Внутренняя среда определяет технические и организационные условия работы предприятия и является результатом управленческих решений. Целью анализа внутренней среды предприятия служит выявление слабых и сильных сторон его деятельности, так чтобы воспользоваться внешними возможностями. Предприятие должно иметь определенный внутренний потенциал. Одновременно надо знать и слабые места, которые могут усугубить внешнюю угрозу и опасность.
Внутренняя среда организаций включает:
· производство - объем, структура, темп производства, номенклатура продукции, обеспеченность сырьем и материалами, уровень запасов, скорость их использования, наличный парк оборудования и степень его использования, резервные мощности, экология производства, контроль качества, патенты, торговые марки и т.д.;
· финансы - своего рода зеркало, в котором отражается вся производственно-хозяйственная деятельность предприятия. Финансовый анализ позволяет вскрыть и оценить источники проблем на качественном и количественном уровне;
|
|
· средства производства - основные средства, с помощью которых изготовляется продукция и оборотные средства, из которых создается эта продукция;
· маркетинг - охватывает все процессы, связанные с планированием производства и реализацией продукции, в т.ч. производимые товары, долю рынка, каналы распределения и сбыта продукции, маркетинговый бюджет и его исполнение, маркетинговые планы и программы, стимулирование сбыта, реклама, ценообразование;
· управление персоналом - структура, квалификация, количественный состав работников, производительность труда, текучесть кадров, стоимость рабочей силы, интересы и потребности работников;
· организация управления - организационная структура, методы управления, уровень менеджмента, квалификация, способности и интересы высшего руководства, престиж, имидж предприятия;
· культура и имидж предприятия - факторы, которые создают образ предприятия, высокий имидж предприятия позволяет привлечь работников высокой квалификации, стимулировать потребителей к покупке товаров и т.п.;
· информация - имеет важное значение для работы предприятия. При помощи информации все компоненты действующего предприятия связываются в единый, синхронно функционирующий комплекс, нацеленный на производство заданного вида продукции соответствующего количества и качества.
Право и обязанность распоряжаться имуществом, самостоятельно регулировать деятельность, нести ответственность за ее результаты сопряжены с необходимостью наличия банка данных и средств оперативной переработки колоссального объема технической, коммерческой, финансовой, правовой и прочей информации, которая используется для разработки стратегии и текущего управления производством.
|
|
Информация - главный ресурс интеллектуальной, а, следовательно, производственной и предпринимательской деятельности человека. Информация входит в разряд основных жизненных и коммерческих ресурсов.
Главное свойство информации - способность бесконечного тиражирования без потери своих первоначальных свойств. Ни один другой ресурс не обладает этим свойством. Умение продуктивно использовать информацию - основное условие успеха деятельности любого предприятия. Использование информации дает возможность выбора продукта и стратегии управления, ориентации на определенные группы потребителей и экономические показатели предприятия, на потенциальные рынки сбыта, обеспечение конкурентоспособности продукции и услуг. Информация ложится в основу системы показателей, норм и нормативов, компьютерных программ, на базе которых осуществляется управление предприятием, т.е. является основой организации предприятия как системы.
Требования к качеству информации:
· ясность;
· уместность - информация должна относиться к рассматриваемому делу;
· содержательность - наличие сведений, характеризующих рассматриваемое явление, отсутствие лишних сведений;
· существенность - информация считается существенной, если ее отсутствие или неправильная оценка могут повлиять на решение пользователя;
· своевременность;
· полнота отражения;
· логичность - т.е. построение по законам логики (закон тождества предмет в пределах одного сообщения остается неизменным, чтобы не было подмены одного предмета другим; закон противоречия - не могут быть одновременно истинными два сообщения; закон исключенного третьего - из двух противоречащих сообщений одно истинно, другое ложно; закон достаточного основания - признание информации достоверной на основании доказательств и обоснований);
· достоверность, правдивость.