Тайна замкнутой системы

«Легче держать вожжи, чем бразды правления».

Козьма Прутков

В «Большой советской энциклопедии» издание 3 том.9 стр. 325 дается такое определение: «Замкнутая система управления, систе­ма управления, в которой управляющее воздействие формирует­ся в функции отклонения значения управляемой величины от тре­буемого закона её изменения». Такое определение предполагает су­ществование у «субъекта» управления (в технике это некая «система управления») «прямых и обратных связей» только с «объектом» управления. Влияние «среды» на всё это и влияние «всего этого» на «среду» в таком определении БСЭ не просматривается.

В ДОТУ взаимовлияние «среды» и «всего этого» (субъекта и объекта) учтено в определении:

Замкнутая система – это объект управления, находящий­ся в среде, и система управления им (субъект), связанные друг с другом цепями прямых и обратных связей.

Замечание:

Не надо пугать определение «замкнутая система», которое даёт­ся с точки зрения управления, с определением, которое используется в современной физике. С точки зрения физики «замкнутая система» – это такая система, которая неспособна к обмену энергией с другими системами и её собственная энергия сохраняется количественно.

Такой системе в физике противостоит «открытая система», кото­рая обменивается потоками энергии с окружающей средой. И реаль­но все «системы» в Космосе и на Земле являются «открытыми сис­темами». «Замкнутая система» – это всего лишь абстракция теоре­тической физики. Реально в Мироздании и на Земле «замкнутых сис­тем» нет! Просто использование понятия «замкнутая система» по­зволяет приближённо описать течение происходящих в ней процес­сов с множеством оговорок. (Конец замечания).

Примером замкнутой системы является автомобиль с водите­лем. См. рис. 12-49а.

При этом следует учесть, что в самом автомобиле тоже есть контуры прямых и обратных связей между «объектами» и «субъек­тами» («системами управления»). Это топливная система, система охлаждения двигателя и т.д. И в человеке тоже есть такие же «внут­ренние» «контуры управления». Это сердечно-сосудистая система, нервная система, дыхательная система и т.д.

Учёт «среды» позволяет более точно и правильно оценивать по­ведение всей системы в целом. В этом, собственно, и заключается принципиальная разница в определении того, что понимается под «зам­кнутой системой».

Следует знать о некоторых «нюансах». Надо уметь различать замкнутые системы:

С локализованной системой управления.

С нелокализованной системой управления.

«Локализация» (лат. Localis «местный», Locus «место») – 1. Ме­стоположение, размещение. 2. Выявление местоположения. 3. Огра­ничения чего-либо какими-либо пределами.

«Локализованный» – размещённый в определённом месте.

«Локализовать» – ограничить территориально.

В локализованной системе управления выделить субъект («систему») управления можно. Водитель (его алгоритмика психи­ки) – это «система управления» («субъект»).

В нелокализованной системе управления такое «выделение» сделать невозможно. Примером такого самоуправляющегося объекта с нелокализованной системой управления является сливной бачок уни­таза с поплавковым регулятором уровня воды. Как здесь выделить «субъект» («систему») управления? Ведь в этом случае сам «объект» управления является и «субъектом» («системой») управления!

Разница между локализованной и нелокализованной системами в том, что если из локализованной системы убрать «субъекта» («сис­тему») управления, то вся структура в целом, то есть объект управления, останется в исправном состоянии. Водитель вышел из машины, но автомобиль готов ехать дальше. Но если изъять хоть один эле­мент из нелокализованной системы, то она приходит в негодность (пример: сливной бачок). Сопоставьте это с бригадой (коллективом), в котором бригадир (руководитель) не освобождённый, а выполняет определённую работу, которую вместо него никто не сможет выпол­нить. И если бригадир заболел, что будет?

Система управления объектом (и локализованная, и нелокализо­ванная – разницы нет) в соответствии с вектором целей на основе вектора состояния формирует управляющий сигнал таким, чтобы поведение объекта отвечало заданному вектору целей, а вектор ошиб­ки не выходил за заданные пределы (см. рис. 12-49б).

Теперь мысленно совместите два рисунка вместе. Можете даже нарисовать такую схему. Правда на ней будет много элементов. И если вы нарисуете это сами, то вам будет проще воспринимать эту целостность, нежели вы будете разбираться на готовой схеме.

И тогда будет проще понять строгое определение того, что есть «управление», в чём заключается его «физический смысл». На ри­сунке вы видите схематичное изложение этой словесной формулы:

Управление – это:

единая упорядоченная совокупность разнокачественных действий,

осуществляемых элементами замкнутой системы, то есть

иерархии контуров циркуляции и преобразований инфор­мации

в процессе реализации концепции управления (т.е. це­левой функции управления «ЦФУ»).

Управление – это целостная функция, поскольку изъятие из неё тех или иных этапов делает управление невозможным, то есть концепцию неосуществимой.

После этого, уважаемые читатели, можете самостоятельно по­размыслить над тем, что будет, если какие-то «этапы» управления будут отброшены, например, «этапы» управления автомобилем. А после этого подумайте и о том, что будет, если какие-то «этапы» и «элементы» будут «отброшены» при управлении страной. После это­го можете самостоятельно оценить высказывание В.В. Путина на пресс-конференции с журналистами 1 февраля 2007 г.: «Я не правлю. Я просто работаю».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: