Оценка издержек

Следующим этапом обоснования цен является определение издержек производства товара. Издержки формируют минимальную цену. Анализ издержек в ценообразовании имеет особое значение. Определение их необходимо для расчета цены предложения, выработки эффективной стратегии ценообразования.

Компании стремятся назначить на товар такую цену, чтобы она полностью покрыла все издержки по производству, распространению и сбыту, включая справедливую норму прибыли за приложенные усилия и риск. В экономической литературе приводятся различные способы группировки затрат. Расширение рыночных отношений ведет к увеличению роли группировки затрат в зависимости от объема производства. Издержки делятся на переменные и постоянные.

Переменные издержки (VC) изменяются в зависимости от объема выпускаемой продукции, работ, услуг (например, затраты на сырье, материалы, зарплату производственных рабочих, упаковку и т.д.). В расчете на единицу продукции обычно не изменяются (AVC).

Постоянные издержки (FC) (накладные расходы) не зависят от объема выпуска продукции, работ, услуг. Производитель несет эти расходы даже при нулевом объеме. Это расходы по содержанию предприятия, управлению, амортизационные отчисления, арендная плата, страховка, реклама некоторые налоги, предшествующие обязательства, кредиты и проценты по ним и т.д. В расчете на единицу продукции при увеличении объема производства доля постоянных затрат все время снижается (AFC).

Сумма постоянных и переменных издержек составляет валовые издержки (TC) предприятия на определенный объем выпуска.

ТC = FC + VC (15)

В отечественной практике калькулирования издержек производства и обращения валовые издержки часто называют совокупными. Также больше принято использовать понятия условно-постоянных и условно-переменных издержек, которые относятся к разграничению расходов, включаемых в себестоимость. Валовые, или совокупные, издержки представляют собой все экономические или предпринимательские затраты, связанные с выпуском товара. Они в процессе анализа сопоставимы с валовым доходом (или выручкой от реализации товара) TR.

При анализе цены предложения рассчитываются экономические издержки, которые шире включаемых затрат по сравнению с бухгалтерскими.

Средние издержки AT C являются издержками на единицу товара. Они определяются как частное от деления валовых издержек на объем реализуемого товара.

ATC = AFC + AVC (16)

Уменьшение средних затрат на начальном этапе объясняется экономией на постоянных затратах при увеличении объема и положительными эффектами, связанными с переменными затратами (эффект увеличения закупок, специализация). При увеличении количества производимой продукции в краткосрочном периоде переменные затраты начинают резко возрастать и в итоге средние затраты растут.

Предельные или маржинальные издержки (МС) представляют собой прирост издержек в результате производства и реализации одной дополнительной единицы товара (продукции, работ, услуг). Предельные издержки можно записать следующим образом:

(17)

Если изменение совокупных издержек представлено в виде функции от объемов выпуска, то предельные издержки равны дифференциалу этой функции. В рыночной экономике анализ предельных издержек имеет решающее значение для выработки и обоснования стратегии ценообразования предприятия. При этом используются как аналитические, так и табличные, графические представления издержек.

Распределение затрат на постоянные и переменные издержки целесообразно осуществлять для каждого предприятия посредством анализа конкретных статей.

В мировой практике вопросам внутрихозяйственного учета, в том числе методикам планирования и учета затрат, калькулирования себестоимости продукции, придается большое значение.

Метод калькулирования предполагает систему производственного учета, при которой определяются фактическая себестоимость продукции и издержки на ее единицу. Методы калькулирования затрат, принятые в мировой практике это - абзорпшен-костинг и директ-костинг.

Суть абзорпшен-костинга состоит в следующем: все затраты на производство продукции собираются а затем они делятся на два этапа:

1) затраты между незавершенным производством и готовой продукцией;

2) затраты между остатками готовой продукции на складе и реализованной продукцией.

Коммерческие расходы считаются периодическими и могут либо полностью относиться на реализацию, либо должны распределяться между остатками готовой продукции на складе и реализованной продукцией.

В модификации абзорпшен-костинга к периодическим расходам можно относить и общехозяйственные расходы. Название метода связано с тем, что все затраты должны распределяться по видам продукции, включая коммерческие расходы.

В абзорпшен-костинге большое значение придается делению затрат на прямые и косвенные по отношению к видам продукции. Косвенные расходы распределяют по видам продукции исходя из выбранной базы распределения.

База распределения — это стоимостный или натуральный показатель, пропорционально которому распределяют косвенные расходы. Где бы затраты ни возникали, их необходимо распределять или готовить к распределению по видам продукции. Деление затрат на переменные и постоянные в этом методе калькулирования во внимание не принимается.

Абзорпшен-костинг актуален, когда предприятие участвует в ценовой конкуренции или цена продукции привязана к полным затратам.

Метод директ-костинга имеет свою историю появления: в годы Великой депрессии в США объемы продаж падали, запасы у предприятий росли, бόльшая часть затрат по методу абзорпшен-костинг оказывалась отнесенной на запасы, меньшая - на реализацию. Даже при небольших продажах предприятие было вынуждено показывать прибыль и платить налог на прибыль, что в годы общего спада экономики было весьма обременительно. В таких условиях был найден более справедливый метод распределения затрат между остатками готовой продукции на складе и реализованной продукцией, который получил название директ-костинг.

Данный метод позволял снизить налогооблагаемую прибыль при значительных остатках готовой продукции. В директ-костинге все постоянные затраты считаются периодическими и списываются на реализацию. Себестоимость реализованной продукции возрастает, прибыль падает, а на остатки относят только переменные расходы.

В директ-костинге деление затрат на прямые и косвенные не имеет значения. Дело в том, что переменные затраты, как правило, прямые, их непосредственно можно учесть по видам продукции. Постоянные затраты - косвенные, их по видам продукции не распределяют, а списывают общей суммой на результаты финансовой деятельности. Таким образом, основной упор делается на классификацию «переменные/постоянные» затраты.

Директ-костинг актуален при принятии решения об увеличении или уменьшении объемов производства того или иного вида продукции. Маржинальный доход должен покрывать постоянные затраты, а это является причиной положительного решения относительно производства продукции.

Прибыль, рассчитанная методом абзорпшен-костинг и методом директ-костинг, будет разной. Она совпадет только в случае, если у предприятия запасы на складе нулевые, то есть вся произведенная продукция реализована.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: