыми высокими моральными качествами и либо удовлетворять требованиям, предъявляемым при назначении на высокие судебные должности, либо быть правоведами с общепризнанным авторитетом (п. 1 ст. 21). Судьи не имеют права заниматься деятельностью, не совместимой с независимостью, беспристрастностью или с требованиями, вытекающими из постоянного характера их полномочий (п. 3 ст. 21). Правила процедуры Суда от 4 ноября 1998 г. уточняют, что эта запрещенная деятельность носит политический, административный или профессиональный характер (гл. 1, правило 4). Судьи избираются на шестилетний срок и уходят в отставку при достижении 70-летнего возраста. Кроме того, они должны свободно владеть одним из официальных языков Совета Европы - английским или французским, которые использует Суд. Приветствуется хотя бы ограниченное знание второго языка.

Протокол N 6 1996 г. к Генеральному соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы устанавливает, что:

1) в целях обеспечения судьям полной свободы слова и полной независимости при исполнении ими своих обязанностей они продолжают пользоваться иммунитетом от судебной ответственности в отношении сказанного или написанного ими, а также всех действий, совершенных ими при исполнении своих обязанностей, независимо от того, что соответствующие лица такие обязанности больше не исполняют (ст. 3);

2) документы и бумаги Суда, судей и канцелярии, имеющие отношение к деятельности Суда, являются неприкосновенными, а официальная корреспонденция и другая официальная переписка Суда, судей и канцелярии не подлежит аресту или цензуре (ст. 6).

Одним из изменений в порядке выборов судей было требование, в соответствии с которым члены Суда по правам человека стали отбираться по итогам заслушивания кандидатов в Парламентской ассамблее. До этого правительство каждого государства представляло список из трех кандидатур, дальнейший отбор среди которых Парламентская ассамблея осуществляла при помощи голосования.

В принципе Парламентская ассамблея Совета Европы избирает судей на шестилетний срок, но во время первых выборов трехлетние и шестилетние сроки полномочий были разделены между членами суда поровну (по жребию), чтобы на следующих выборах не избирать всех судей сразу (ст. 23).

Для статуса судьи значимо правило старшинства. В Европейском суде в первую очередь традиционно первым и основным является критерий срока пребывания в должности судьи. Если срок пребывания в должности двух или нескольких судей совпадает, то старшинство определяется по возрасту.

Регламент Суда конкретизирует правило старшинства следующим образом:

- если на выборах, которые проводятся в Суде (на пост Председателя Суда, его заместителей, председателей палат, грефье и др.), во втором туре, где конкурируют два кандидата, оба получают равное число голосов, предпочтение отдается кандидату в порядке старшинства;

- председательствование в заседаниях палат Суда в случае отсутствия Председателя и его заместителя возлагается на судью в порядке старшинства; поименное голосование судей проводится в порядке, обратном старшинству; даже за столом заседаний судьи располагаются по сторонам от Председателя в порядке старшинства;

- старшинство заместителей Председателя Суда и председателей секций, избранных в один и тот же день, устанавливается по продолжительности их пребывания в должности судьи, а если она одинакова - по возрасту;

- старшинство судей устанавливается по дате избрания, но в случае переизбрания учитывается время прежнего пребывания в Суде. Старшинство судей с одинаковым сроком пребывания определяется по возрасту.

Новеллой явилось представление судьи ad hoc. Правило 29 устанавливает, что если судья государства - стороны в деле не может участвовать, то Председатель Палаты предлагает этому государству сообщить в течение 30 дней, "намерено ли оно назначить для участия в заседании в качестве судьи другого избранного судью или в качестве судьи ad hoc какое-либо иное лицо, удовлетворяющее требованиям, которые предъявляются в соответствии с п. 1 ст. 21 Конвенции". Если государство не дает своего ответа в этот срок, то считается, что оно отказалось от своего права назначения судьи. Как правило, назначение судьи ad hoc необходимо в следующих случаях:

- в Суде временно отсутствует судья от данного государства, например прежний судья выбыл, а новый еще не избран;

- судья от данного государства в Суде есть, но он временно отсутствует по уважительным причинам, как, например, болезнь;

- судья по роду своей прежней деятельности имел отношение к рассматриваемому делу; например, судья, ранее работавший в Комиссии по правам человека, участвовал там в подготовке рассматриваемого ныне Судом дела;

- судья по личным мотивам считает необходимым отказаться от участия в данном деле.

Высший распорядительный орган в Суде - это Пленарное заседание. В его состав входят все судьи. Пленарное заседание Суда не осуществляет судебных функций, а рассматривает наиболее важные организационные вопросы. К ним относятся:

- выборы Председателя Суда, его заместителей, а также председателей секций. Все выборы проводятся тайным голосованием. Если ни один из кандидатов не получает абсолютного большинства присутствующих судей, то проводится второй тур - выбор между двумя судьями, получившими наибольшее число голосов. В случае разделения голосов поровну действует принцип старшинства;

- образование секций и утверждение их состава;

- выборы грефье (руководителя аппарата Суда) и его заместителей;

- принятие Регламента Суда, его толкование и внесение в него изменений;

- освобождение судьи от должности по дискредитирующим его основаниям;

- другие вопросы, которые Председатель Суда или судьи предлагают вынести на рассмотрение пленарного заседания. Председатель Суда в этом последнем случае созывает пленарное заседание по требованию не менее чем одной трети членов Суда.

Пленарное заседание правомочно принимать решения, если в нем участвует не менее двух третей от общего числа избранных судей.

Председатель Суда наделен обширной компетенцией, в которой можно выделить:

- организационно-управленческую функцию: руководство работой Суда и управление его делами;

- представительскую функцию: отношения с руководящими органами Совета Европы;

- судебные функции: председательство на пленарных заседаниях Суда, на заседаниях Большой палаты и на заседаниях комитетов в составе пяти судей.

Председатель избирается на пленарном заседании Суда сроком на три года и может быть переизбран, но при этом пребывание Председателя в должности не может превышать срок его судейских полномочий.

По тем же правилам избираются два заместителя Председателя Суда. Их компетенция определена самым общим образом: они оказывают помощь Председателю Суда в осуществлении его функций или замещают Председателя по его просьбе или тогда, когда он не может выполнять свои функции.

Суд разделен на четыре секции, в составе которых в равной степени учтены правовые традиции, географическое распределение и половая принадлежность членов Суда.

Председатель секции избирается с правом переизбрания на пленарном заседании Суда сроком на три года. Его заместитель избирается самой секцией на три года, также с правом переизбрания. Два заместителя Председателя Суда являются одновременно председателями секций.

Рассмотрение конкретных дел с вынесением решения по существу - функция палат Суда и Большой палаты Суда. Для рассмотрения каждого дела, которое по распределению передано в одну из секций, образуется палата, в которую входят семь судей: председатель секции, судья от государства, являющегося стороной в деле, и пять членов секции, которых назначает ее председатель в порядке очередности.

Переданные жалобы палаты рассматривают в порядке очередности, которая определяется готовностью дела к рассмотрению. Палата может принять решение о рассмотрении дела в приоритетном порядке, и это зависит исключительно от нее, так как Регламент не устанавливает каких-либо оснований для избрания такого порядка.

В компетенцию палаты входит также пересмотр ранее рассмотренного ею дела по вновь открывшимся обстоятельствам, которые, будучи значимыми по делу, на момент его рассмотрения не были известны ни Суду, ни стороне. В течение шести месяцев после того, как ей стали известны эти обстоятельства, сторона может обратиться в палату, рассматривавшую дело, с просьбой о пересмотре.

В практике Суда используется объединение нескольких жалоб в одно производство при условии сходного предмета обращения и одного государства-ответчика.

Большую палату можно назвать высшей судебной инстанцией в рамках Суда. Она состоит из 17 судей (и трех запасных судей). Председательствует на ее заседаниях Председатель Суда или один из его заместителей. В состав Палаты ex officio входят также председатели секций (это не значит, что они участвуют во всех заседаниях). Для определения остальных участников заседания все судьи разбиты на две группы, состав которых должен учитывать правовые традиции и географическое распределение государств-участников.

Для рассмотрения дела, поступившего в Большую палату, из каждой группы в порядке определенной очередности "призывается" необходимое число судей. Таким образом, Большая палата действует в несовпадающих составах. При этом в любом случае соблюдается правило обязательного участия судьи от "заинтересованного государства" - стороны в деле - и, соответственно, правило назначения судьи ad hoc.

Большая Палата рассматривает наиболее значительные и сложные дела, какие именно - определяется в каждом конкретном случае. На ее рассмотрении могут также оказаться дела в результате "уступки юрисдикции" и "обращения стороны о передаче дела в Большую палату".

В составе Суда действуют комитеты, в функции которых входит решение вопроса о том, является ли жалоба, переданная в секцию, при которой он создан, приемлемой к рассмотрению, или она должна быть отклонена. Это так называемые комитеты по фильтражу <1>. Общее число их изменчиво, оно определяется Председателем Суда с участием председателей секций. Комитеты образуются на срок 12 месяцев, каждый в составе трех судей одной секции. Председательствует в комитете судья, отвечающий критерию старшинства среди членов секции.

--------------------------------

<1> См.: Туманов В.А. Европейский суд по правам человека: очерк организации и деятельности. С. 156.

Секретариат Суда и его глава - грефье выполняют массу функций, среди которых можно, в частности, отметить следующую. Грефье, или один из его заместителей, участвует в судебном заседании, а вместе с ним - ведущий сотрудник аппарата, готовивший данное дело. Они не имеют права голоса, но могут отвечать на вопросы судей, давать разъяснения относительно фактических обстоятельств дела или возможных разночтений английских и французских текстов. При подготовке дела к слушанию фиксируются вопросы, которые служба грефье считает основными для решения данного дела, что, однако, не связывает Суд. Первоначальный проект решения по делу также может готовиться службой грефье.

Грефье избирается на пленарном заседании Суда тайным голосованием присутствующих судей сроком на пять лет с правом переизбрания. Кандидат на этот пост должен обладать высокими моральными качествами и необходимыми правовыми, административными и лингвистическими знаниями и опытом. Точно так же с учетом тех же требований избираются два заместителя грефье. Как он сам, так и его заместители перед вступлением в должность приносят пленарному заседанию Суда или его Председателю присягу или торжественное заявление. Персонал секретариата, включая референтов, назначается Генеральным секретарем Совета Европы с согласия Председателя Суда или по его поручению - грефье.

Среди качеств, которыми должны обладать грефье и его заместители, особо оговариваются лингвистические знания.

С образованием после реформы четырех секций Суда в каждой из них введена должность секретаря (грефье) секции.

13 мая 2005 г. к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод был принят Протокол N 14 об усилении контролирующей функции Конвенции, внесший значительные изменения как в судебную процедуру, так и в порядок выборов судей.

В частности, судьи будут избираться сроком на девять лет, их не переизбирают. Сроки полномочий судей будут истекать по достижении ими 70-летнего возраста. Судьи должны занимать свой пост вплоть до замены. Вместе с тем после замены они должны будут рассмотреть дела, уже поступившие к ним на рассмотрение.

Никакой судья не может быть отстранен от должности, за исключением случаев, когда другие судьи решат большинством голосов в 2/3, что судья должен прекратить выполнять свои обязанности.

Протокол вводит процедуру единоличного рассмотрения дел (ст. 27 Конвенции согласно нумерации, введенной Протоколом):

1. Судья может единолично решить вопрос о неприемлемости жалобы, поданной в соответствии со ст. 34 Конвенции, или исключить ее из списка подлежащих рассмотрению дел, когда такое решение может быть вынесено без дополнительной экспертизы.

2. Решение является окончательным.

3. Если судья не может вынести решение о неприемлемости жалобы, поданной в соответствии со ст. 34 Конвенции, или исключить ее из списка подлежащих рассмотрению дел, то он обязан передать это дело комитету или Палате для дополнительного изучения жалобы.

Протокол N 14 после ратификации его Российской Федерацией - последним государством - членом Совета Европы, выразившим свое согласие быть связанным условиями настоящего Протокола, вступает в силу в апреле 2010 г.

С момента вступления настоящего Протокола в силу его условия должны применяться ко всем жалобам, ожидающим рассмотрения Судом, а также ко всем постановлениям, исполнение которых находится под наблюдением Комитета министров.

Следует оговорить некоторые моменты, связанные со взаимоотношениями Европейского суда по правам человека и национальными правовыми системами государств-членов.

Безусловно, определяющее значение в защите прав и свобод человека на территории государств - участников Совета Европы имеют национальные судебные и иные органы и национальные правовые системы. С другой стороны, рассматривая жалобу о нарушении какого-либо права, защищаемого Конвенцией, Суд не может не обратиться к нормам внутреннего права, имевшим значение в данном деле, равно как и к судебной практике данного государства, а решение Суда по жалобе, каким бы оно ни было, по определению, приобретает характер оценки этих норм и правоприменительных актов.

Не следует преуменьшать реальное влияние, которое Суд оказывает таким путем на внутренний правопорядок государств-участников. В настоящее время является общепризнанным, что констатация Европейским судом нарушения Конвенции налагает на государство-ответчика в силу п. 1 ст. 46 четкие и определенные обязательства. Меры общего характера, принимаемые государством для исполнения решения Европейского суда, преследуют цель предотвращения в будущем нарушений, подобных тем, которые были допущены в конкретном деле.

1.3. Порядок (процедура) обращения индивида

в Европейский суд по правам человека

В феврале 1996 г. Российская Федерация получила официальный статус члена Совета Европы, что прежде всего предполагает обязательства российской стороны, как было указано в Заключении Парламентской ассамблеи Совета Европы N 193 (1996), соответствовать критериям членства, установленным в ст. 3 Устава Совета от 5 мая 1949 г.: каждое государство-участник "должно признавать принцип верховенства права и принцип, в соответствии с которым все лица, находящиеся под его юрисдикцией, должны пользоваться правами человека и основными свободами и искренне и активно сотрудничать во имя достижения цели Совета...".

Признание данного положения должно означать, что Российская Федерация будет содействовать защите прав человека, используя для этого в том числе и европейский правозащитный механизм.

Единственным органом европейского правосудия в настоящее время является Суд, который действует на постоянной основе. Эта система призвана рационализировать действующий правозащитный механизм, сократить процессуальные сроки и повысить уровень защиты прав человека.

Новая судебная система обязывает государства признавать право индивидуальных обращений в Единый суд и признавать его обязательную юрисдикцию без истечения сроков давности, а также внесение некоторых новелл в порядок выборов членов суда.

Созданный на базе Европейской конвенции контрольный механизм явился в значительной мере результатом компромисса. В годы его создания государства Совета Европы не были готовы к отказу от части своих суверенных прав. Сегодня Европейский суд по правам человека регулярно признает нарушение странами своих обязательств по международному праву. Достигнут большой прогресс в том, как государства стремятся выполнять решения Суда. За годы работы члены Совета Европы внесли ряд изменений в свое законодательство и практику с целью достижения соответствия с положениями Конвенции и решениями Суда.

Статус индивида. Представительство сторон. Лицо, которое подает жалобу в Европейский суд по правам человека, да и в любой другой межправительственный орган, называет себя жертвой нарушения прав, оговоренных в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Подобный термин ("жертва") касается индивидуальных обращений, поскольку требование связывается с нанесением личного ущерба заявителю.

Тем самым оговаривается, что судебная защита конкретного лица не может быть связана с общей несправедливостью в отношении граждан государства, которая основана на внутригосударственном праве или национальной политике, - индивид не может подать жалобу in abstracto, если лично в отношении его не было совершено неправомерных действий.

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод не допускает и жалоб actio popularis подачи заявлений группой лиц в отношении одних и тех же фактов. В подобных случаях каждый заявитель должен действовать отдельно и самостоятельно доказывать тот факт, что он является жертвой в соответствии со ст. 34 Конвенции <1>.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 1998. N 20. Ст. 2143.

В практике Комиссии и Суда фигурировали заявители, объявленные впоследствии "потенциальными" и "косвенными" жертвами.

Рассматривая статус "потенциальной" жертвы, Комиссия определяла его для тех заявителей, для которых угроза ущерба, возможно нанесенного в будущем, являлась реальным основанием для объявления этого лица жертвой в соответствии со ст. 25 Конвенции (старая редакция). Например, в странах, где гомосексуализм относится к уголовно наказуемым деяниям, сами гомосексуалисты являются именно "потенциальными" жертвами. Нарушение прав здесь заключается во вмешательстве государства в личную жизнь своих граждан, если речь идет о добровольной интимной связи.

В деле Open Door and Dublin Woman v. Ireland суд постановил, что издание ирландскими судами запрета на распространение информации об услугах по производству абортов, доступных в Великобритании, является посягательством на право на свободное выражение мнений согласно ст. 10. Две женщины-заявительницы признавались потенциальными жертвами, так как, по мнению Комиссии и Суда, хотя они и не были беременны на момент подачи заявлений, но относятся к категории женщин детородного возраста, а потому могут пострадать от введенных ограничений.

"Косвенными" жертвами объявляются близкие родственники непосредственной жертвы, а также лица, имеющие иного рода тесные отношения с непосредственной жертвой, или те, кто понес ущерб в результате нарушения прав другого или заинтересован в прекращении нарушения. Для квалификации в качестве "косвенной" жертвы необходимо, чтобы заявитель в петиции называл имя непосредственной жертвы, которая также имеет возможность подать заявление о нарушении собственных прав.

Комиссия и Суд разрешали прямым родственникам заявителя продолжать дело после его смерти, особенно если дело касалось нарушения права, связанного с имуществом заявителя и его родственников. Однако, как отмечала Комиссия, все зависит от характера жалобы и наследники должны иметь "сами достаточный интерес с точки зрения права, оправдывающего дальнейшее рассмотрение заявления от их имени".

В деле Де Вильде, Оомс и Версип (дело о бродяжничестве) Комиссия решала вопрос о том, может ли считаться жертвой человек, который фактически отказался от своих прав. Заявители по этому делу явились в бельгийскую полицию в поисках временного жилья и пищи, т.е. намеренно сдались властям. Суд вынес следующее постановление: "По смыслу Конвенции право на свободу имеет слишком важное значение в "демократическом обществе", чтобы терять преимущество защиты по Конвенции лишь по той причине, что человек сам сдается в руки правоохранительных органов... Если вопрос касается ordre public в рамках Совета Европы, то в каждом случае органы Конвенции должны вести тщательное наблюдение за всеми мерами, которые могут привести к нарушению гарантируемых Конвенцией прав и свобод".

Таким образом, человек не может добровольно отказаться от своих основных прав, а потому не может и утратить статус жертвы в соответствии со ст. 34 Конвенции.

Первоначально подать индивидуальную жалобу заявитель вправе самостоятельно или через представителя (ст. 36 Регламента Европейского суда по правам человека). Однако после уведомления государства - участника Конвенции, выступающего ответчиком, о поступлении индивидуальной жалобы, заявитель должен обеспечить наличие представителя (если иное решение не было принято Председателем Палаты).

Пункт 4 ст. 36 Регламента в действующей редакции предусматривает, что представительство заявителя осуществляется адвокатом или любым иным лицом, допущенным Председателем Палаты.

На любой стадии производства Председатель Палаты может, если сочтет, что обстоятельства или действия адвоката или другого лица, назначенного представителем, это оправдывают, решить, что данное лицо более не может представлять заявителя или помогать ему и заявителю следует найти другого представителя.

Заявитель сам выбирает себе представителя, отвечающего вышеизложенным требованиям. На стадии подачи первичной жалобы представитель (если таковой имеется) не обязательно должен быть юристом.

Однако на более поздних стадиях разбирательства представитель должен по общему правилу являться адвокатом, уполномоченным практиковать в любом из государств - участников Конвенции, и постоянно проживать на территории одного из них, а также в достаточной степени владеть одним из официальных языков Суда (французским или английским).

Суд не вправе назначать адвоката для представительства заявителя, но в исключительных случаях секретариат Суда может оказать содействие в этом вопросе, обратившись к председателю Ассоциации адвокатов соответствующей страны с просьбой назвать заявителю имена адвокатов, которые могут представлять его интересы в Европейском суде по правам человека. Кроме того, в процессе подготовки дела и в процессе слушаний на стороне заявителя могут участвовать советники.

От имени заинтересованных государств, выступающих сторонами в процедуре Европейского суда, действуют их официальные представители - Уполномоченные государств.

В большинстве государств - участников Конвенции создан институт официального Уполномоченного государства во внутреннем праве. В Российской Федерации также существует институт Уполномоченного РФ при Европейском суде по правам человека для защиты ее интересов в процедурах, затрагивающих интересы государства.

Уполномоченный по правам человека в РФ в своей деятельности подотчетен Президенту РФ и работает во взаимодействии с Межведомственной комиссией РФ по делам Совета Европы. Его деятельность регулируется Положением об Уполномоченном РФ при Европейском суде по правам человека, утвержденным Указом Президента РФ от 29 марта 1998 г. N 310 (в редакции Указа Президента РФ от 22 декабря 1999 г. N 16781).

В функции Уполномоченного РФ и обеспечивающего его деятельность аппарата, в частности, входит следующее:

- выступать в качестве представителя Российской Федерации при разбирательстве дел в Европейском суде по правам человека и (или) привлекать в этих целях представителей Генеральной прокуратуры Российской Федерации, соответствующих федеральных органов исполнительной власти, а также российских и зарубежных адвокатов;

- вести переговоры о досудебном урегулировании дел, возбужденных против Российской Федерации;

- в случае вынесения Европейским судом по правам человека решения о выплате истцу справедливой денежной компенсации в связи с неправомерными действиями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и (или) о восстановлении нарушенного права информировать об этом указанные органы и Министерство финансов РФ, которые не позднее чем через месяц после получения извещения от Уполномоченного РФ обеспечивают исполнение решения в полном объеме;

- обеспечивать совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработку соответствующих законопроектов, если исполнение решений Европейского суда по правам человека связано с внесением изменений и дополнений в федеральное законодательство;

- обеспечивать совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти подготовку проектов соответствующих нормативных правовых актов и вносить их на рассмотрение соответствующих органов государственной власти, если исполнение решений Европейского суда по правам человека связано с внесением изменений и дополнений в нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, иные нормативные правовые акты.

Кроме заявителя и заинтересованного государства в процессе может принимать участие третья сторона. В соответствии со ст. 44 Регламента это любое государство - участник Конвенции или любое заинтересованное лицо, которое в порядке п. п. 1, 2 ст. 36 (участие третьей стороны) Конвенции реализовало свое право представить письменные замечания, принять участие в слушаниях либо было приглашено туда.

Прошение о разрешении участвовать в процессе подается в письменной форме на одном из официальных языков Суда. Оно должно быть мотивированным и должно быть подано не позднее 12 недель после того, как жалоба была доведена до сведения государства-ответчика.

Сроки могут быть продлены Председателем Палаты, если имеются веские доводы для этого.

Перечень прав и свобод, нарушение которых может быть основанием обращения. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод была подписана 4 ноября 1950 г. и вступила в силу 3 сентября 1953 г. На момент принятия Конвенция включала следующие положения.

Статья 1 регламентировала обязательства членов Совета Европы обеспечить каждому лицу, находящемуся под их юрисдикцией, права и свободы, определяемые в разд. 1. Первый раздел Конвенции перечислял гарантируемые государствами права и свободы. Раздел 2 предусматривал создание Европейской комиссии и Европейского суда по правам человека "для соблюдения обязательств, принятых на себя сторонами...". Третий (ст. ст. 20 - 37) и четвертый (ст. ст. 38 - 56) - определяли состав, компетенцию и основные процедуры Суда и Комиссии. Пятый раздел был посвящен остальным вопросам имплементации Конвенции и ее действию.

Даже беглый анализ делает очевидным тот факт, что круг прав, оговоренных в Конвенции, значительно уже по сравнению с международными пактами о правах человека 1966 г. С другой стороны, если государства - участники Совета Европы являются участниками и данных пактов, то это накладывает на них дополнительные обязательства.

В первоначальном тексте Конвенции не были закреплены следующие права и свободы:

1) право народов на самоопределение (ст. 1 Международного пакта);

2) обращение с лицами, лишенными свободы (ст. 10);

3) ограничение на высылку иностранцев, законно находящихся на территории государств - участников Пакта (ст. 13);

4) право на пересмотр вышестоящей судебной инстанцией решения или приговора (ч. 5 ст. 14);

5) недопустимость вторичного осуждения или наказания: non bis in idem (ч. 7 ст. 14);

6) запрещение пропаганды войны, а также выступлений в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющих собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию (ст. 20);

7) права меньшинств (ст. 27) и др.

Подобная ограниченность была связана с тем, что страны Совета Европы не захотели идти по пути формального декларирования того, чего не могли гарантировать в тот исторический момент. Целью была выработка цельного, юридически обязывающего документа, действие которого бы обеспечивалось эффективным контрольным механизмом.

Используя традиционные классификации конституционного и международного права, можно разбить гарантируемые Конвенцией и Протоколами права на три основные группы <1>.

--------------------------------

<1> См.: Туманов В.А. Европейский суд по правам человека: очерк организации и деятельности. М., 2001. С. 18 - 20.

В первую включаются судебные гарантии, понимаемые в широком смысле, т.е. не только как права лица на стадии судебного разбирательства, а как все права и гарантии лица, оказавшегося в сфере юстиции и деятельности правоохранительных органов. В обобщенном виде в Конвенции это названо "право на свободу и безопасность" и "справедливое судебное разбирательство". Сюда относятся:

- право лица в случае ареста или задержания незамедлительно предстать перед судом для рассмотрения вопроса о законности ареста или задержания;

- право лица на компенсацию в случае незаконного ареста или задержания;

- запрет содержания лица под стражей без достаточных оснований в период предварительного следствия;

- запрет бесчеловечного, унижающего достоинство обращения с лицом, содержащимся под стражей;

- запрет лишения свободы за невыполнение договорного обязательства;

- право беспрепятственного доступа к правосудию;

- право на независимый и беспристрастный суд;

- гарантия равенства сторон судебного процесса и принципа состязательности;

- право на гласность судебного процесса;

- право на судебное разбирательство в разумный срок;

- право обвиняемого на защиту, включая право на назначение при отсутствии у него средств бесплатного защитника;

- право на бесплатного переводч


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: