Спросом в западной экономической литературе называют количество товара, которое будет куплено за приемлемую цену и определенный промежуток времени.
Спрос на рынке выступает со стороны потребителя, вернее, покупателя и отражает потребности людей. Поэтому под спросом следует понимать представленную на рынке потребность в товарах. Но не всякая потребность, а лишь подлежащая удовлетворению и обеспеченная денежным эквивалентом, т.е. платежеспособная, потребность.
Спрос – это зависимость, существующая между всеми возможными ценами на товар и количеством товара, которое покупатели готовы (т.е. хотят и могут) купить по этим ценам.
Количество товара, которое покупатели готовы купить по данной цене, называется величиной спроса.
В общем случае закон спроса гасит: чем выше цена товара при прочих равных условиях, тем меньше величина спроса, и наоборот, чем ниже цена, тем большее количество товара готовы приобрести покупатели рис. 28.1.
Удовлетворение потребностей любого экономического субъекта осуществляется при следующих важных условиях:
а) большинство товаров и услуг не бесплатны;
б) у любого товара есть заменители (субституты);
в) неизбежный выбор между субститутами требует сопоставления дополнительных затрат и дополнительных выгод.
Рисунок 28.1 – Закон спроса