В рамках процессного подхода любое предприятие рассматривается как бизнес-система – система со множеством бизнес-процессов, чьи конечные цели-выпуск продукции или услуг.
Под бизнес-процессом понимают совокупность различных видов деятельности, которые создают результат, имеющий ценность для потребителя. Бизнес-процесс – это цепочка работ (функций), результатом которой является какой-либо продукт или услуга.
Каждый бизнес-процесс имеет свои границы и роли.
В процессном подходе используются следующие ключевые роли:
Владелец процесса – человек, отвечающий за ход и результаты процесса в целом. Он должен знать бизнес-процесс, следить за его выполнением и совершенствовать его эффективность.
Лидер команды – работник, обладающий знаниями о бизнес-процессе и имеющий позитивные личные качества.
Коммуникатор – работник, обучающий команду различным методам работы, подготавливающий совместно с лидером совещания и анализирующий их результат.
Координатор процесса – работник, отвечающий за согласованную работу всех частей бизнеса и обеспечивающий связь с другими бизнес-процессами.
|
|
Участники команды – специалисты различных уровней иерархии. (проводят моделирование, анализ и оценку бизнес-процесса)
Одним из основных элементов процессного подхода является команда. Существует несколько типов процессных команд:
Ситуационная команда – обычно работает на постоянной основе и выполняет периодически повторяющуюся работу.
Виртуальная команда – создается для разработки нового продукта или услуги.
Ситуационный менеджер – высококвалифицированный специалист, способный самостоятельно выполнить до 90% объема работ.
Важной задачей процессного подхода является формирование процессных команд. Подготовка и формирование команды включает:
– учебные курсы;
– практический тренинг по освоению методов, методик и др.;
– психологическое тестирование;
– тестирование рабочих навыков.
Наиболее общими показателями оценки эффективности бизнес-процессов являются:
– количество производимой продукции заданного качества за определенный интервал времени;
– количество потребляемой продукции;
– длительность выполнения типовых операций и др.