В научном познании огромную роль играют методы познания. От метода часто зависит судьба исследования. Метод - это система регулятивных принципов и правил познавательной и практической деятельности. Эту систему называют методом Декарта по имени ученого, сформулировавшего исходные принципы, которые можно сформулировать следующим образом;
1) ничего нельзя принимать за истинное, пока оно не представляется ясным и отчетливым;
2) трудные вопросы необходимо делить на столько частей,сколько нужно для разрешения;
3) начинать исследование надо с самых простых и удобных для познания вещей и постепенно переходить к познанию вещей трудных и сложных;
4) ученый должен на все обращать внимание: он должен быть уверен, что ничего не пропустил, должен останавливаться на всех подробностях.
Различают эмпирический и теоретический методы познания
К основным эмпирическим методам относятся:
- наблюдение;
- измерение;
- эксперимент;
- описание;
- сравнение.
Наблюдение - целенаправленное изучение отдельных предметов, в ходе которого происходит получение знания о внешних свойствах и признаках объекта. Наблюдение опирается на такие формы чувственного познания, как ощущение, восприятие, представление. Итогом наблюдения является эмпирическое описание. Описание - процесс фиксации результатов наблюдения с помощью средств языка либо других знаковых форм. Наблюдение тесно связано с измерением - процессом нахождения отношения данной величины к другой однородной величине, принятой за единицу измерения. Результат измерения выражается числом.
|
|
Эксперимент - метод изучения явлений, который осуществляется в строгоопределенных условиях, причем последние могут при необходимости воссоздаваться и контролироваться субъектом познания (ученым). Это научно поставленный опыт.
Выделяются следующие виды эксперимента:
- исследовательский;
- проверочный (контрольный);
- физический, химический, биологический, социальный и др. Широкое развитие в современной науке получил мысленный эксперимент - система мыслительных процедур, проводимых над объектами. Эмпирические методы выполняют задачу исследования объектов
Задачу систематизации эмпирического знания выполняют такие общелогические методы и приемы познания, как анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, обобщения, системный подход.
Анализ - разделение (мысленное или физическое) познаваемого объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения.
Синтез - соединение, воспроизведение связей отдельных частей, элементов сложного явления в единое целое.
Обобщение - установление общих свойств и признаков предмета.
|
|
Индукция - переход от знания отдельных фактов к знанию общего и существенного.
Дедукция - выделение конкретного знания из общего.
Аналогия - получение знания о неизученных объектах на основе сходства суже изученным
Системный подход - совокупность общенаучных методологических принципов, в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем.
К теоретическим методам познания относятся:
- абстрагирование;
- идеализация;
- выдвижение гипотез;
- построение научных теорий;
- использование метода научного моделирования.
Научное моделирование (или модели) - это упрощенное изображение реальности, используемое для проработки возможного результата, это воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения. Особо выделяется математическое моделирование. Нередко модель строят по аналогии. Метод научного моделирования является связующим звеном между двумя уровнями научного познания - теоретическим и практическим.
Гипотеза - выдвижение и обоснование некоторых предположений, с помощью которых предполагается дать объяснение тем фактам, которые не укладываются в рамки прежних объяснений
На основе проверки гипотезы происходит построение научных теорий. Научной теорией называется логически непротиворечивое описание явлений окружающего мира, которое выражено особой системой понятий.Любая научная теория помимо описательной функции выполняет еще и функцию прогностическую: она помогает определить направление дальнейшего развития общества, происходящих в нем явлений и процессов.
Идеализация - это мысленное конструирование объектов, не существующих в действительности.
Абстрагирование - это отвлечение от несущественных признаков предметов и явлений и выделение сущностных признаков.